Попытаюсь вкратце высказать свои представления о гнозисе, гностицизме, мистике, оккультизме, эзотеризме и магии.
Прот.Георгий Флоровский вполне доступным языком излагает учение прп.Максима о гнозисе:
Любовь рождает знание ("гнозис"). Это знание есть созерцание, - "естественное созерцание", т.-е. усмотрение Божественных мер бытия. Есть пять основных тем познания (или созерцания): о Боге, о видимом, о невидимом, о Божием промысле, и о Божием суде... И снова здесь есть свои ступени. Сперва познаются только основания ("логосы") естественного бытия, затем постигается мир мысленный или умный, - и только под конец закаленный в молитвенном искусе ум познает Бога. "Богословское познание" (или "незабываемое ведение") осуществимо только в длительном созерцательном подвиге. Под созерцанием преп. Максим вообще разумеет не простое видение вещей, как они даны в повседневном опыте, но своего рода духовную прозорливость и дар благодатного озарения. Созерцание есть познание в Слове, видение мира в Боге (или Бога в мире), как он укоренён в непостижимой Божественной простоте. Только через духовное озарение ум и получает способность распознавать энергии Логоса, скрытые и потаённые под чувственными покровами. И созерцание неотделимо от молитвы. В созерцательном проникновении к истокам и зиждительным основам бытия человеческий ум уподобляется Божественному, - становится малым логосом, отображая в себе великий Логос... Но это ещё не вершина и не предел духовного восхождения. В созерцании ум познаёт умный мир и Бога, как Творца, и Промыслителя, и Судию. Но ум должен выйти и из умного мира, взойти ещё выше, в самый таинственный мрак Божества. Это цель и задача подвига: встреча с Богом, вкушение (или, точнее, пред-вкушение) Божественного блаженства. Это ступень и состояние чистой молитвы. Ум подымается выше форм и идей, и приобщается Божественного единства и мира. В этом мире он познаёт Пресущую Троицу. И сам становится и обновляется по образу Троицы. На высотах подвижник становится храмом и обителию Слова. Он упокояется на всеблагом ложе Божием, и совершается таинство неизреченного единения. Это брак и обручение Слову...
Я хочу отметить, что ведение Бога происходит в единении с Ним (приобщении Нему). Такое единение есть вхождение в бытие и раскрытие любви. Таким образом, гнозис подводит к высочайшей ступени приобщения Богу и вводит на нее. На этой ступени единства Бог раскрывается как любовь.
Познание Бога с позиции умного мира (мира форм и идей) - предел и вотчина гностицизма. Именно эта ограниченность постижения Бога (формой и идеей) и есть существенная особенность гностицизма, отделяющая его от истинного богопознания. Другими словами, гностицизм представляет ментальную кальку истинного гнозиса. Поскольку гностицизм не поднимается выше умного мира, то и зависит от умных духов (богов, демиургов, демонов...)
Рациональный гностицизм - нижняя подложка гностицизма, доступная обычному уму. В принципе, это уже не умный мир, а мир внешний - неведения, когда теряются последние крохи знаний, и требуется образный язык притч, чтобы донести до невежественного ума отблески истины. Другой способ донесения истин - догматический - в виде четко изложенных словесных образов.
По мере перехода от более высоких ступеней ума или умного мира (хочу отметить, что эта высота относительна, поскольку доступна для падших духов) к низким гностицизм сращивается с оккультизмом, порождая эзотеризм (изучающий/исповедующий тайные знания очень невысокого и извращенного порядка). Ну, а территория, где оккультизм правит бал, - чувственный мир.
Правильность мистики определяется ее главной целью: богообщением и богопознанием. Мистический путь к Богу пролегает через чувственный и умный мир, и поэтому на его обочинах будет и оккультизм, и эзотеризм, и гностицизм.
Магия - знания и практические приемы, направленные на организацию связи между мирами.
Пожалуйста, вносите поправки.