Исихазм

Автор Тема: Страничка о гностицизме  (Прочитано 37346 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« : 17 Январь 2006, 12:09:14 »
Для ознакомления - "Страничка о гностицизме" с текстами и ссылками http://www.monotheism.narod.ru/gnosticism.htm

Пожалуй, основная черта гностицизма: вкушение тайны без метанойи (покаяния), без изменения своего ума, без обожения души.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #1 : 17 Январь 2006, 13:05:00 »
Максим Исповедник, отвечая Феопемпту на его просьбу растолковать несколько мест в Евангелии, сразу предупреждает, что «важнее быть, чем знать». И добавляет: «И быть всегда будет важнее, чем знать, покуда благополучно не свершится усвоение (подвизающимся) Причины всего». Быть – это значит «быть в Боге, с Богом». Впрочем, и не существует других форм бытия, потому что все остальное – небытие.  Невозможно быть без метанойи и обожения. Онтология в гностицизме – самый слабый пункт.

Jester

  • Гость
Страничка о гностицизме
« Ответ #2 : 17 Январь 2006, 13:32:03 »
В книге "Апокрифы древних кристиан" перечислены основные отличия гностических школ от христианства. Имхо оч. важный момент - это акцент гностиков на техниках расширения сознания, таком познании, когда сознание адепта расширяется до размеров Вселенной и - и в Боге не нуждается...

Имхо целый ряд аспектов гностического учения, таких как закрытость и элитарность, множество школ и концепций, деление на этот мир, созданный темным демиургом и лучший мир, созданный Богом, система передачи "учитель-ученик",  обещание физического бессмертия продвинутым ученикам и т.д. и т.п. - все это сближает гностицизм с магическими школами - там тоже была сплошная прикладуха и "познание".

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Re: Страничка о гностицизме
« Ответ #3 : 17 Январь 2006, 13:39:57 »
Цитата: Alexander
Для ознакомления - "Страничка о гностицизме"
Иследователи апокрифов, всех стран, не дают точного определения гностицизму. Сейчас понаходилось и скопилось такое количество различных рукописей с христианским уклоном, или со словами про Христа, что в "гностическими" называют всё, что ране не было объявлено Церковью апокрифами, и что противопоставлено Христианству.
(это я пересказал слова виднейшего иследователя раннехристианской литературы Свенцицкой)
Ради точного определеня гностицизма, был собран международный колоквиум в Мессине в 1966г. Но так и не смогли выработать единого определения сущности гностицизма.

Это просто инфа.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #4 : 17 Январь 2006, 13:45:58 »
Цитата: Jester
В книге "Апокрифы древних кристиан"
---поскипано---
сознание адепта расширяется до размеров Вселенной и - и в Боге не нуждается...
---поскипано---
 этот мир, созданный темным демиургом и лучший мир, созданный Богом,
Прочитай в этой же книге внимательно гностическое Евангеле Иоанна. Там хоть и путанно и непонятно, но не так однозначно как тут у тебя.
Основная идея всё-таки о верховенстве Бога, и "мелких" проделках падших эонов.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #5 : 17 Январь 2006, 13:51:12 »
Большая просьба не "ронять" тему, чтобы чисткой не заниматься (Е.N.P., слышите?). Лучше семь раз подумать, поднести пальцы к клаве... и еще семь раз подумать, и тогда написать, может быть.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #6 : 17 Январь 2006, 14:57:38 »
Я хочу перевести разговор о гностицизме "вообще" к гностицизму в православии.

Отступление, цель которого показать, что ереси, не исправленные и не изжитые в церкви, но отсеченные от нее, оставляют скрытые корни (и семена) в церковном теле, и со временем прорастают, иногда в благочестивой и общепризнанной форме. Сделаю эту маленькую "презентацию" на примере гностицизма.

