Исихазм

Автор Тема: Отличие сердечного центра от духовного сердца  (Прочитано 74117 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Проще всего было бы наплевать и объединить оба понятия, имея ввиду нашу "просвещенность" и современность. Но во мне лично все бурно протестует против йоговских подходов по известному определению: пародия на Бога... Не хочу!..
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И все же... Есть трезвенный подход вместо эклектичного объединения или бурных протестов.

Если на Руси бананы не растут, а йоги кушают их, не значит, что я бананы есть не буду. Так и сведения о сердечном центре принадлежат всего лишь к знаниям о тварном обустроении человека. Если я буду знать, чем вкус благодатного отличается от вкуса тварного, разве не сделаю приобретение?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Леонид
Главный вопрос к участникам: что мы тут имеем ввиду под сердечным центром? Уж не йоговское ли определение? Поясните. Спаси всех Господь.


Хороший вопрос! Если быть точным, можно говорить о трех разных понятиях относительно сердца - телесное сердце, духовное сердце, сердечный центр. В православии, по моему, речь идет о первых двух, и мы начали дискуссию с обсуждения разницы между ними. Что касается "сердечного центра" как его понимают в иоге и его отличия от первых двух - это отдельный вопрос, по моему в православии не затронутый, ес-но потому что такое понятие в православии отсутствует. Честно говоря, лично я в иоге полный профан, но я согласен с Александром, если этот "центр" и есть, о нём невредно знать для того чтобы не спутать его деятельность с благодатью.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитата: Alexander
Если на Руси бананы не растут, а йоги кушают их, не значит, что я бананы есть не буду.

Вот пусть эти бедолаги - йоги и едят свои "бананы". Йог не подозревает, что есть Бог - Святой Дух, приходящий к молитвеннику сверху, поэтому довольствуется открытием центра в своей промежности (около, пардон, "банана") и подъемом половой энергии "кундалини" вверх со взрывным открытием совершенно неподготовленных, в том числе и сердечного, центров. Идеалом является вброс этой энергии в голову и потеря всякого осознавания - "самадхи". А видимые знаки кровоизлияний на йоговской груди и на лбу носятся как ордена и медали. Спрашивается, нужен ли нам этот опыт?
И слава Богу, что не растут на Руси эти "бананы"...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Дорогой Леонид, мы ведь о другом говорили. Ну, ничего...

Вот, скажем, эмоциональная деятельность сердечного центра, при которой импульс эмоций бьет в голову и заставляет мысли вращаться в нужном направлении, чтобы произошло оправдание субъективных предпочтений, диктуемых самостью. А кто толкает эти эмоции снизу - не тот ли змей, что похрапывает между ног?

Итак, при трезвенном отношении можно увидеть, 1) как эмоции заставляют уйти от нежелательного разговора, и 2) посредническую роль ветхого ума, оправдывающего эмоции. Далее при трезвенном отношении можно увидеть, 3) откуда именно поднимаются эмоции и 4) на что они опираются (чем возбуждаются) снизу. И сделать вывод: человек, не желающий знать о себе, беззащитен перед скрытыми (завуалированными) импульсами половой энергии.

Мое мнение. Отношение к себе должны быть чрезвычайно жестким - никакого потакания своим страстям и эмоциям, полное отслеживание помыслов и фильтрация навязываемых предпочтений. Это путь трезвения.

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Цитата: Леонид
Йог не подозревает, что есть Бог - Святой Дух, приходящий к молитвеннику сверху


Леонид, Вы высказываете крайне поверхностное и вообще неверное мнение о йогических практиках. Не хотелось бы здесь об этом дискутировать, поэтому я воздержусь от развернутых опровержений. Достаточно познакомиться с парой-тройкой СЕРЬЕЗНЫХ книг по йоге, чтобы понять, что "там все сложнее".

Думаю, тот факт, что мы с вами - приверженцы Православия и православных духовных практик, вовсе не означает, что мы можем позволять себе презрительное и некомпетентное отношение к другим практикам.
С уважением,
Дмитрий Данилов

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитата: Дмитрий Данилов
тот факт, что мы с вами - приверженцы Православия и православных духовных практик, вовсе не означает, что мы можем позволять себе презрительное и некомпетентное отношение к другим практикам.

Вы, возможно, правы, уважаемый Дмитрий, я высказался резко, но отнюдь не презрительно, скорей сострадательно, и не совсем некомпетентно: мой крестный отец в своем до-православном состоянии был одним из первых йогов в Советском Союзе. Я многое видел и читал. Господь упас меня от практики, я даже никогда и не пытался. По моему, может быть незатейливому, восприятию мне ВЕСЬ индуизм видится полной противоположностью Православию. И конечно, я согласен с Вами, у них не все так просто, даже очень непросто. А мой, ныне покойный духовник, человек весьма образованный, выпускник духовной академии, на мой вопрос о йоге ответил просто: бесы, они и в Африке бесы...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Две мои знакомые: одна - дочь известного в сов.время петербургского протодьякона, другая - дочь священника (подвергшегося репрессиям)... они с воплями убежали из православия потому, что в детстве насмотрелись на неприглядные стороны "внутренней" жизни священства. Только из того, что убежали, делать вывод о худости веры их отцов будет не верно.

Еще хочу отметить, что "незатейливое" отношение по типу "бесы, они и в Африке бесы" в лукавые времена помогает плохо. Женщины из священнических семей, о которых говорил выше, именно так и отнеслись к "православным" бесам, выбросив их вместе с православием.

