Исихазм

Автор Тема: Отличие сердечного центра от духовного сердца  (Прочитано 74149 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Александр в теме Внутренняя и внешняя молитвы предложил в отдельной теме обсудить отличие сердечного центра от духовного сердца:

Цитата: Alexander
О соотношении внутренней и внешней молитвы и о благодатном действии было бы более чем актуально поговорить в другой теме, разбирая отличие сердечного центра (о котором говорится во многих практиках) от духовного сердца. Незнание этого различия, принятие работы сердечного центра за истинную благодать - одна из серьезных ошибок в практике молитвы.


Дейсвительно, я согласен, вопрос очень важный, давайте обсудим.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Не мудрствуя лукаво делаю копи-паст, в результате:

…сердце - это место, которое можно открыть благодатным подвигом и в котором открывается Бог. Там человек ощущает свет Божий, и оттуда наполняет его любовь Божия и любовь к Богу. Человек обретает ощущение сердца, но вся жизнь, скрытая там, остается недоступной для восприятия. Согласно учению святых отцов, это духовное сердце находится в плотском сердце, как в некоем органе. Святитель Григорий Палама ссылается на речение Господа: "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления" (Мф. 15:19) и на слова преподобного Макария: "Сердце правит всем составом человека, и если благодать овладеет пажитями сердца, она царит над всеми помыслами и телесными членами, ибо в нем заключены ум и все помыслы души". В этой связи он пишет, что "сердце наше есть сокровищница разума и первый плотской разумный орган" (Свт. Григорий Палама. Триады... С. 43). Тот же святой, чтобы подтвердить учение о том, что в сердце, телесном органе, находится духовное сердце, ссылается на слова апостола Павла: "Вы - наше письмо, написанное в сердцах наших... вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на платяных скрижалях сердца" (2Кор. 3:2-3) и научение Максима Исповедника: "Посетив чистое сердце, Бог удостаивает посредством Духа начертать в нем Свои письмена, как на некиих Моисеевых скрижалях" (там же, с. 103-104). Возвращаясь от своего рассеяния, ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце. "Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это - плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием" (Старец Силуан. М., 1994. С. 47).

Это цитата из книги Ирофея Влахоса, которая есть на этом сайте. Что тут можно сказать. Блажен человек, у которого возникли такие вопросы в ПРАКТИЧЕСКОЙ плоскости. Нам дай Бог обрести пока "плотяное сердце" и восплакаться внутри его.

Еще вопрос Александру, судя по вашему посту, мне показалось, что Вы хотели бы обсудить этот вопрос не только с православной точки зрения но и в аспектах других духовных практик. Или я ошибся?
А тема действительно интересная и важнее просто некуда.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Вопрос в  каком-то смысле подготовительный к заглавию темы.

В практике исихазма принято разделять степени молитвы (упрощенно) на словесную, умную и сердечную. Про эти виды сказано достаточно. Есть подразделения этих ступеней делания, в том числе на умную, умно-сердечную деятельную итд. Степени эти достаточно высоки для того, чтобы рассуждать о них опытно. На практике, большинство остаются на словесной и на грудной молитве. Вот о последней у меня и вопрос. Сам встречал лишь отдельные упоминания об этой ступени или стадии молитвословия в таком ряду - словесная, грудная, умная, сердечная. Упоминается также отцами способ молитвы, при котором ум собирается не сразу в сердце, а посредством концентрации в груди (персях, горле, ниже горловой впадины итд.) Собственно вопрос, пожалуйста подскажите если кто встречал в святоотеческой литературе прямое упоминание об этой стадии молитвословия. Проблема, как неоднократно втречается в рецензиях, в том, что эта молитва, очевидно, относится как и устная к начальным видам о котором отцы или не писали вообще помятую уровень своей аудитории, либо писали очень кратко. Может быть я что-нибудь пропустил.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Чтобы компетентно говорить о других практиках, надо быть знакомым с ними опытно. Мы говорим здесь о православном пути, и, как мне видится, должны избежать двух крайностей: размывания умного делания в угоду синкретическому духу современности (пример такого размывания у А.Позова в его «Сокровище ума и сердца» http://www.bvw.ru/pozov/tm.htm ) и ментального замыкания на терминологии и опыте отцов прошлого (иногда под этим прошлым почему-то понимается лишь опыт и взгляды на умное делание русских подвижников 19 века). Такое замыкание наблюдается и в современной патрологии, для которой уже зачастую нет живых в Боге Максима Исповедника, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, а есть иконно-бумажные МИ, ГрСин, СимНБ…

