Но с точки зрения психофизиологии образы первичнее слов, а значит от них к безмыслию путь короче. Что же до энергий, то про них святые отцы упомянали как про естественную ступень по пути к стяжанию Фаворского света, который тоже есть суть Первоэнергия. И что плохого в том, чтобы выражать возникающее ощущение энергий через движения?
Кстати, еще вопрос - что кто думает о возможности, скажу так (за неимением лучшего термина) - рационального подхода к умному деланию? Под ним я понимаю следующее - практику, при которой осуществляется непрерывная концентрация на некоей последовательности слов (или образов) при одновременном создании второго очага внимания (концентрация на области вилочковой железы), которая рождает технику, которая не требует веры
и не требует сознательных усилий по концентрации, а требует лишь регулярности исполнения, обладая свойством естественности - т.е. выполняя ее, разум сам по себе все более концентрируется (локус внимания сужается и уходит внутрь), а вместо веры постепенно возникают ощущения Божественного Присутствия (т.е. практика порождает веру, а не требует ее наличия). Возможна ли такая техника молитвы?
А упоминание про подобную методику я нашел вот где -
http://www.gayatri.ru/allbooks/86/ И судя по краткому описанию, весь исихазм мог (не утверждаю, лишь предполагаю) явиться лишь усеченной и неполной версией того, что описано там как практика "вознесения ума и духа". Что вы по этому поводу думаете? Ведь согласитесь, что для обычных людей техника, не требующая изначально веры и усилий по концентрации и приводящая к их возникновению и нарастанию в силу простой регулярности выполнения неких приемов, представляется гораздо более приемлемой, чем любой метод, требующий изначальной веры.