У святых отцов мы находим слова об истинном гнозисе, который подается действием Божественного Света. Гностицизм - лежащий в ментальной плоскости - подменяет знание-со-бытие знанием-представлением и вполне разумно отсекается от церкви. Отсекается-то отсекается, а скрытые корни остаются, поскольку стремление к познанию своего Творца у человека неистребимо. Для такого познания нужен ум, очищенный и преображенный благодатью Божией, - ум Христов. Развитый и не преображенный ум подобен расписному потолку, над которым когда-то потрудились мастера словесной кисти, прозревающие на Истину. Роспись изучают, охраняют, тиражируют... над этим работают огромные богословские школы. Вот здесь - в академическом богословии, несущем музейные и охранные функции, находит свое махровое воплощение гностицизм. Сменивший свои "одежды" на благопристойные", он сохраняет самую еретическую суть - в знании-представлении о Боге вместо знания-жизни в Боге. Помилуйте, - скажет почтенный богослов и патролог, - я не страдаю гностическими бреднями... и пойдет разглагольствовать об ипостасях, волях и природах, не вкусив благодати, не стяжав Христова ума...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #7 : 17 Январь 2006, 18:34:14 »
Цитировать
Я хочу перевести разговор о гностицизме "вообще" к гностицизму в православии.
...Сменивший свои "одежды" на благопристойные", он сохраняет самую еретическую суть - в знании-представлении о Боге вместо знания-жизни в Боге.
... и пойдет разглагольствовать об ипостасях, волях и природах, не вкусив благодати, не стяжав Христова ума...
Факт печальный, но... тривиальный сегодня.
Alexander,  по моему Вас сейчас обвинят в попытке "оккультизировать" :wow: церковь...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #8 : 17 Январь 2006, 20:38:13 »
Надеюсь, не обвинят :) Пока не кому, да и понимание того, что за современным богословием часто стоит рациональный гностицизм с оккультной подоплекой, у большинства на нуле. Тема "оккультизм в православии" не паханная...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #9 : 17 Январь 2006, 21:28:53 »
Интересная мысль Alexander. Может для начала договоримся (ну хотя бы меду нами ежиками) что есть гнозис, что рациональный гностицизм, а что оккультизм/эзотерика. и чем все это отличается от "правильной" мистики?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #10 : 17 Январь 2006, 23:27:21 »
Да, и как соотносится, по- вашему оккультизм, гностицизм и магическое мышление (статью о котором я уже выкладывал на форуме)? :think
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #11 : 18 Январь 2006, 01:43:12 »
Попытаюсь вкратце высказать свои представления о гнозисе, гностицизме, мистике, оккультизме, эзотеризме и магии.

Прот.Георгий Флоровский вполне доступным языком излагает  учение прп.Максима о гнозисе:

Любовь рождает знание ("гнозис"). Это знание есть созерцание, - "естественное созерцание", т.-е. усмотрение Божественных мер бытия. Есть пять основных тем познания (или созерцания): о Боге, о видимом, о невидимом, о Божием промысле, и о Божием суде... И снова здесь есть свои ступени. Сперва познаются только основания ("логосы") естественного бытия, затем постигается мир мысленный или умный, - и только под конец закаленный в молитвенном искусе ум познает Бога. "Богословское познание" (или "незабываемое ведение") осуществимо только в длительном созерцательном подвиге. Под созерцанием преп. Максим вообще разумеет не простое видение вещей, как они даны в повседневном опыте, но своего рода духовную прозорливость и дар благодатного озарения. Созерцание есть познание в Слове, видение мира в Боге (или Бога в мире), как он укоренён в непостижимой Божественной простоте. Только через духовное озарение ум и получает способность распознавать энергии Логоса, скрытые и потаённые под чувственными покровами. И созерцание неотделимо от молитвы. В созерцательном проникновении к истокам и зиждительным основам бытия человеческий ум уподобляется Божественному, - становится малым логосом, отображая в себе великий Логос... Но это ещё не вершина и не предел духовного восхождения. В созерцании ум познаёт умный мир и Бога, как Творца, и Промыслителя, и Судию. Но ум должен выйти и из умного мира, взойти ещё выше, в самый таинственный мрак Божества. Это цель и задача подвига: встреча с Богом, вкушение (или, точнее, пред-вкушение) Божественного блаженства. Это ступень и состояние чистой молитвы. Ум подымается выше форм и идей, и приобщается Божественного единства и мира. В этом мире он познаёт Пресущую Троицу. И сам становится и обновляется по образу Троицы. На высотах подвижник становится храмом и обителию Слова. Он упокояется на всеблагом ложе Божием, и совершается таинство неизреченного единения. Это брак и обручение Слову...