Одной из немногих попыток говорить об опыте святых отцов языком современности была статья митр.Антония Сурожского «О созерцании и подвиге» -  http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm, в которой упоминается о центрах (местах сосредоточения): головном, горловом, грудном, сердечном. Введение понятия «центр», прямо не используемого отцами прошлого (они говорили о месте: голове, горле, груди, сердце, пупке…), приветствуется, естественно, не всеми, тем более что о центрах сил в человеке говорится много в других практиках. Говорить больше о проблеме соответствия мест сосредоточения (в православной практике) и центров (в практиках иных) здесь я не буду – это отдельная тема.

В рамках данного разговора для нас важно знать, что о месте сосредоточения в районе сердца - сердечном центре (чакре) – известно в разных религиозных и оккультных практиках. Я считаю, что мы не должны игнорировать этого факт, и, если занимаемся умным деланием, нам полезно знать из описаний, как проявляет себя сердечный центр. Полезно нам это потому, что и при собственной молитве, и в описаниях молитвенных действий, которые встречаются у православных подвижников, мы сталкиваемся с определенными психосоматическими переживаниями и опытами в районе сердца.
Найти истинное место таким переживаниям можно лишь тогда, когда начнет открываться духовное сердце. Об этом говорят св.отцы, называя некоторые благодатные проявления такого раскрытия - это внутренний мир (смирение), тишина, ясность, прозрачность, полнота, созерцательность, тонкая сладостность, присутствие невидимого света, ясное видение и понимание своих грехов и др. Раскрытие духовного сердца может сопровождаться психосоматическими переживаниями, психосоматические переживания могут заслонять собой раскрытие духовного сердца и, наконец, психосоматические переживания могут подменять собой духовное сердце. Последний вариант представляет собой прелесть, когда работа сердечного центра принимается за благодать.

Проявления работы сердечного центра. (Около)Физические и чувственные ощущения: давление в районе сердца (груди), ощущение наполнения и потока, проходящего через сердце, ощущение расширения сердца, ощущение чаши в районе груди, ощущение раскрытия сердца, потепление в районе сердца, чувство горения, покраснение кожи и др. Чувственно-эмоциональные и страстные: радость, чувство благодарности, эмоциональная наполненность и желание излить переполняющие чувства восторга и благодарения, слезы (плач о грехах или от радости), чувственное переживание греховности своей души, чувственное(!) раскаяние, доходящее до терзания себя, сочувствие и сострадательность, эмоциональная экзальтация и др. О видениях, слышании и обонянии я здесь не говорю, хотя они вполне возможны. И еще хочу лишь указать, что при искусственном напряге сердечного центра возможно проявление дурных склонностей сердца.

Что важно для нас: 1) любые из этих переживаний не есть истинная благодать; 2) любые из этих переживаний не являются целью умного делания; 3) эти переживания могут в большей или меньшей степени сопровождать (а могут и отсутствовать) молитвенное делание, посему ошибкой будет увлечение такими переживаниями. Пример: постоянно текущие слезы при молитве всего лишь слезы, а не явный признак благодатного утешения, хотя могут и свидетельствовать о благодати. Это отмечал один из оптинских старцев (кажется, Амвросий Оптинский).

Конечно же, о сердечном центре сказано для критического обсуждения, а ни в коей мере не для поучения.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Спасибо за ссылки. Это надобно "переварить". Если позволите, продолжим чуть позже...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Спасибо, Владислав, за удачную цитату, и Вам, Александр, за обстоятельный ответ, под которым бы и я подписался. Думаю, большая часть случаев прелести происходит от принятия психосоматических и душевно-эмоциональных ощущений телесного сердца за благодатные, хотя в корне прелести всегда лежит гордость, самолюбие и преждевременное ожидание даров  Божиих.

