Исихазм

Автор Тема: Любовь душевная и духовная  (Прочитано 13956 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« : 15 Ноябрь 2004, 03:22:04 »
В связи с обсуждением (в теме "Отличие сердечного центра от духовного сердца") душевно-эмоциональных движений сердца и того, что их нельзя принимать за благодатные, у меня возник такой вопрос. С одной стороны (да простит меня Александр что я опять вращаюсь между святителями Игнатием и Феофаном  :D ), св. Феофан писал что надо стремиться к появлению некоей сердечной теплоты-любви-к-Богу в молитве (взято из книги "О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ"):

"Когда чувствами сердца с Богом бываем, а любовь к Богу сердце исполняет, тогда такая молитва носит название сердечной. Молитва умная переходит в молитву сердечную, или умно-сердечную. Появление ее современно зарождению сердечной теплоты. …..Лучше взяться за дело поревностнее и не отступать, пока не достигнешь желаемого, или пока молитва эта не начнет сама двигаться в сердце: после того только поддерживай. Та теплота сердечная, или горение духа, о коих прежде было говорено, приходят именно этим путем. Чем более внедряется в сердце молитва Иисусова, тем более согревается сердце и тем самодвижнее становится молитва, так что огнь жизни духовной в сердце возгорается, и горение ее становится непрестанным, вместе с тем, как молитва Иисусова займет все сердце и станет непрестанно движущеюся. (15, 129-130)"

С другой стороны, св. Игнатий в работах "О ЛЮБВИ К БОГУ" и "Таинственное объяснение 99-го псалма" указывает на то что истинная любовь к Богу – не результат разгорячения душевно-эмоциональной человеческой любви, даже если она направлена к Богу, а некий таинственный процесс возгорания под воздействием Святого Духа чистой и духовной радости и любви к Богу в процессе приобретения смирения и жизни сердца по заповедям: «Естественная любовь, любовь падшая, разгорячает кровь человека, приводит в движение его нервы, возбуждает мечтательность; любовь святая прохлаждает кровь, успокаивает и душу, и тело, влечет внутреннего человека к молитвенному молчанию, погружает его в упоение смирением и сладостью духовною. Многие подвижники, приняв естественную любовь за Божественную, разгорячили кровь свою, разгорячили и мечтательность. Состояние разгорячения переходит очень легко в состояние исступления. Находящихся в разгорячении и исступлении многие сочли исполненными благодати и святости, а они несчастные жертвы самообольщения.... Твердо знай, что любовь к Богу есть высший дар Святого Духа, а человек только может приготовить себя чистотою и смирением к принятию этого великого дара, которым изменяются и ум, и сердце, и тело. Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования: их подает милосердный Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей.» «Святой Дух приглашает ощутившего их к воскликновению. Как не воскликнуть от радости освободившемуся, ожившему, окрылатевшемуся, вознесшемуся с земли на небо? Воскликновение принадлежит духу человеческому. Оно сильно, но духовно: плоть и кровь не имеют, и не могут иметь в нем участия. Самовольное действие их устраняется: они поступают в подчинение действующей благодати Божией, служат орудиями в истинном подвиге и уже не увлекают человека в неправильные состояния и действия.»

Опять же, св. Григорий Палама писал что душевные сердечные движения не умерщвляются, а очищаются и переплавляются благодатью в духовные. Вспоминается также изречение преп. Амвросия Оптинского (дословно не помню): «Если нет в сердце любви, понуждайте себя на любовь, делайте дела любви, и Бог, видя ваше старание, возогреет в вашем сердце любовь» Да и первейшая заповедь гласит - "Возлюби Бога всем сердцем, разумом, душей и крепостью твоею"

:?: Возникает вопрос - следует ли возгревать в себе эту теплоту и любовь к Богу пользуясь естественными движениями сердца, понимая при этом душевность такой любви и не принимая ее за истинную духовную любовь по Богу, или же надо просто «держать молитву» и со смирением ожидать когда теплота сердца возникнет от действия благодати, и любовь Божия сойдет в сердце как огонь с неба? Следует ли «использовать» естественную душевную любовь сердца и применять ее к любви к ближним и Богу, ожидая что благодать очистит ее и превратит в духовную, или следует отвергать все движения душевного сердца как недуховные, ожидая возгорания благодатной любви от Бога? Повторяя опять слова св. Игнатия "Тщетен труд, бесплоден он и вреден, когда мы ищем преждевременно раскрыть в себе высокие духовные дарования (самым высоким из которых есть любовь Божия - Е.): их подает милосердный Бог в свое время, постоянным, терпеливым, смиренным исполнителям евангельских заповедей (первой из которых является любовь - Е.)" - получается парадокс - ожидать от Бога дара любви в свое время путем терпеливого исполнения заповеди любви. (Конечно, Евангельские парадоксы - только парадоксы для плотского ума как у меня).

