Исихазм

Автор Тема: Основание молитвы  (Прочитано 17655 раз)

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« : 15 Март 2006, 17:19:14 »
Многие, начиная творить Иисусову молитву, стремятся к совершенству, забывая, что не от них зависит конечный результат. Также часто в основание молитвы полагается просто количество произнесенных молитв без попыток их осмысления.
Можно вспомнить слова в Евангелии: "Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно также вспомнить слова:"Смиритесь пред Господом и вознесет вас". От человека не зависит конечный результат его трудов в молитве, да и его труды возникают не по собственному разумению, а по промыслу Божию. Возможно только проявление намерения. "Аще не Господь созиждет дом, всуе трудятся зиждущие". Святые отцы обладали большим смирением. В самом зачатке смирения лежит покаяние. В Иисусовой молитве слово "помилуй" в одном из своих значений подразумевает наше покаяние. Поэтому покаяние - один из необходимых камней основания Иисусовой молитвы, да и многих других молитв. Прошу Всех поделиться своим мнением.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #1 : 15 Март 2006, 20:56:08 »
Мы на форуме неоднократно затрагивали и обсуждали подобные темы. Вот только что говорили о второстепенном значении темпа и количества молитовок (не отрицая их важности) - http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=71

Разбирались в других темах, что такое смирение, покаяние, помилование.

Как я вижу. Эти состояния есть дары Духа или основываются на Его дарах. Смирение - мир Божий внутри человека. Милование - схождение благодати, спасительной для человека. Изменение (состояния) ума, чувств и тела, направленное на стяжание благодати (приблизившегося Царства Божия), - есть покаяние.

Лжесмирение строится на покорности перед обстоятельствами и соглашательстве с мнением людским. Оно есть всецелое принятие мира сего внутрь человека, без протестов и возмущений, - и без благодати. Лжепокаяние - изменение человека, направленное на стяжание земных богатств - например, усиление аскетических подвигов, признание другими людьми, следование человеческой мнению, карьера в церкви и в миру и пр. Лжепомилование - просьба о милости бесов или земных властей.

Судить же надо по плодам, где истинное смирение и покаяние, а где ложное, ибо говорит ап. Иаков: "Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений."

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #2 : 16 Март 2006, 09:53:37 »
Благодарю Вас, Alexander, за ответ.

Предлагаю рассмотрет искренность в молитве и веру. Это следующие камни основания молитвы. "Все возможно верующему". Бывает, что молятся, говоря как бы не от себя, а только потому что так надо молиться, и молитва идет не искренняя. Также бывает, что молятся не веря в возможность достижения конечного результата, даже если и молитва искренняя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #3 : 16 Март 2006, 15:30:53 »
У ап.Павла есть слова: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего.

Искренность (искренняя вера) - ответ человека на предузнание его Богом. Это проблеск  света искры Божией в сердце - проблеск, должный стать огненным излиянием. Так и искренняя молитва - она зажжена горением сердца.

Формальная молитва инициирована установленными правилами и поддерживается навыком, посему и преследует промежуточный результат: получить удовлетворение от молитвенной работы и исполнения предписаний. Формальная молитва подобна толстому слою пепла на былых пожарищах Божественной любви, горевшей в сердцах праведников и излившейся в молитвенных словах. Бродят невразумительные фигуры словесных молитвенников по попелищам и ворошат головешки чужих слов в надежде отыскать искорку огня... И посыпают голову пеплом покаяния - се смиренные хранители пепелищ, не предузнанные Богом.

А искра света, подхваченная ветром-дыханием на былом пожарище, летит в новые пространства, зажигая чистые сердца - по сродству предузнанных...

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #4 : 17 Март 2006, 18:25:09 »
Благодарю Вас за ответ, Alexander.

Возможно искренность и вера в молитве раскрыты не до конца, но можно перейти к одному из очень важных оснований молитвы - плач. В первую очередь иммется ввиду плач и сокрушение сердца, так как слезы могут быть и от гордости.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #5 : 18 Март 2006, 01:30:01 »
Вы правы, Vasiliy, об искренности и вере (в молитве) сказано мало. Самое важное (вкратце) то, что искренность в молитве подобна путеводной звезде, ведущей к Младенцу в сердце, а вера - путь к Нему (верою совершается путь).

Говоря о плаче, мы должны четко представлять, что причины его могут разными. Плач эгоистического (ветхого) человека идет от боли, гордости, саможаления или невозможности получить желаемое. Иной плач у человека, обновляемого покаянием, - он размягчает очерствелую душу и омывает ее, и причина плача сего в невидимом присутствии Святого Духа, призревшего на смиряемое сердце (сокрушение сердца). И есть плач от радости встречи с Господом в сердце. Это чистый плач - он прозрачен, светел и наполнен живительной влагой. Есть еще плач потери и призыва...

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #6 : 18 Март 2006, 11:33:37 »
Благодарю Вас за ответ, Alexander.