Александр

  • Гость
Братия, а что есть стресс через призму православного служения?
Стресс....разценивается ли он как действительное наказание за грехи
или имеет иное значение в глазах исихаста? И столь ли разительны
при этом различия в исихастическом толковании этого явления и с точки зрения нехристиан, в первую очередь , мастеров Дзэн?
Есть ли тонкая грань, что разделяет плохих и хороших адептов Дзэн?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

С дзэном я плохо знаком, почти ничего и не читал о нем, поэтому не смогу сказать, чем исихасткое толкование стресса отличается от дзэновского. Хотелось, чтобы Вы уточнили, что понимаете под стрессом.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Я с дзеном знаком лишь поверхностно, да и то уже многое забыл, но насколько я помню там есть два направления. В одном считают, что успех дзенской практики возможен только сразу, так сказать единовременно, в другом - что возможны ступени в развитии. Что касается стресса, то он в обоих направлениях одно из важнейших средств практикующих.
 Позволю себе один пример - то ли быль, то ли притчу не так важно. В одном дзенском монастыре учитель имел привычку после своих наставлений (в дзен они могут быть очень краткими и даже вовсе без слов) поднимать вверх указательный палец. Один из учеников стал копировать привычку учителя и тоже поднимать указательный палец и одновременно с учителем и в общении с другими учениками. Учитель заметил это и после какого-то времени и какой-то работы именно с этим учеником (подробности не помню) палец ему отрубил. Когда же в очередной раз учитель поднял палец после своих наставлений, ученик его тут же скопировал по привычке и... В общем цель была достигнута.
  А мне все же очень хотелось бы некоторых разъяснений по поводу расположения духовного сердца. Дело в том, что после многих лет занятий карате я привык к тому, что наиболее важная в энергетическом понимании область находится в нижней части живота, да и все остальные точки, области, зоны расположены либо по центральной линии т.е. примерно вдоль позвоночника, либо симметрично этой линии. Почувствовать эти точки не так трудно, но не об этом речь.
  Когда я впервые услышал об умной молитве, мне в 1-ую очередь трудно было принять именно концентрацию на сердце, поскольку многими цигуновскими практиками это считается вредным, кажется в основном для головы. У нас сейчас методы цигун постепенно, уверенно вписываются в медицинские практики и просто отказываться от них не умно т.к. они реально работают, а в Китае работают с очень давних времен.
  Смешно сказать, но для меня эта причина наверное была той соломинкой, которая сломала спину верблюду и применение к себе умной молитвы было отложено на неопределенное время. Хотя сама такая практика мне представляется очень полезной.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Думаю что цигун, энергетические центры, чакры - вещи отличные от духовного сердца. Конечно разного рода гимнастики или цигун полезны для тела, для здоровья. Но вообще христианский подход отличается по меньшей мере равнодушием к телу. Это не отрицание телесного, не утверждение его греховности, но понимание того что дух главенствует над телом, и здоровье духа определяет здоровье всего человека в целом. Православие говорит что обожение человека через благодать начинается с души, и лишь потом переходит на тело.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Я также не нахожу ничего хорошего в концентрации на физическом органе (сердце) с поиском конкретного места (напр., над левым соском). Погружение ума в сердце, думаю, не требует чрезмерной локализации места. Симеон Н. Богослов, вообще, предлагает сосредотачиваться в районе живота (пупка), называя это место - сердцем.

Если обратиться к богословию образа Божией Матери, то можно увидеть на примере иконы "Знамение", что посередине на груди Богоматери, на фоне круглого щита или сферы, изображен Младенец. Этот образ говорит нам, что Господь рождается в сердцевине человека. И эта сердцевина не обязательно должна буквально соотноситься с месторасположением физического сердца.

Наконец, мой личный опыт говорит, что в районе верхней части груди есть два симметрично расположенных места выхода эмоциональных сил. Но т.н. сердечная чаша расположена в центре наподобие того, как изображен Младенец на иконе.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Я могу к этому добавить, что цигун полезен для тела только в разумных количествах или под руководством непосредственно знающего и видящего у другого человека, что он делает - наставника (как правило восточного - а здесь уже появляется вопрос: "А настолько ли полезен?").
  Если человек пытается сам пробраться далеко в практику того же цигун, то часто этим можно нанести себе вред, т.к. вещь эта при внешней безобидности очень мощная и в больницах можно найти немало людей, которые подобными практиками довели себя даже до состояния психического расстойства.
  Насчет равнодушия к телу я пока не могу полностью согласиться. Существуют т.н. народные поговорки, впитавшие в себя огромный опыт и одна из них подмечает, что "В здоровом теле - здоровый дух". А вот сосредоточение в районе пупка, предлагаемое Симеоном Н. Богословом весьма интересно, опять же если вспомнить старорусский язык и, например, выражение "Не жалея живота своего". Т.е. своей жизни.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Поговорка про здоровое тело и дух - древнеримская, насколько я помню. Если начать подробно рассматривать это выражение, то можно найти много несуразностей. Например: здоровый (т.е. не "здоровая детина", а просто не больной человек) может быть порочен. А святая Матрёна - с точки зрения медицины: полный инвалид. Что есть "здоровье тела" в таком случае? Серафим Роуз в конце жизни тяжко страдал от болезни - его дух был болен? Несколько другие критерии мы должны брать при расмотрении этих примеров - критерии, отличные от мирских понятий. Промысел Божий решает - кому болеть, а кому - нет. На собственном примере я вижу - когда я беспокоился о своём телесном здоровье, волновался из-за недомоганий - тогда-то и чаще болел, и хуже себя чувствовал.
Сейчас я более равнодушен к своему телу - и вижу сам по себе, что ничем не болею, редко чувствую себя неважно. Безусловно, кто-то может сказать, что достиг того же самого физическими упражнениями. Все же я склоняюсь к мысли о равнодушном отношении к телу, и у Св. Отцов нахожу тому подтверждения.