Как мне кажется, как и говорил преп. Амвросий, следует видимо стараться любить Бога и ближних по силам той душевной любовью на какую пока способно сердце, со смирением понимая нечистоту и душевно-эмоциональность такой любви, растворяя ее со смирением и следя чтобы не примешивалось к ней тайная гордость, тщеславие и сластолюбие, отсекая черезмерное разгорячение крови и не держась за нее как за некое достижение, и со смирением ожидать когда благодать переплавит и очистит ее, а может наоборот - заменит ее чистой духовной любовью. Не знаю, однако, правилен ли такой ответ.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Любовь душевная и духовная
« Ответ #1 : 15 Ноябрь 2004, 10:13:56 »
Мне кажется, что Вы в своем посте соединили два вопроса, возможных к дискусии. Во-первых, любовь сердца, мистически понимаемая духовная любовь возгораемая в молитвенном делании, неприятие естественных сердечных чевств за явную Благодать Божию и второй вопрос - вопрос деятельной христианской любви. На второй вопрос Вы сами и ответили:

Цитата: Evgeny
как и говорил преп. Амвросий, следует видимо стараться любить Бога и ближних по силам той душевной любовью на какую пока способно сердце, со смирением понимая нечистоту и душевно-эмоциональность такой любви, растворяя ее со смирением и следя чтобы не примешивалось к ней тайная гордость, тщеславие и сластолюбие, отсекая черезмерное разгорячение крови и не держась за нее как за некое достижение, и со смирением ожидать когда благодать переплавит и очистит ее, а может наоборот - заменит ее чистой духовной любовью. Не знаю, однако, правилен ли такой ответ.


Лучше и не скажешь, другого и не придумаешь. А не счет первого, то как мы уже и неоднократно говорили здесь - это вопрос смирения и формулировок. Противоречий между двумя вашими цитатами нет, просто отцы говорят по-разному. Уже не помню где, если будет нужно, поищу, читал, что Свт. Феофан Затворник относился к молитвенному деланию достаточно "форсированно" что-ли. Извините за такое слова. Своим ученикам преподавал уроки схождения в сердце. (Да простится мне, если я что-нибудь неправильно понял, но по-моему смысл был таков). Отсюда и его слова о сердечной теплоте. Я думаю он говорит об естественных движениях сердца, возгреваемых при постоянном усилии, утремлении ума в сердечную область, на жизни и поступках по Евангельским заповедям итд. Вторая же цитата больше подходит к Любви и сердечному чувству благодатному. По-крайней мере мне так кажется.
На счет того, что предстоит долгий путь очищения, так ктож спорит. По-другому нельзя. Нельзя этому научиться, как левитации на двухнедельных курсах. Помнится мне, когда читал раньше святых отцев (оговорюсь, делал это не много, леностно, в основном из любопытства) так вот, была это Лествица. Я читал и понимал СЕРДЦЕМ что не могу так жить. Не могу исполнить всего, что там написано. Даже в принципе. Ну не пускает моя самость в ту сторону. Наверное это и имеется ввиду под очищением сердца. Когда мы сможет душою, сердцем, всем своим существом принять все, что написано в Евангелии, у святых отцов, тогда и только тогда сможем сдвинуться с мертвой точки. Короче, все давно сказано
- если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мф 16-24)
 Мне иногда кажется, что эта "самость" имеет не только душевный и духовных смысл, а физически ощущается внутри. Некая область, которая чувствуется.
Еще ремарка, с Вашего позволения. Говорят - Бог противится гордым. Не подходит к ним, нужно очистить покаянием и тогда... и так далее. Мне кажется может иметь место мнение, что Господь по неизреченному своему милосердию всегда приходит к нам, стучится в двери нашего сердца, но мы сами не можем принять этот дар. Что такое смирение в "молитвенном" смысле слова? Не определенное ли это состояние души и соответствующее ему ФИЗИЧЕСКОЕ состояние? Гордость, самость - как надгробной плитой лежит на сердце. Эта плита не дает проникнуть ни капли благости и любви. Там хозяйничает змей. Конечно, Господь наш Иисус Христос, по неизреченной милость своей, даже в таком нашем бедственном состоянии помогает, не дает погибнуть окончательно во грехе и не впасть в отчаяние. Но в том то и добрая воля человека, чтобы выгрызать из этой плиты с помощью свыше (или наверное лучше сказать, выказывать настойчивое желание к этому действию, а делается все Господом Богом) кусочек за кусочком, чтобы Свет смог пробиться внутрь. Или через сердце проникнуть до сознания. Сначала ум, потом горло, дальше копаем - грудь, сердце. Путь рудокопа в поисках единственного клада в жизни. Жемчужины.

