"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику" (Лк., 18.13)
Мытарь мог поднять смиренные свои очи к Небу, ибо смирение даёт всякому умалившемуся и чистому сердцу силу видеть Господа своего. Но даёт его не так, как даёт свои блага презревший смирение и возвеличивший дерзость мир. Есть тайна, хранимая в Святой Церкви, которая едва ли постижима современному разуму.
Как возможно, ведая о близости Бога своего, который сердцу, исполненному веры, ближе и самого себя, не воспользоваться знанием тем ни в целях проповеди, ни для единой самой благой и великой земной цели, предпочитая хранить непостижимое лишь в силе возможности и недоведения.
Вот когда истинно сила возможного являет себя большей, нежели сила действующая, используемая явно. Как это объяснить? Страшно играться с Богом и близость царя страшна для разумного подданного. Смиренно опуская очи от приходящего ви'дения, как бы убегая, прогоняя и оберегая тайну даже от своего сердца и ума, отцы - праведники, близкие Богу, со всею искренностию утверждали, что они очень далеки от Него.
И чем чище человек, тем он представляется недостойнее, и чем богаче, тем более впадает он в нищету ... Блажены нищие духом, пронёсшие тайну молчания перед ближними и перед собою о сокровенности Бога своего, в силу непостижимой загадочности жизни земного создания, по причине которой ничто ТАК не отдаляет человека от Бога, как близость к Нему. Блажены пронесшие тайну, не исповедов её со смелостью даже перед собою. Блаженны имеющие, как неимеющие, видящие, как невзирающие, и слышащие, как не имеющие ушей слышать.
Так и ныне и присно всякий, чьё сердце зажигается небесным огнём, будет познавать невысказанную тайну смирения святых, и, всеми силами поспешая к Небу, зажмуривать очи свои, как бы не желая смерти своей от Его страшного и неизрекаемого видения.
Блажены нищие духом, блажены святые, познавшие, как далёк всякий смертный человек от Господа своего, и не изнемогшие тем в чаянии своём. "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой ... ибо всякий, ... унижающий себя возвысится." (Лк., 18.14)