Исихазм

Автор Тема: Особенности чувственного опыта  (Прочитано 63067 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« : 14 Февраль 2006, 00:25:18 »
Отделено от: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=1143
Беседа меняла направление, поэтому название темы в некоторой степени условно

------

Цитата: Alexander
Я знаю - имел опыт, - когда создана доброжелательная атмосфера взаимопомощи: от духовной до материальной, когда общность взглядов переходит в общность жизни, тогда творятся настоящие чудеса, и духовное становление становится подобным раскрывающемуся цветку. Впрочем, и искушений не счесть, а согласие пройти через них дают единицы.

Alexander,
Расскажите, поделитесь! Очень важно услышать Ваше мнение.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #1 : 15 Февраль 2006, 02:33:40 »
Леонид,  
Цитировать
Alexander, Расскажите, поделитесь! Очень важно услышать Ваше мнение.

Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе.

Трудно об этом рассказывать. Пока не имеешь подобного опыта, не представить, как может быть. Когда же его приобретешь, понимаешь, какими крохами от стола с духовными яствами мы питаемся. Духовная атмосфера очень тонка, создается она кропотливым трудом, а разрушена может быть быстро.

Посему поделюсь одной незавершенной историей... На строительстве храма работал плотником парень с нелегким характером. Его мама, учительница, замучила сына и не отпускала его, даже когда он уехал из родного городка в Питер. Болезненная мнительность, желание все делать самому, доказательство своей состоятельности преследовали его и накладывали жесткую печать, через которую пробивалась доверчивость и искренность. Он старался жить один и на трапезу приходил, когда уже все поели. Такая "самостоятельность" - она ярко проявлялась и в работе - все больше мешала, пока не стала вопиющей. Помню, пригласили его на трапезу, поговорили с ним, попели песни - дело было после Рождества, поэтому пели колядки - и он на одной песне тихо заплакал. И сказал, что попытается измениться. И попытался: стал опять ходить в храм на службы, на работе прислушивался к другим, со всеми трапезничал. Изменения были разительными, однако, основной удар пришелся на Пасху. Во время богослужения в него вошла сила - в вниз живота, от боли его скрутило и он увидел... Он дополз до скамеечки и почти вырубился, а ночью с трудом вернулся назад - на строительство церкви, где жил, плохо понимая, кто он и куда ему надо. Это был переломный момент: рациональная оболочка надтреснула и... он испугался. Он увидел у себя в животе темный комок, который вел себя сознательно и сопротивлялся, как бы царапая и разрывая ему внутренности. Также он понял, что комок связан с матерью. Но он испугался! И оказался не готовым увидеть - неприкрыто - и победить того, кто мучил его. Рациональная оболочка вскоре восстановилась, появился старый налет безверия, который "прикрыл" испуг, вернулись и комплексы. Через пару месяцев этот человек ушел со стройки.

Он не занимался внутренней работой, он "всего лишь" захотел остаться в общине - и сделал несколько движений навстречу... Если бы он не испугался, то у него появился бы неплохой шанс победить свою болезнь...

Чуть позже через нечто подобное - только в удесятеренном масштабе - прошел другой человек в общине, и не испугался.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #2 : 15 Февраль 2006, 02:56:33 »
Цитата: Alexander
Если бы он не испугался, то у него появился бы неплохой шанс победить свою болезнь...

Несомненно, что "где двое или трое во имя Мое, там и Я с ними".
Это основополагающий принцип построения Церкви Христовой. Иудаизм требует 10 лиц мужского пола для совершения совместной молитвы, а господь Иисус обещает свое Со-участие в молитве даже ДВУМ!
Конечно же, община строящих храм Божий, да еще не просто ради бабок заколотить, а в молитве - обладает Господним Присутствием со всеми вытекающими последствиями... "Се бо пришли во врачебницу, да исцеленни отыдете"...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Григорий

  • Гость
Особенности чувственного опыта
« Ответ #3 : 15 Февраль 2006, 03:11:45 »
Цитировать
Он увидел у себя в животе темный комок, который вел себя сознательно и сопротивлялся, как бы царапая и разрывая ему внутренности. Также он понял, что комок связан с матерью. Но он испугался! И оказался не готовым увидеть - неприкрыто - и победить того, кто мучил его
А рядом не оказалось того, кто-бы обьяснил ему, что к чему, помолился за  него,  или он сам был настолько в плену, что боялся освободиться ?

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #4 : 15 Февраль 2006, 09:44:32 »
Цитата: Alexander
Он не занимался внутренней работой, он "всего лишь" захотел остаться в общине - и сделал несколько движений навстречу... Если бы он не испугался, то у него появился бы неплохой шанс победить свою болезнь...

Чуть позже через нечто подобное - только в удесятеренном масштабе - прошел другой человек в общине, и не испугался.

Как думаете почему один испугался, почему другой прошел?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #5 : 15 Февраль 2006, 15:22:41 »
Григорий,  
Цитировать
А рядом не оказалось того, кто-бы обьяснил ему, что к чему, помолился за него, или он сам был настолько в плену, что боялся освободиться?

Разговоров было много, и молились... А многие ли на самом деле хотят освободиться - через потерю души?

Олег,  
Цитировать
Как думаете почему один испугался, почему другой прошел?

Тот, который прошел, 1) искал прежде всего Бога, 2) имел доверие к людям, 3) был предуготовлен и постом, и молитвой. И при всем этом путь был по острию - через кратковременные и частые приступы умопомрачений, физическую немощь (боль в животе была такой, что врачи решили прооперировать). И все действо разворачивалось на сверхнапряженном внешнем фоне.