"..и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть." (Лк 17-21)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #2 : 15 Ноябрь 2004, 11:04:38 »
Свят. Игнатий в «Приношении современному монашеству» (глава 15), как мне кажется, исчерпывающе отвечает на этот вопрос:
 
«Кто не положил основания, тот тщетно трудится о построении здания: оно никак не может устоять, не имея основания. Любовию к ближнему мы входим в любовь к Богу. Любовь к Богу христианина есть любовь ко Христу (1 ИН. 2:23), а любовь к ближнему есть любовь ко Христу в ближнем: полюбив ближнего, полюбив его о Господе, то есть по заповедям Господа, мы стяжеваем любовь ко Христу, а любовь ко Христу есть любовь к Богу. Союз любви к Богу с любовию к ближнему превосходно изложен в посланиях святого апостола евангелиста Иоанна Богослова. Невозможно возлюбить Бога, по учению Богослова, не возлюбив прежде брата. Любовь же к брату заключается в исполнении относительно него заповедей Господа (2 Ин. 1:6). То же учение возвещается и святыми наставниками монашества. Преподобный Антоний Великий говорил: «От ближнего зависит и жизнь и смерть (души). Приобретая брата, приобретем Бога; соблазняя брата, грешим против Христа». Преподобный Иоанн Колов, один из величайших отцов Египетского Скита, сказал: «Нет возможности выстроить дом, начав сверху, но надо начать постройку с основания и возводить к верху». Его спросили: «Что есть основание?» Он отвечал: «Основание есть ближний наш: мы должны приобретать его и начинать с него. На нем основываются все заповеди Христовы». Преподобный Марк Подвижник: «Невозможно иначе спастись, как чрез ближнего». Согласно этому рассуждают и научают все святые отцы; это общее христианское учение, учение Церкви, учение Христово. Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему как на основание твоего жительства и монашеского подвига. Возлюби ближнего по указанию евангельских заповедей, отнюдь не по влечению твоего сердца. Любовь насажденная Богом в наше естество, повреждена падением и не может действовать правильно. Никак не попусти ей действовать! Действия ее лишены непорочности, мерзостны перед Богом как жертва осквернения; плоды действий душепагубны, убийственны. Следующим образом возлюби ближнего: не гневайся и не памятозлобствуй на него; не позволяй себе говорить ближнему никаких укорительных, бранных, насмешливых, колких слов; сохраняй с ним мир по возможности своей; смиряйся перед ним; не мсти ему ни прямо, ни косвенно; во всем, в чем можно уступить ему, уступай; отучись от прекословия и спора, отвергни их как знамение гордыни и самолюбия; говори хорошо о злословящих тебя: плати добром за зло; молись о тех, которые устраивают тебе различны оскорбления, обиды, напасти, гонения (Мф. 5:21-48). Никак, ни под каким предлогом не осуждай никого, даже не суди ни оком, хорош он или худ, имея пред глазами того одного худого человека, за которого ты должен отвечать перед Богом, – себя. Поступай относительно ближних так, как ты бы желал, чтоб было поступлено относительно тебя (Мф. 7:1-12). Отпуская и прощай из глубины сердца человекам согрешения их против тебя, чтоб и Отец небесный простил тебе твои бесчисленные согрешения, твой страшный греховный долг, могущий тебя низвергнуть и заключить навечно в адские темницы (Мф. 18:23-35). Не стяжи пристрастия, в особенности блудной страсти к ближнему твоему; под именем ближнего разумеется не только мужеский, но и женский пол. Если же, устроенный стрелою врага, как-нибудь неожиданно заразишься ими, то не унывай, зная, что мы сами в себе носим способность заражаться всякими страстями, что это случалось и с великими святыми; приложи все старание уврачевать себя. Наконец не повреждай брата своего многословием, пустословием, близким знакомством и свободным обращением с ним. Ведя себя так по отношению к ближнему ты окажешь и стяжешь к нему заповеданную Богом и угодную Богу любовь; ею отворишь себе вход к любви Божией».

Свят. Игнатий, кажется, во всех своих писаниях утверждает, что молитве способствует именно делание заповедей и отсечения душевных движений, скитские отцы говорили, что ум начинает мирствовать от помыслов, если человек никого не осуждает, не меряет себя ни с кем и смиряет себя держа ум во аде. Господь дарует внимание, как первый плод молитвенного делания, в дальнейшем умиление, плач, ощущение присутствия Божия, страх Божий и чистую молитву (об этом говорится в «Аскетических опытах»). В Добротолюбии инок Феофан говорит, что теплота сердца последует чистой молитве (та и другая дары Святого Духа). Но думаю надо следовать примеру преп. Симеона Нового Богослова, который взял в самом начале на вооружении слова преп. Марка Подвижника «Ищай взыскати действия Святаго Духа прежде делания заповедей Божиих подобен есть куплену рабу просящему от господина своего свободы себе в тот самый час, егда даст он цену искупити его».

