Библиотека Сайт Института Синергийной Антропологии
http://www.synergia-isa.ru/lib/lib.htm потихонечку разрастается.
На сайте публикуются материалы ежемесячных семинаров
http://www.synergia-isa.ru/deyat/sem.htmНа семинаре, проводившемся в апреле, был заслушан доклад зав. Сектором церковной археологии Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева Олега Германовича Ульянова «ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ, ИЛИ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ «ЦАРСКОГО ПУТИ» В ИСИХАСТСКОЙ ТРАДИЦИИ». В докладе на тему «Правое и левое, или эпистемология «царского пути» в исихастской традиции» рассматривается основная пространственная оппозиция «правое – левое», которая лежит в основе всей системы ориентации человека. Данная проблематика глубоко разработана в русле философской концепции исихазма, исходным пунктом которой является полярность ноуменального и феноменального миров. При этом в исихазме дифференциацию «правого» и «левого» определяет не столько место (τóπος) в аксиологическом пространстве с установленной перспективой (точкой отсчета), сколько образ жизни (τρóπος) в синергии (греч. συνεργεια - взаимодействие). Общая положительная оценка «правого» и негативная «левого» в святоотеческой традиции обусловлена познанием Премудрости Божией, например, согласно поучению митрополита Илариона: «Прежде пребывали мы в подобии зверином и скотском, не различали правой и левой руки» («Слово о Законе и Благодати», ок. 1051 г.).
В докладе обсуждаются принципиальные отличия исихастской молитвы от техники индусской йоги и мусульманской дхикр, анализируется «Средний и царский путь» в исихастской традиции как путь цельности, на котором сердце человека, его моральные силы и познавательные способности объединяются воедино в едином ритме, едином движении.. Именно в этом состоит сотрудничество человека с Богом, направленное на постижение внутренних образов (logoi), сопричастных «Первообразам» (παράδειγματα, по сщмч. Дионисию Ареопагиту), которые следует отличать, по мнению О.Г. Ульянова, от платоновских «идей». Докладчик обращается к трудам Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Григория Паламы, Николая Кавасилы, а также исихастским руководствам по «умному деланию», в т.ч. круга прп. Сергия Радонежского, для иллюстрации основных тезисов своего доклада.