Я хочу отметить, что ведение Бога происходит в единении с Ним (приобщении Нему). Такое единение есть вхождение в бытие и раскрытие любви. Таким образом, гнозис подводит к высочайшей ступени приобщения Богу и вводит на нее. На этой ступени единства Бог раскрывается как любовь.

Познание Бога с позиции умного мира (мира форм и идей) - предел и вотчина гностицизма. Именно эта ограниченность постижения Бога (формой и идеей) и есть существенная особенность гностицизма, отделяющая его от истинного богопознания. Другими словами, гностицизм представляет ментальную кальку истинного гнозиса. Поскольку гностицизм не поднимается выше умного мира, то и зависит от умных духов (богов, демиургов, демонов...)

Рациональный гностицизм - нижняя подложка гностицизма, доступная обычному уму. В принципе, это уже не умный мир, а мир внешний - неведения, когда теряются последние крохи знаний, и требуется образный язык притч, чтобы донести до невежественного ума отблески истины. Другой способ донесения истин - догматический - в виде четко изложенных словесных образов.

По мере перехода от более высоких ступеней ума или умного мира (хочу отметить, что эта высота относительна, поскольку доступна для падших духов) к низким гностицизм сращивается с оккультизмом, порождая эзотеризм (изучающий/исповедующий тайные знания очень невысокого и извращенного порядка). Ну, а территория, где оккультизм правит бал, - чувственный мир.

Правильность мистики определяется ее главной целью: богообщением и богопознанием. Мистический путь к Богу пролегает через чувственный и умный мир, и поэтому на его обочинах будет и оккультизм, и эзотеризм, и гностицизм.

Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.

Пожалуйста, вносите поправки.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #12 : 18 Январь 2006, 12:40:43 »
Цитата: Alexander
Большая просьба не "ронять" тему, чтобы чисткой не заниматься (Е.N.P., слышите?).
Очень хорошо слышу! Я это замечание уже год помню наизусть. Поэтому свои ответы переношу в тему "разговоры не в тему"
И в этом случае (как и год назад) я только ответил про книгу "Апокрифы древних христиан" И дал совет не спешить с выводами.

Никаких антиправославных инициатив я не проявлял. Я не вижу ничего антиправославного в том, что даже иследователи гностических произведений, не дают точного определения этому. (о чём я написал) Это просто инфа. Которая может правильно отнестись к куче всякой неканонической литературы.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #13 : 18 Январь 2006, 12:51:39 »
Цитата: Alexander

Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.

Пожалуйста, вносите поправки.
Я впервые встретил это (на мой взгляд) точное определение магии.
Обычно магией принято называть всё подряд, что не вписывается в понимание говорящего.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11911
    • Просмотр профиля

Страничка о гностицизме
« Ответ #14 : 18 Январь 2006, 13:29:18 »
Итак, гностицизм - как умственное постижение Бога, не поднимающееся выше идей и форм, есть ментальное отражение истинного гнозиса.
Эзотеризм есть отражение гностицизма на уровне невысокого ума и чувственного опыта.
Оккультизм есть искаженное выражение мистического опыта постижения Бога, и направлен он на постижение скрытых тварных сил.

Ну, а академическое богословие есть рациональная степень гностицизма, когда отсутствует и мистический опыт, и чувственный, да и ум овнешлен.