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #3 : 15 Ноябрь 2004, 12:35:16 »
Цитата: AlexS
Но думаю надо следовать примеру преп. Симеона Нового Богослова, который взял в самом начале на вооружении слова преп. Марка Подвижника «Ищай взыскати действия Святаго Духа прежде делания заповедей Божиих подобен есть куплену рабу просящему от господина своего свободы себе в тот самый час, егда даст он цену искупити его».


Вы правы, против рожна не попрешь :D  
Одно но: заповеди Божии выполнять без Бога невозможно. Нельзя взойти без Бога на гору Евангельских блаженств и уже оттуда взывать ко Господу. Взывать нужно остюда, из ямы и просящему дастся. А как взывать? Молиться. Лучше постоянно. Лучше Иисусовой молитвой. Круг замыкается. Без молитвы невозможно выполнение заповедей, без выполнения заповедей нет правильной молитвы. "Начало круга" каждый ищет сам. Точнее кому как Бог даст!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #4 : 15 Ноябрь 2004, 14:49:28 »
Решение вопроса в соединении человеческого (душевного и плотского) с Божиим.

Возвращаясь к русским учителям и подвижникам 19 века. Церковь и монашество переживали не лучшие свои времена (сейчас еще хуже?). Сам еп.Игнатий говорит об оскудении монашества и его близком (духовном) крахе (http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=104). Также еп.Игнатий спорит с Затворником и видит в оптинских старцах душевное. Оптинские старцы говорят об Игнатии как святой жизни человеке (ес-но, привожу не дословно), но, если бы он не писал, а молчал, то стал как Арсений Великий. Феофан Затворник переводит тексты отцов так, как хочет: правит и вымарывает безжалостно. Еп.Игнатий также обращается к опыту подвижников древности очень выборочно, согласно своему мнению. Ну, почему мы должны опираться на опыт учителей, которые сами стояли не прочно и говорили противоречивые вещи?
 
---

Посмотрите (применительно к данной теме).

Святые отцы (увы) далекого прошлого говорят, что благодать можно стяжать как быстро, так и долго. В 19 веке побеждает мнение, что только долго, а кто быстро - тот в прелести.

Подвижки в организме, возникающие при молитве, есть естественные движения (необычные, разумеется, для внешнего человека), и только принятие этих движений за саму благодать есть прелесть - это мнение из Добротолюбия. И как же сильно отягощается это мнение отцов в последствии: естественные (свойственные для природы человека и ранее скрытые) движения априори становятся прелестью и опасны сами по себе!

Святые отцы и подвижники далекого прошлого (Максим Исповедник, авва Евагрий, Макарий Египетский) знают и говорят об уме Христовом и о созерцании (смыслов). В 19 веке о логосах нет даже упоминаний, а что такое "ум Христов" никто и не учит.

Если пробираться не вверх, а вниз, то в 19 веке все стопорится на уровне сердца и запрещается сосредотачиваться ниже. Из Симеона Нового Богослова и Григория Паламы мы хорошо знаем, что сосредоточение на уровне пупка было распространенной практикой молитвы.

Из житий знаем, что у отцов прошлого были различные дары от Бога оккультного свойства (перемещение в пространстве, исцеления, вИдения, слышания и пр.) В последствии все эти вещи признаются за ложные. Почему (риторически)?

Последние гимны высоким мистическим переживаниям звучат в 10 веке у Симеона Нового Богослова. В 19 и 20 вв звучат гимны человеческой немощи и неспособности слабого современного подвижника стяжать дары Духа.

---

По сему вопросу выскажу свое маленькое мнение: читая и сравнивая тех же свтт Игнатия и Феофана, мы будем постоянно наталкиваться на противоречия, которые по своей природе мнимые и идут от потери учителями последнего времени некоторой части духовного опыта. И нам ничто, кроме нашей инерции, не мешает (слава Богу, на русский язык кое-что переведено из произведений отцов прошлого) обратиться к великому наследию.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #5 : 15 Ноябрь 2004, 18:13:02 »
Спасибо всем за интересные посты.