А тот, который испугался, свой дар получил - он стал неплохим плотником. Да и ушел он благовременно, когда исполнился его срок пребывания. Уже накатывали события, которые было не понести и более закаленным. Интересно, что и природа "отметила" накат новых событий. Где-то спустя месяц после ухода этого человека - в конце весны - налетел вихрь. Он промчался около строящегося храма - в метрах 50-ти - и прошел через здание старого храма (на территории завода). Вихрь поднял крышу - действо происходило на моих глазах, я только что вышел с завода - и сбросил ее наземь, поломав стоящий рядом крест (делал его, кстати, тот самый плотник).

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #6 : 15 Февраль 2006, 17:53:00 »
Alexander,
Цитировать
Его мама, учительница, замучила сына и не отпускала его, даже когда он уехал из родного городка в Питер.


Тяжелейший искус - разобраться в связях с матерью. Многие не решаются на подвиг: незримо, "подспудно" держит их любвеобильная мать. Именно, мать! С отцом - другие заморочки. Почитайте Максима Горького.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #7 : 15 Февраль 2006, 18:08:16 »
Цитата: Alexander
Тот, который прошел…

Спасибо за ответ. Это все правильно, но это ответ на вопрос какой он был, каким путем шел, что дало силы пройти… Оба ведь они хотели свободы, оба стремились, но почему сердце одного устремилось к Богу до потери себя, а другому видимо что-то помешало. Двое видели Свет, но лишь один вошел в дверь (куда пошел другой?). Вопрос «почему?» касался именно устремления движения сердец двух людей.
Извините за возможную путаность мысли.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #8 : 15 Февраль 2006, 18:35:50 »
Цитата: Олег
Цитата: Alexander
Тот, который прошел…

Спасибо за ответ. Это все правильно, но это ответ на вопрос какой он был, каким путем шел, что дало силы пройти… Оба ведь они хотели свободы, оба стремились, но почему сердце одного устремилось к Богу до потери себя, а другому видимо что-то помешало. Двое видели Свет, но лишь один вошел в дверь (куда пошел другой?). Вопрос «почему?» касался именно устремления движения сердец двух людей.
Извините за возможную путаность мысли.


Олег, Вы страшную вещь уловили: Мф.24, 40-41.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #9 : 15 Февраль 2006, 20:17:41 »
Олег, полагаю, что на такой вопрос вряд ли можно ответить..., но всё же...иногда болезнь (психическая в данном случае?) сильнее человека, порабощает волю и поэтому ведет личность к отчуждению во всех проявлениях...до поры до времени. То, что нам кажется поражением, может оказаться в конечном итоге победой, даже суицид, саморазрушение. Судить легко, а чужая душа - потемки. Мать может поработить сына до самой смерти, а, как известно психологам, от действительно любящей матери уйти несравненно легче, чем от не-любящей...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #10 : 16 Февраль 2006, 01:06:49 »
Олег, я с неким недоумением останавливаюсь перед этим "почему?" Столько раз я задавал этот вопрос по отношению к самому себе... Легче же рассказывать на примерах других людей :) Помню, как меня поразила первая "встреча" с этим вопросом. Я приехал на Богословское кладбище вместе со знакомым на могилу инока Владимира (о блаженном иноке Владимире материал здесь: http://www.hesychasm.ru/canvas/Vladimir.htm ). Знакомый ревностно подвизался в те времена, и я посчитал полезным показать ему весьма необычное (по многим переживаниям и рассказам) место - показать и помолиться. И был вдвойне ошарашен, получив громкий и внятный - для внутреннего слуха - "нагоняй". Во-первых, я никак не привык много внимать внутренними ушами, а, во-вторых, меня вычитывал, как я полагал, инок Владимир, за то, что я притащил сюда стороннего человека, которому здесь не место. Уже тогда я пытался следовать правилу: не принимать и не отклонять, поэтому, ничего, естественно, не сказав знакомому,  не стал придумывать, что мне это почудилось, и не стал придавать значение тому, что послышалось. Прошло несколько лет, мой знакомый потерял горение и, столкнувшись с серьезными трудностями, спасовал...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #11 : 16 Февраль 2006, 02:01:45 »
Alexander,
Цитировать
Тот, который прошел ...2) имел доверие к людям


Весьма существенный пункт.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #12 : 16 Февраль 2006, 02:08:09 »
Alexander, Пожалуйста, очень прошу ответьте подробнее,
этот внутренний нагоняй вы слышали мыслью или слышали голос, пожалуйста, умоляю  скажите подробно, а кроме этого Вы имели еще подобные контакты? пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!!!!!

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #13 : 16 Февраль 2006, 20:37:34 »
Цитата: vual
Alexander, Пожалуйста, очень прошу ответьте подробнее,
этот внутренний нагоняй вы слышали мыслью или слышали голос, пожалуйста, умоляю  скажите подробно, а кроме этого Вы имели еще подобные контакты? пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста!!!!!

Особенно показательно упомянутое Александром правило: не принимать и не отклонять. Это ИМХО очень правильно.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Особенности чувственного опыта
« Ответ #14 : 17 Февраль 2006, 00:27:23 »
vual, это был смысловой поток, близкий к развернутым мыслям. Я предпочитаю голоса не слышать и не слушать.

Наблюдая за процессом прихода знания, я понял, что, как правило, мысленное оформление мы придаем знанию сами. Мысленное оформление знаний искажает их, иногда до неузнаваемости. Чем ниже источник (напр., другие люди или бесы), тем грубее, площе и конкретнее возникающие мысли.

Впечатляют обычно первые опыты, а потом привыкаешь, но не приведи Господи делать на основе внутреннего слышания далеко идущие выводы. Другая ошибка: впадать в панический страх, когда что-то причудится или прислышится - это только усугубляет положение.