Аноним в ЖЖ был я, прошу прощения за маскарад. Хотелось обсудить вопрос серьезно и беспристрастно, чтобы наши бывшие разногласия с Александром не исказили ход диалога. Я рад что беседа получилась плодотворной и конструктивной и привела к взаимопониманию. Поскольку была открыта эта тема, есть смысл продолжить обсуждение на форуме.
Пользуясь случаем, приношу ради Христа извинения всем кого сгоряча обидел когда-либо. И всем привет
Продолжая разговор. Спасибо за исправленную опечатку.
Хотел бы добавить о "невпускании". Это очень важный момент. Один из распространенных мифов христианства (особенно протестантского толка, но присутствует и в православии) - представление о том что Бог спасает человека автоматически, по вере. Мы просим "Господи, исцели все мои духовные недуги, я сам не знаю какие, ведь Ты их знаешь и можешь исцелить", но исцеления не происходит, мы не меняемся, продолжая слепо верить в милосердие и всемогущество Бога, в то что Он нас когда-нибудь как-нибудь исцелит или оправдает на суде по Своей милости. И хотя вера действительно является ключевым условием, обычно плохо себе представляют как этот процесс исцеления сердца происходит. Христос исцелял только тех кто Его просил об этом, и исцелял только те болезни о которых Его просили, тех кто не только верил что Он может исцелить, но открывал Ему доступ к своим болезням, соглашался быть исцеленным. Поэтому так важно знать и признавать свои внутренние болезни, знать свой диагноз, и быть готовым с этой болезнью расстаться. К сожалению это самый трудный шаг. Мы обычно без труда исповедуем свои греховные поступки и мысли, но не можем признаться себе во внутренних подсознательных мотивах, не можем критически оценить свои фундаментальные невротические комплесы. Здесь действуют внутренние неосознанные механизмы защиты, страх потерять внутренне равновесие, лишиться глубоких корней личностной структуры. Соответственно, мы не позволяем благодати сойти в эти душевные подвалы и расчистить их. Мы как бы говорим: "Господи, исцели мой кашель, но не трогай мой туберкулез", и хотя Бог всемогущ, но идти вопреки законам природы и исцелить туберкулезный кашель, оставив сам туберкулез неизлеченным, Он не станет, хотя бы потому что это было бы полумерой. Он оставляет кашель и ждет от нас признания его причины, а мы все ходим на исповеди и просим прощения за кашель. Конечно, Господь помогает нам увидеть и корни блезней, просвещает человека, через совесть подсказывая ему о его глубинных недугах, но за человеком остается сделать этот шаг, взглянуть на себя критически, признаться себе в наличии этих недугов.
Мне хотелось бы еще раз отметить что в этой области полезно было бы обратиться также и к практическим наработкам современной психологии, особенно психоанализа. Как метко заметил вл.Ерофей Влахос, православие - это психотерапия, древняя наука об исцелении души. Привлекая знания и опыт современной психологии, мы можем многое переосмыслить в православном опыте и обогатить его более трезвым (не-мифологическим) пониманием духовных процессов, сути и внутренних механизмов спасения и очищения сердца. Обычно диалог между религией и психологией ведется на догматическом уровне и превращается в безвыходный мировоззренческий спор, в то время как следовало бы, не зацикливаясь на неверных теоретических положениях психологии, изучать её богатый практический опыт и использовать его в практике духовной жизни. В свое время алхимия исходила из совершенно ложных предпосылок, но в процессе попыток и экспериментов по превращению камней в золото алхимики накопили огромный опытный материал на основе которого впоследствии развилась химия. Есть кстати неплохая книга о применении некоторых наработок психоанализа к психологической самодиагностике:
http://www.psylib.ukrweb.net/books/hornk01/index.htmВпрочем я уже далеко уклонился от первоначальной темы.