Конечно, Александр прав на счет учителей 19 века. Бог снисходит до нашего уровня чтобы мы хоть как то могли воспринять, и духовная литература приближается к уровню читающих. Духовным младенцам последних времён как мы трудно переваривать твердую пищу древних отцов, потому нам дана "пережёванная" мягкая пища учителей 19 века. Эту литературу 19 века следует воспринимать как комментарии и популярное изложение отцов, которое конечно не должно заменить отцов, как комментарий к Писанию не может заменить Священного Писания. Просто каждый должен знать свою меру и смотреть по себе - способен он переварить твёрдую пищу отцов или ещё нуждается в смеси твердой и жидкой пищи, чтобы не заболеть несварением.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #6 : 15 Ноябрь 2004, 19:05:39 »
Это верно. Бог снисходит до нашего уровня и дает учителей, могущих учить сообразно человеческой немощи и времени. Если соприкоснуться с духом 19 века, можно понять, что учительство и старчество того времени было именно таким, каким могло быть. И мы сами можем многому научиться, читая жития и наставления подвижников 19 в. Кроме того, любое прошедшее и настоящее время содержит в себе тайны не открытой для нас святости. Много ли мы знаем о прп.Серафиме Саровском как учителе и наставнике? - а его беседа с Мотовиловым пронизана неземным светом! Свет (и отсветы) святости мы находим в творчестве поэтов, писателей и художников века пробуждения самосознания русского народа. Культура, политика, экономика... они тоже указуют на Божие Домостроительство в "отдельно взятой стране".

Сейчас другое время: то, что было забыто и спрятано, выходит наружу. И уже не скажешь "не знаю", когда знаешь и видишь. И не убежишь в пустыню от самого себя.

Anonymous

  • Гость
Любовь душевная и духовная
« Ответ #7 : 15 Ноябрь 2004, 19:55:10 »
Цитата: Alexander
По сему вопросу выскажу свое маленькое мнение: читая и сравнивая тех же свтт Игнатия и Феофана, мы будем постоянно наталкиваться на противоречия, которые по своей природе мнимые и идут от потери учителями последнего времени некоторой части духовного опыта. И нам ничто, кроме нашей инерции, не мешает (слава Богу, на русский язык кое-что переведено из произведений отцов прошлого) обратиться к великому наследию.


Очень интересно. Спасибо большое. Не настолько знаком с аскетическими трудами, чтобы иметь что сказать по этому поводу. Действительно, на счет концентрации на "пупке" слышал одни страшилки. Помнится, еще в молодости, по-моему у Джойса в Уллисе есть указания на молитву подобным образом (если не ошибаюсь котолических монахов, но давно это было, не интересовался тогда этими делами, поэтому могу ошибаться).
Интересно в любом случае. Возьму на заметку - быстро - не прелесть, человеческие чувства - естественны. Вот только вопрос, как по вашему, почему такие не ординарные люди как Свт. Игнатий и Феофан Затворник "принижали" возможности стяжания Благодати Божией? Может быть дело не только в человеческой слабости и немощи, но и в Провидении. Ведь написано, что в последние времена будут подвижники и знамения не творящие и трудов таких не несущие, но стоящие выше тех, кто живет в прошлом и делает все эти дела? Ведь к концу дело все идет.

И если можо, уж извините за вопросы, просто интригуете своими постами, в чем по Вашему проявляется Домостроительство Божие в "отдельно взятой стране" и что, скрытое до времени проявляется сейчас. Не нужно далеко ходить, как правильно отметил Евгений, немощь и необходимость в разжевывании пищи, можно видеть даже на нашем форуме. Насколько возможно, дайте мне пож. мягкой еды  :red:

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #8 : 15 Ноябрь 2004, 19:56:08 »
Ну вот, опять  :D  Гость- это я

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #9 : 15 Ноябрь 2004, 20:30:02 »
Вот кстати случайно нашёл в древнем патерике такой ответ на вопрос темы  - слеует усилием сохранять и направлять нашу врожденную любовь к Богу, и тогда Он, пришед Сам в душу, научит нерассеянной молитве и духовной любви:

"Авва Макарий Великий сказал: душа должна сосредоточивать мысли свои в псалмопении с сокрушением, и ни о чем другом не думать, как только об ожидании Господа и о том, чтобы сохранить врожденную любовь к Нему одному. И как мать собирает детей своих в дом, руководя их и наставляя, так и душа должна собирать свои помыслы повсюду блуждающие как мать своих детей, хотя бы они рассеивались грехом, дабы по возможности ей непрестанно сосредоточивать свои помыслы и ожидать Господа в твердой вере, чтоб, пришедши к ней, Он научил ее нерассеянно молиться и искать только Его единого."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Любовь душевная и духовная
« Ответ #10 : 16 Ноябрь 2004, 01:08:00 »
***почему такие не ординарные люди как Свт. Игнатий и Феофан Затворник "принижали" возможности стяжания Благодати Божией?***

Святители были людьми того времени, той церкви и страны. Мы знаем, что после разгрома нестяжателей умное делание стало сходить на нет и несколько веков пребывало как бы под спудом. Преемство было прервано, и возрождение практики умной молитвы в 19 веке никак не могло сразу подняться на пик былой славы. Церковь (лучше сказать, церковный институт) оказалась не шибко дееспособной - свт.Игнатий много говорил об этом в своих письмах. Подъем оказался кратковременным и был насильственно прерван самим церк. руководством (из известных деяний - разгром имяславцев на Афоне). А затем гнилое дерево (образ церкви, данный свт.Игнатием) было повалено революцией. Можно сказать: не успели, и следует добавить: не могли успеть, потому что давно опоздали.