«Если некоторые из отцов написали о том что есть чистота души, что есть здравие ее, что бесстрастие, то написали это не с тем чтобы мы искали их прежде времени и с ожиданием. «Не приходит Царство Божие приметным образом». Те, в которых живет ожидание, стяжали гордость и падение. Искание с ожиданием высоких даров Божиих отвергнуто Церковью Божией. Это – не признак любви к Богу, а недуг души.» преп. Исаак Сирин

По поводу Вашего вопроса, Владислав, мне кажестя «грудная молитва» - это не столько отдельная степень молитвы, сколько технический прием при умной молитве помогающий направть внимание на область груди и сердца – туда где расположено и духовное сердце. Цель его – направить стопы молитвы из внешнего во внутреннее и привлечь внимание к духовному сердцу и к тому что из него исходит (а исходят из него, к сожалению, в основном помыслы лукавые). Область груди – это как бы направление, но не цель, и то только как бы грубое направление, поскольку настоящее направление лежит в духовную область. Главное же – не спутать на этом этапе телесное сердце с духовным и не сосредоточиться на психосоматических ощущениях исходящих из плотского сердца, и тем более, ни в коем случае не принять их за действие благодати. Эсли и эта опасность преодолена и молитвенник обращает внимание к духовному сердцу, возникает более тонкая опасность принять чувственно-эмоциональные движения сердца за благодатные. Наше «духовное» сердце на самом деле еще душевно, полно нечистых движений, и даже по виду добрые его движения, о которых писал Александр («радость, чувство благодарности, эмоциональная наполненность и желание излить переполняющие чувства восторга и благодарения, слезы (плач о грехах или от радости), чувственное переживание греховности своей души, чувственное(!) раскаяние, доходящее до терзания себя, сочувствие и сострадательность, эмоциональная экзальтация и др»), еще страстны и душевно-эмоциональны, сорастворены с тайным тщеславием и сластолюбием, но никак не духовны. Духовным сердце может стать только по мере явного пришествии Святого Духа «в силе», который постепенно переплавит и очистит сердечные движения и сделает их чисто духовными. Опять же, как мы выяснили в теме "Внутренняя и внешняя молитвы", эти естественные душевные движения сердца сами по себе не плохи и их нельзя назвать безблагодатными - благодать действует через них неявно, направляя наши стопы и привлекая нас в область духовного, поэтому эти эмоциональные движения сердца - лишь вехи и ступени на пути в духовное, на которых не стоит останавливаться и принимать их за нечто духовное и благодатное.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Видно так и будем беседовать - "ты да я да мы с тобой":) Впрочем, мне чрезвычайно приятно найти в Вас и Александре подобных сообщников в этом делании. Спасибо за прекрасный пост.

Цитата: Evgeny
По поводу Вашего вопроса, Владислав, мне кажестя «грудная молитва» - это не столько отдельная степень молитвы, сколько технический прием при умной молитве помогающий направть внимание на область груди и сердца – туда где расположено и духовное сердце.


Евгений, конечно, это именно этап, средство, как в свою очередь этим этапом является и умная и сама сердечная молитва и так до бесконечности восхождения... В приведенной выше ссылке Александром есть хорошие строки по данному вопросу, позволю их здесь привести:

    2) Гортанное место. Не покидая того же центра, расположенного между бровями, мысль может соединиться со словом, выражающим ее; тогда слово воспринимается и переживается с силой, услаждает и делается действенным. Это явление делает мысль менее отвлеченной, насыщает ее живым чувством, отчего двигательная сила мысли значительно увеличивается. Слабой стороной вышеприведенного метода является то же, что и в предыдущем, а именно – неустойчивость. Однако, именно этот центр служит основанием применения повторной краткой молитвы, о чем мы будем говорить ниже.
    3) Грудной центр расположен в верхней части середины груди. В случае, когда молящийся еще близок к предыдущему опыту, его мысли и чувства трепетно звучат в груди в то время, как он произносит слова молитвы и ощущает их голосовыми органами, будь то вслух, шепотом или молчаливо. Если же он вступил на путь к успешному достижению внутреннего единения и полной сосредоточенности, его молитва становится “молчаливой”, по слову св. Исаака Сирина (Ниневийского): “Молчание есть таинство будущего века” (Слово 42).

