Исихазм

Автор Тема: Устремляя око в середину чрева  (Прочитано 126358 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Есть видимое несоответствие между поучениями делателей умной молитвы времен Симеона Нового Богослова и Григория Паламы (10-14 вв.) и подвижническими наставлениями века 19-го. Если византийские отцы учили о необходимости сосредоточения на пупке, то впоследствии (Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник) запрещается опускать внимание ниже груди (верхней части физического сердца). Такое несоответствие представляет некоторую проблему, требующую решения. Один вариант решения предложил свт.Феофан: он почистил авторитетный текст прп.Симеона о трех методах молитвы, изъяв упоминание о необходимости устремлять чувственное око со всем умом в середину чрева. Однако, проходит время и один ищущий философ переводит Триады Паламы, которые становятся доступными русскому читателю в конце прошлого века, а другой - дотошный патролог - уже без правок и купюр издает "Способ священной молитвы" Симеона Нового Богослова.

Григорий Палама ссылается на Симеона Нового Богослова, многих отцов прошлого и своих современников, которые ясно советуют начинающим (слова Григория Паламы!) как раз то, против чего возражал его оппонент - Варлаам Калабрийский. Вторая часть первой Триады посвящена ответу Варлламу на его обвинение в пуподушничестве афонских исихастов. Григорий утверждает, что молитвенники разумно останавливают свое внимание на пупе (а также на груди). Привожу его слова, объясняющие необходимость такого сосредоточения:
А потом, если сила мысленного зверя на пуповине живота, потому что здесь закон греха имеет свою власть и питает зверя, то почему нам не утвердить тут противоборствующий ему закон вооруженного молитвой ума (Рим. 7, 23), чтобы изгнанный баней возрождения (Тит. 3,5) злой дух, вернувшись с семью другими и злейшими духами, не вселился вновь и последнее не стало хуже первого (Лк. 11, 26)?

А вот как о практическом исполнении такого сосредоточения говорит Симеон Новый Богослов:
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь - о чудо! - непрестанную радость.

В наше время совершается новая попытка снять обозначенное несоответствие: арх.Рафаил (Карелин) дает весьма неуклюжее объяснение в своей статье "О некоторых опасностях исихии для современного христианина" - http://karelin-r.ru/stories/126/1.html Послушаем его:
Если со стороны Варлаама Каламбрийского и его сторонников такие обвинения были сознательными подделками и клеветой, то для их последователей, современных нам, это может являться следствием незнания метонимии языка. Пуп в переносном смысле означал центр, а вовсе не то место, которое отсутствовало у Адама. В Иерусалимском храме воскресения Христа основание Голгофского Креста, очерченное кругом, паломники называли пупом земли, то есть духовным центром земли. Пуп был также синонимом сердца, которое имеет своим корнем середину, центр, а в некоторых случаях означал середину груди, там, где рождается слово.

Очевидно, обе попытки (Феофана Затворника и арх.Рафаила) представляют сознательное искажение смысла поучений свв. отцов о способе молитвы. Несоответствие замалчивается или ему дается заведомо превратное объяснение: мол, это грех недобросовестных патрологов, а пуп - и есть сердце!

Продолжение следует...

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #1 : 21 Июнь 2006, 07:34:57 »
Alexander, А какой смысл искажать свт. Феофану был?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #2 : 21 Июнь 2006, 11:27:35 »
Alexander, огромное спасибо за тему.
 :lol  Я тут у вас получаю ответы не успевая рот отурыть для
вопроса.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #3 : 21 Июнь 2006, 14:54:20 »
Продолжение

Попробую объяснить причины смещения центра внимания с живота на грудь в молитвенной практике исихазма.

Молчание по этой, давно уже не технической, проблеме никакого отношения к исихии не имеет. Дань сложившейся традиции не замечать сложных и интересных поворотов в эволюции подвижнического делания и желание свести многообразие развитой практики молитвы к жесткому и ограниченному правилу ведут к вполне предсказуемым последствиям: происходит безвозвратная утрата последних крупиц ценного практического опыта и на гора выдаются невежественные советы и поучения, все более оторванные от богатого наследия святых отцов. Невежественное охранительство и запретительство убивает самый дух молитвы, оставляя пустую и бесполезную оболочку из нескольких каноничных слов. И все это творится на фоне прерванной преемственности в угасающем молитвенном делании.

Умаление умного делания - всплеск интереса к нему наблюдается, только начиная с 19-ого века - привело к известному феномену детализации, ограничения и закрепления норм молитвенной практики при профессиональном исполнении небольшого набора технических приемов. Положительным моментом в этом явлении было углубление знаний об определяющей роли сокровенного сердца во внутреннем поиске Божьего Царства.

Определение сердечного центра как места вмещения благодати, согласование духовного вместилища с телесным обустроением, разработка методов опускания ума в сердце - это ценное развитие учения православного подвижничества. Однако, и потери были весьма большими: отсеченным оказался верх и низ. Молитвенное делание  превратилось как-то в практику простецов, не помышляющих об уме Христове, не желающих и не умеющих богословствовать, но и не могущих - по сложившемуся запрету опускать внимание ниже груди - бороться с низовыми страстями, такими так блуд и страх. Если Григорий Палама говорит, что уже начальным рекомендуются сосредотачиваться на пуповине живота, чтобы победить силу мысленного зверя, то учителя последних времен запрещают даже опытным сходить умом во чрево, чтобы не потерпели они поражения в борьбе с блудной страстью.