***в чем по Вашему проявляется Домостроительство Божие в "отдельно взятой стране" и что, скрытое до времени проявляется сейчас.***

Это интересная тема. Очень кратко. Мы должны задать вопрос себе: что самое главное (какая ценность) в православии? и дать ответ: Господь, вводящий человека в Царство Божие! Православие опытно знает тайну Царствия - это обожение человека. Сей драгоценности нет ни у католицизма, ни у протестантизма. Но драгоценная эта ноша настолько велика и тяжела и для православного человека, и для православной церкви, и для православной страны, что понести ее почти невозможно. Когда-то рухнула Византия, и перед ее гибелью о драгоценности православия сказал Григорий Палама. Да и не потому ли пала Византия, что не смогла понести и воплотить столь высокий идеал для государства. Драгоценность православия была передана Руси - а уж как с ней обращались: и теряли, и пинали, и извращали... Две самые трагичные страницы в этой истории: первая - разгром нестяжателей и победа внешней церковности в лице стяжателей, которые быстро отдали остатки духовной власти нарождающейся империи, вторая - разгром имяславцев (и оскудение русского Афона), после которого рухнула сама империя и церковь. Сейчас открывается новая страница и какой ей быть...

Скрытое, которое проявляется сейчас - это знание, опыт, сила и благодать. Издаются книги, раскрывающие опыт и знания. Мы, живя в разных городах и странах, можем невозбранно общаться. Сняты запреты на молитву...

доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Михаил А.

  • Гость
Любовь душевная и духовная
« Ответ #11 : 16 Ноябрь 2004, 09:39:28 »
Цитировать
Возвращаясь к русским учителям и подвижникам 19 века. Церковь и монашество переживали не лучшие свои времена (сейчас еще хуже?).


Известно, что в свое время и над отцом Иосифом Исихастом подсмеивались, однако именно через него Бог благоволил вернуть в массу афонского иночества настоящее умное делание. И ум в сердце он держал, и в созерцание мира ангельского и созерцание Бога входил, и прозорлив был и дар духовного руководства имел, НО..
И это дано ему было не без труда над собой - сколько он браней претерпел, то есть имел к тому решимость и полное самоотречение.. Чего и прошлое поколение и нынешнее В СОВОКУПНОСТИ, В СРЕДНЕМ, к сожалению, уже не имеет. Я не говорю об отдельных подвижниках, известных всем нам, и прошлых двух столетий и современных нам. Рабы Божии всегда были и будут. Всем, говорящим о невозможности святости в наши времена, в посрамление - отец Петр убиенный, живший на Украине. Потом, проживший в девстве раб Божий Василий из Земетчино - в нашей Пензенской области. Умер он где-то в 1998-1999 году. Сохранилась даже его черно-белая фотография: мужчина лет 50, душа светится радостью. А после проявления фото, на нем образовался крест, не видимый во время съемки, недалеко от правого плеча раба Божиего Василия. Я сам видел это фото из рук его близкого друга, они рядом жили. Ему Матерь Божия являлась и повелела ему станствовать (так рассказывали о нем) и странствовал он не один, а еще с одним ныне еще живым схимонахом (его имя я не открываю, по понятным причинам). А ведь Василия священник приходской даже гнал, то есть он был не в почете. Потом, преподобноисповедник старец Иоанн Оленевский, тоже живший в нашей области. Потом, еще живой схимонах в нашей области, у которого на постриге в монашество из-под кожи струился свет и это видели рядом стоявшие люди (а ведь у него семья была в миру, есть дети). Потом, всем известный скончавшийся схиигумен Иероним, из Санаксарского монастыря.

И таких примеров, думаю, очень много можно найти.
И какой урок я извлекаю для себя? Прежде всего, чтобы был успех в жизни по Богу, надо мне не забывать самое главное - не должно быть любви к мирскому образу жизни (то, с чем не мирится совесть), надо вести борьбу со страстями, вот тогда и делание молитвы будет на пользу. А во всем остальном положиться на Бога.

Цитировать
Сам еп.Игнатий говорит об оскудении монашества и его близком (духовном) крахе (http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=104).