Следующий необходимый камень основания молитвы - постоянство, его же также называют порядок. Имеется ввиду, что молитва в начале должна быть в определенное время и необходимо приучить себя творить молитву в это время. В свободное же время тоже можно творить молитву. Но выделенное для молитвы время необходимо твердо соблюдать. Со временем молитва будет непрестанной: сначало словесная (здесь не имеется в виду, что обязательно должна произноситься вслух, многие ее произносят и не открывая рта), умная деятельная, умно-сердечная деятельная, умно-сердечная самодвижная, умно-сердечная чистая и, наконец, зрительная. Но зрительной молитвы достигают единицы. Когда молитва станет самодвижной, она будет произноситься и во время сна в сердце.
При этом необходимо всегда помнить, что молитва - не самоцель, а способ достижения цели.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #7 : 18 Март 2006, 23:11:08 »
"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику" (Лк., 18.13)

Мытарь мог поднять смиренные свои очи к Небу, ибо смирение даёт всякому умалившемуся и чистому сердцу силу видеть Господа своего. Но даёт его не так, как даёт свои блага презревший смирение и возвеличивший дерзость мир. Есть тайна, хранимая в Святой Церкви, которая едва ли постижима современному разуму.

Как возможно, ведая о близости Бога своего, который сердцу, исполненному веры, ближе и самого себя, не воспользоваться знанием тем ни в целях проповеди, ни для единой самой благой и великой земной цели, предпочитая хранить непостижимое лишь в силе возможности и недоведения.

Вот когда истинно сила возможного являет себя большей, нежели сила  действующая, используемая явно. Как это объяснить? Страшно играться с Богом и близость царя страшна для разумного подданного. Смиренно опуская очи от приходящего ви'дения, как бы убегая, прогоняя и оберегая тайну даже от своего сердца и ума, отцы - праведники, близкие Богу, со всею искренностию утверждали, что они очень далеки от Него.

И чем чище человек, тем он представляется недостойнее, и чем богаче, тем более впадает он в нищету ... Блажены нищие духом, пронёсшие тайну молчания перед ближними и перед собою о сокровенности  Бога своего, в силу непостижимой загадочности жизни земного создания, по причине которой ничто ТАК не отдаляет человека от Бога, как близость к Нему. Блажены пронесшие тайну, не исповедов её со смелостью даже перед собою. Блаженны имеющие, как неимеющие, видящие, как невзирающие, и слышащие, как не имеющие ушей слышать.

Так и ныне и присно всякий, чьё сердце зажигается небесным огнём, будет познавать невысказанную тайну смирения святых, и, всеми силами поспешая к Небу, зажмуривать очи свои, как бы не желая смерти своей от Его страшного и неизрекаемого видения.

Блажены нищие духом, блажены святые, познавшие, как далёк всякий смертный человек от Господа своего, и не изнемогшие тем в чаянии своём. "Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой ... ибо всякий, ... унижающий себя возвысится." (Лк., 18.14)
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #8 : 19 Март 2006, 00:17:44 »
Да, постоянство задает ритм молитвенной жизни, и нельзя игнорировать или преуменьшать его значение, чтобы не впасть в лень, и нельзя преувеличивать, чтобы средство достижения цели не подменило саму цель.

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #9 : 19 Март 2006, 17:05:23 »
Есть камень основания молитвы, который не должен исчезнуть до самого конца - готовность к искушениям. Думаю, что необходимо даже создать отдельную тему для обсуждения видов искушений, что и будет сделано.

Dionisiy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #10 : 20 Март 2006, 16:51:59 »
Цитата: Alexander
...и нельзя преувеличивать, чтобы средство достижения цели не подменило саму цель.


Совершенно согласен с Вами Александр. Мне вспоминаются слова валаамского старца схиигумена Иоанна: "Молитвенное свое домашнее правило определи... сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежания торопливости".

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #11 : 20 Март 2006, 17:29:53 »
Кто творит молитву не должен забывать о необходимости внешних дел добродетели. Поэтому следующий камень основания молитвы - любовь к ближнему, но не на словах, а на деле. Необходимо приобретать как можно больше добродетелей, оказывая помощь ближним. Кто совершенствуется в чем-то одном - чистит второй этаж, а первый оставляет в грязи. "Вера без дел мертва". Но все дела добродетели должны делаться не напоказ, а желательно в тайне. "Делай тайно и Господь воздаст тебе явно". Кто делает напоказ "уже получает награду свою", это относится и к молитве.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Основание молитвы
« Ответ #12 : 21 Март 2006, 12:06:59 »
Любовь к ближнему не основание молитвы, а одна из ее вершин. Любовь к Богу, которая вкупе с любовью к ближнему, - цель молитвы. Исполнение любви - ее плоды - мы видим в делах. И, одновременно, дела являются молитвой в действии - восхождения и обращения человека к Богу.

alluz

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #13 : 21 Март 2006, 14:31:09 »
"Я есть альфа и омега..."

Vasiliy

  • Гость
Основание молитвы
« Ответ #14 : 21 Март 2006, 16:40:24 »
Нельзя творить молитву и не помогать ближним. Совершенная любовь к Богу и человеку - действительно в вершине молитвы. Но чтобы дойти до вершины может уйти вся жизнь. Даже этот форум направлен на то, чтобы ответить на ряд возникающих вопросов путем совместного обсуждения и тем самым помочь многим. 10 заповедей были даны еще в Ветхом Завете, а "наибольшая заповедь" во второй своей половине имеет любовь к ближнему. Любовь к Богу человек проявляет исполнением заповодей, а как можно любить Бога, а ближнего своего ненавидеть? Об этом написано в Новом Завете.
Многие святые отцы оставляли мир по любви к Богу, но они молились за весь мир. А кто живет только для себя - никогда не достигнет вершины. Жизнь в миру тем более требует помощи ближнему. "Вера без дел мертва".