Более подробного указания на область груди я не встречал ни у кого, наверное по уже поминаемым мною причинам. Опять, позволю сделать акцент на практической ценности данного материала для большинства если не пишущих, то читающих этот форум. Это уже не устная молитва, еще не умная, но уже что-то. Состояния уже не обычные, уже хватает того, что при определенном развитии можно принять за прелесть, уже страшно. Страшно впасть в грех, отпасть от Воли Божией, возгордится, принять ощущения за самоцель. В конце концов сделаться соратником дьявола. Не приведи Господи. Чем дальше идешь по этой дороге, тем ставки становятся выше. Воистину это "Лезвие бритвы" и нужно по нему пройти.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Я хочу еще отметить, что молитва и умное делание не отменяют ум и душевные качества. В этой теме шел разговор о сердечном центре, с которым сопряжена эмоциональная сфера жизни человека. Сердечная молитва, правильно творимая, наполняет и развивает эмоции, делая их интенсивными, спокойными, широкими и прозрачными. Нечистота, дебелость и самостность из них изымаются. Разумеется, на этом пути возможны искажения. Так, аскеза, построенная на осуждении падшего мира, без деятельной любви к ближнему высушивает эмоции и загоняет подвижника в безлюдные уголки. Молитва, направленная только (или в основном) на развитие эмоций, распаляет их, и тогда развитые эмоции (чувственные переживания), казалось бы, прославляющие Господа, Его заслоняют.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Мы говорим здесь о православном пути, и, как мне видится, должны избежать двух крайностей: размывания умного делания в угоду синкретическому духу современности (пример такого размывания у А.Позова в его «Сокровище ума и сердца» http://www.bvw.ru/pozov/tm.htm ) и ментального замыкания на терминологии и опыте отцов прошлого (иногда под этим прошлым почему-то понимается лишь опыт и взгляды на умное делание русских подвижников 19 века). Такое замыкание наблюдается и в современной патрологии, для которой уже зачастую нет живых в Боге Максима Исповедника, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, а есть иконно-бумажные МИ, ГрСин, СимНБ…


Я с Вами согласен на счет крайностей. Позова почитал, но честно говоря, даже вникать не стал. Пусть их. Как хотят. Еще морочить голову и сердце этими маревами. Медитация и молитва! Считаю себя не окрепшим в вере и делании, чтобы безболезненно для себя заниматься критическим разбором таких дел. Люди просто балуются с огнем. Тут бы как выжить и спастить? Хотя интересно. Спасибо за ссылку. Но уж раз зашел такой разговор, простите неуча, вы говорите о современной патрологии - каких авторов Вы имеете ввиду? Честно говоря совсем не в курсе таких "замыканий" на подвижниках 19 века. Если не сложно, просветите пож., хотя это и не принципиально, так что если нет времени, не волнуйтесь. В любом случае, материала КАК делать и ЧТО делать предостаточно, пенять на отсутствие информации не приходится. Вот применить бы ее - совсем другая история.

Пока писал, Вы написали еще один пост. Господи, как же найти ту середину. Свою, правильную. Повторюсь, воистину страшно. Человеческими силами это НИКАК невозможно. И одновременно с пониманием таких ньюансов, какие вы привели в последнем посте, по-моему нужно просто ПРАВИЛЬНО возложить свое упование на Бога. В корне своем делание должно быть простым. Смирение! Все.  Дальше - на все Воля Божия.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

***Видно так и будем беседовать - "ты да я да мы с тобой" :) ***

Три собеседника на такую тему - это очень не мало :)

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Три собеседника на такую тему - это очень не мало :)


Да уж, если учесть, что присутствует почти весь географический мир  :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

***Честно говоря совсем не в курсе таких "замыканий" на подвижниках 19 века.***

Это не патрологи. Просто есть тенденция воспринимать святых отцов через "Отечник" свт.Игнатия, а учиться молитве у свт.Феофана. И только. Я считаю, что следует прежде святых отцов "золотого века" молитвы  читать и у них учиться, но и про святителей Игнатия и Феофана не забывать.  

***вы говорите о современной патрологии - каких авторов Вы имеете ввиду?***

Я, пожалуй, не буду называть - это не существенно :)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вот цитата, хотя и не точно по теме, но показывающая сколь много труда предстоит чтобы очистилось сердце:

Из преп. Исаака Сирина (слово 4) : "Если ум приложит старания ... то забудет прежний свой образ мыслей, и достигнет чистоты, как скоро удалится от скверного жития, однако не будет иметь постоянной чистоты, потому что как скоро он очищается, так скоро и оскверняется. Сердце же достигает чистоты многими скорбями, лишениями и умерщвлением себя для всего мирского."

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Только что вернулся из Греции, где пробыл неделю и решил немедля включится.
Главный вопрос к участникам: что мы тут имеем ввиду под сердечным центром? Уж не йоговское ли определение? Поясните.
Спаси всех Господь.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Приветствую Вас!

Мы говорим о коренном отличии духовного сердца от сердечного центра. Пытаемся понять, что стоит за этими понятиями. И еще важный момент: стараемся не отрицать ( не игнорировать) существование сердечного центра (о котором говорится и в йоге).

Поправки принимаются :)