И не мудрено. Общежительное монашество принесено на землю с Неба (явление ангела прп. Пахомию) и не людям изменять и коверкать общежительный устав так, как захочется. Что мы и имеем (последствия). Однако, судить и осуждать сделавших это мы не имеем никакого права, это грех.

Цитировать
Также еп.Игнатий спорит с Затворником и видит в оптинских старцах душевное.


"Хотя мы и крайне омрачены по причине нашего слабаго жительства, но признаем и исповедуем, что ни естественное, ни деятельное, ни художественное разсуж­дение не могут поднять выше чина душевнаго разума, как бы они не были сильны и блестящи, даже благонамеренны и благочестивы (См. св. Исаака Сирскаго слова 26, 27, 28-е). "

Не всякое душевное ведение плохо. Ведение 3-й степени, как указано у Исаака Сирина, это духовное ведение, однако еще только ведение. И мы не знаем, что конкретно усмотрел св. Игнатий в старцах Оптинских и на какой ступени ведения стоял он сам.

Цитировать
Оптинские старцы говорят об Игнатии как святой жизни человеке (ес-но, привожу не дословно), но, если бы он не писал, а молчал, то стал как Арсений Великий. Феофан Затворник переводит тексты отцов так, как хочет: правит и вымарывает безжалостно. Еп.Игнатий также обращается к опыту подвижников древности очень выборочно, согласно своему мнению. Ну, почему мы должны опираться на опыт учителей, которые сами стояли не прочно и говорили противоречивые вещи?


На самом деле, если разобраться хорошенько в том, что и из какого состояния они писали, то можно многое уяснить. Противоречивости я не вижу, просто они писали и из своего опыта в том числе. Св. Игнатий больше писал о покаянии, очень хорошо раскрыл суть этого делания и применительно к подвигу умного делания в том числе.
Однако, он нигде не утверждал, что нельзя использовать труды древних отцов - ведь он и сам пользовался ими, только он не сразу к себе их применял и тоже самое советовал, а выдерживал определенную последовательность. Это его путь - и путь БОЛЬШИНСТВА христиан.

Св. Феофан Затворник больше внимания уделял раскрытию внутренней жизни, но это не значит, что он забывал о покаянии. Скажем, можно даже увидеть такой момент, когда он дает одной из писательниц писем к нему, епитимию за одну только неразумную печаль. Что уж говорить о грехах бОльших? Просто, видимо, для него строгость покаяния была само собой разумеющимся делом.

Цитировать
Святые отцы (увы) далекого прошлого говорят, что благодать можно стяжать как быстро, так и долго. В 19 веке побеждает мнение, что только долго, а кто быстро - тот в прелести.

Подвижки в организме, возникающие при молитве, есть естественные движения (необычные, разумеется, для внешнего человека), и только принятие этих движений за саму благодать есть прелесть - это мнение из Добротолюбия. И как же сильно отягощается это мнение отцов в последствии: естественные (свойственные для природы человека и ранее скрытые) движения априори становятся прелестью и опасны сами по себе!


Ну ничего сташного нет, просто жизненный аскетический опыт каждого подвижника - это лишь его опыт. Для того прп. Паисий Величковский и переводил нам Добротолюбие, чтобы иметь точное понятие о духовной жизни (не имею ввиду логику, а законы роста внутреннего человека). Только без предварительного чтения св. Игнатия и св. Феофана сложно разобраться в Добротолюбии и осмыслить, каков путь христианина ДО 5 тома Добротолюбия. А ведь именно в 5-м томе говорится больше всего о внутренней жизни христианина, о жизни сердца в благодати Святого Духа.

Цитировать
Святые отцы и подвижники далекого прошлого (Максим Исповедник, авва Евагрий, Макарий Египетский) знают и говорят об уме Христовом и о созерцании (смыслов). В 19 веке о логосах нет даже упоминаний, а что такое "ум Христов" никто и не учит.


Потому и не учат, что о высоких вещах уже сказано все св. Отцами древности. Да и как учить этому? Это на личном опыте переживания таких состояний можно ощутить, что есть это. А учить - не научишь, так как только Бог даже чистых сердцем возводит в такие высоты Духа.

Цитировать
Если пробираться не вверх, а вниз, то в 19 веке все стопорится на уровне сердца и запрещается сосредотачиваться ниже. Из Симеона Нового Богослова и Григория Паламы мы хорошо знаем, что сосредоточение на уровне пупка было распространенной практикой молитвы.


Кстати говоря, есть интересная заметка у иг. Авраама по этому поводу - он говорит, что этот прием сосредоточения на уровне пупка использовался для погашения блудной похоти и что этот способ работает. В его книге есть об этом. Но насколько верно все это - не берусь судить.

Цитировать
Последние гимны высоким мистическим переживаниям звучат в 10 веке у Симеона Нового Богослова. В 19 и 20 вв звучат гимны человеческой немощи и неспособности слабого современного подвижника стяжать дары Духа.