В настоящее время запреты стали распространяться и на сердечную молитву - из-за опасности молитвенного пути, возможности впасть из дебелости в прелесть, домыслов о том, что нельзя ощущать благодать... Стали побеждать антиотеческие настроения и наставления - в духе варлаамитов и под благодушным соусом резанных цитат.

Движущаяся сила исторического монашества - его цель заключается именно в работе над собой ради Бога, а не активная внешняя деятельность - дала сбой, и уже давно. И печально, что нас пытаются убедить, что быть по другому и не может, и не дано, и не нужно.

И может, и дано, и нужно!

Далее несколько слов о сердце...

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #4 : 21 Июнь 2006, 15:36:22 »
Alexander, возможно я не прав, но мне кажется что когда речь
заходит в принципе о любых практиках, связанных с так называемой
внутренней работой, всегда есть проблема передать опыт словами.
Научить. Возможно только направлять, а как оно у кого пойдет сугубо
индивидуально. Потому при практике без наставника опытного
человек всегда рискует. Как вариант - пуп это сердце. Другой почел
что опустить в сердце (а для него оно в груди, так как поняте сердца
для него именно такое), вот и пошло поехало.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #5 : 21 Июнь 2006, 15:54:44 »
Rodion, слова Григория Паламы и Симеона Н. Богослова толкуются вполне однозначно. Этот опыт оказался утраченным. Сейчас пытаются утратить опыт и 19-го века. Это не случайность и не маленькая ошибка в прочтении.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #6 : 21 Июнь 2006, 16:08:47 »
:lol  Однозначно? Тогда простой вопрос - если говорят о сердечной
молитве - физиологически это где?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #7 : 21 Июнь 2006, 16:16:08 »
Я уже говорил: о сердце (и сердечном месте) - далее

Элементарный опыт сосредоточения - о том, что эффект от внимания на груди, области солнечного сплетения или пупке разный. Именно об этом разговор. А вот соотношение некой духовной области (сокровенного сердца) с душевным телом и физикой...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #8 : 21 Июнь 2006, 17:24:40 »
Цитата: Alexander
эффект от внимания на груди, области солнечного сплетения или пупке разный. Именно об этом разговор. А вот соотношение некой духовной области (сокровенного сердца) с душевным телом и физикой...
Alexander, если сочтете возможным - об этом подробнее. В частности, мне интересен Ваш взгляд (и опыт) на разности эффектов сосредоточения на пупе и сердце.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #9 : 21 Июнь 2006, 17:53:24 »
Gior, нам бы до сердца добраться... :)  Ощущаются (и возбуждаются) разные силы (страсти), (сверху вниз) увеличивается их мощь и грубость, появляется сопряженность с другими людьми, природой и пр.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #10 : 21 Июнь 2006, 18:11:57 »
Alexander, я (как мне думается  :wink: ) понимаю эти затруднения - потому и сказал - "если сочтете возможным"...  :D

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #11 : 21 Июнь 2006, 18:51:30 »
Очень интересная тема, Александр, спасибо.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: Устремляя око в середину чрева
« Ответ #12 : 21 Июнь 2006, 18:59:02 »
Цитата: Alexander
А вот как о практическом исполнении такого сосредоточения говорит Симеон Новый Богослов:
Затвори дверь <ума> и вознеси ум твой от всего суетного, то есть временного. Затем, упершись брадой своей в грудь, устремляя чувственное око со всем умом в середину чрева, то есть пуп, удержи тогда и стремление носового дыхания, чтобы не дышать часто, и внутри исследуй мысленно утробу, дабы обрести место сердца, где пребывают обычно все душевные силы. И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь - о чудо! - непрестанную радость.

Под этими словами подписался бы любой даос или буддист, разве что спину бы посоветовали держать прямо (это просто констатация факта, не возражение, не обвинение, ничего такого). Вообще я заметил, что буддисты и даосы видят между своими учениями и христианством намного меньше противоречий, чем наоборот. В них намного меньше фанатизма (если он вообще есть) и это то, чему следовало бы поучиться.
Меня это удивляет: Иисус отчётливо и недвусмысленно высказывался в адрес догматизма, фанатизма и узколобости...
Прошу прощения, это просто лирическое отступление. С нетерпением жду продолжения, Александр.
Олег

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #13 : 21 Июнь 2006, 19:19:02 »
Так ничего странного в схожести практик нет: все мы человеки, значит и устроены одинаковы и телом, и душой - по тварным законам. А гордость - главная страсть - возвышается над всеми - это уже (почти) духовное заболевание. И надо сказать, что практики-то от гордости и превозношения (одна из форм ее - религиозная) не освобождают, даже если происходит очищение и изменение других сил и страстей.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #14 : 21 Июнь 2006, 19:55:36 »
Всего несколько слов о сердечном месте в продолжение темы о способе молитвы (по Симеону Н. Богослову). Я полагаю, что локализация центра внимания по типу: два пальца выше левого соска - идет от слишком большого желания жестко привязать духовное сердце к сердцу телесному. У отцов древности такой привязки не было! Также считаю, что излишнее сосредоточение на физическом сердце не полезно самому сердцу.

Большой ценностью для нас является разработанная методика низвождения ума в сердце. Эта методика насчитывает несколько этапов, и подвижники - для облегчения весьма трудного пути - советуют не перескакивать сразу на высокую ступеньку, соответствующую сердечному вниманию, чтобы не пасть низко. Однако, возможность сосредоточения ниже - даже на пупке - святыми подвижниками далекого прошлого никак не исключалась. Цель такого сосредоточения очень серьезная - борьба с мысленным зверем. Надо ли говорить, что бегство от этого зверя, предлагаемая для современных делателей, есть победа весьма сомнительного качества.