С преподобным преподобен будеши и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися

Очень многое зависит от того окружения, в котором возрастает духовно подвижник. Блаженный Феофил Киевский, Христа ради юродивый  тоже был созерцателем духовного мира, но достаточно вспомнить его житие и все встает на свои места. Думаю, что и он смог бы написать не меньшие гимны, только слушателей УЖЕ НЕБЫЛО.

Михаил А.

  • Гость
Любовь душевная и духовная
« Ответ #12 : 16 Ноябрь 2004, 10:56:02 »
Цитировать
Последние гимны высоким мистическим переживаниям звучат в 10 веке у Симеона Нового Богослова. В 19 и 20 вв звучат гимны человеческой немощи и неспособности слабого современного подвижника стяжать дары Духа.


Вот еще что хочу добавить, но это только мое личное мнение.

Вот возьмем пример преподобного Симеона Нового Богослова - да, писал гимны. Но в тоже время сознавал себя грешным человеком и очень строго относился к духовной жизни и искоренению страстей. Признавал правильным исцеляться от грубых навыков - епитимией, покаянием.

Преподобный Паисий Величковский - тоже ревнитель апостольских и отеческих правил, именно в основанном им братстве был отлучен от Причащения вновь пришедший будущий инок, который был учителем прп. Льва Оптинского (забыл его имя, поправьте меня).

То есть, как видим, святые люди уделяли очень большое внимание покаянной дисциплине, требовали искоренения пороков в начале жительства по Богу, были строги в духовном. И такая строгость СТРАШНА КАК ОГОНЬ ветхому человеку, ветхость боится этого, так как любит только себя, а значит незримо для себя страдает от эгоизма. А древние люди это понимали и разбойники каялись и сами на себя налагали еще большие епитимии.

И причащались часто.

(не имею ввиду епитимии ради епитимий, а цельную покаянную дисциплину, естественно применительно к нам, современным людям, забывшим об этом и непонимающим смысла всего этого)

Кто сейчас вспомнит об апостольских словах, чтобы сначала умертвить свои члены, которые на земле, а потом уже желать обожения души? Кто сейчас вспомнит о и разъяснит, что святость есть чистота и что если у человека не прекратились регулярные ночные искушения, то до святости еще далеко?... (не говорю об искушениях по бесовской зависти)

А в наше время все по-иному. Осталась только внешняя форма духовной жизни и нераскаянные навыки гнетут душу и душа этого даже не понимает, хоть человек и регулярно причащается.
То есть, нарушен строй духовной жизни :(

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Любовь душевная и духовная
« Ответ #13 : 19 Апрель 2015, 04:44:03 »
поспешим любить :-)
Когда так говорят, меня этот ответ не совсем устраивает, потому что под любовью можно подразумевать и тётю Дусю из деревни, угощающую всех оладьями и Серафима Саровского, приветствующего "Радость моя" и кого-нибудь из дальних пещер, проливающего слезу за мир. Разная она... любовь. Надо бы конкретизировать - как именно любить :-)
:-) я когда то спросил одного мудрого человека на счет конкретики, и вот что он мне ответил:

Но, поскольку, конечно же нет никакой возможности познакомиться с каждым из существ лично, подразумевается, что в сердце содержится универсальная любовь, которая в случае надобности, встречи с кем-то из них, проявится и на внешнем, практическом плане.
Во вторых, под ВСЕМИ, как мне кажется, надо понимать всех, с кем ты лично сталкивался от роду, кого помнишь, а также тех, кого ежедневно даёт Бог сейчас. И конечно, практически любовь выражать можно только к этой, последней, группе.


правда я так и не понял сего мудреца, не понял что такое универсальная любовь,мне это как-то не конкретно показалось, но не стал его утомлять своим тугодумием...может лоя Вас слова этого мудреца раскроются...

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3579.msg166919#msg166919

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Любовь душевная и духовная
« Ответ #14 : 19 Апрель 2015, 05:09:31 »
универсальная любовь
Кстати, да, вот и ответ! (Когда-то мне много чего "открывалось", в такие минуты брала тетрадь и записывала, т.к. боялась, что может улететь и забуду. Потом спустя долгое время, когда перечитывала, удивлялась: "Неужто я могла так написать? Мудро!" Сейчас "открывается" крайне редко, но если такое случается, то как правило, целый каскад, но уже не записываю :-) )
Только вот какой момент. Проливающий слезу из дальних пещер при надобности может и оладьи напечь, а вот тётя Дуся приложить духовный пластырь на страждущую рану, например, не сумеет. То есть стяжавший "универсальную любовь" может её явить на всех пластах жизни человеческой.