Инок Всеволод
Богообщение
Пять глав о непрестанной молитве
Вообще четки употребляются, как для отсчета нужнаго числа молитв установленнаго правила, так и для непрестанной молитвы без счета. В последнем случае четки помогают удерживать молитву в памяти. Известен также и такой способ молитвы по четкам: на каждом узелке молящийся прочитывает не всю молитву, как это обычно делается, а лишь одно слово молитвы. Это позволяет лучше сосредоточиться на словах молитвы.
Относительно происхождения вервицы существует древнее монашеское предание относящееся, как думается, ко временам — ранее св. Василия Великаго. По преданию: один инок сплел себе вервицу, но диавол, желая помешать делателю непрестанной молитвы, развязал все узелки на четках монаха. Инок опять сплел четки, но диавол вновь их расплел. Так повторялось несколько раз. Но вот ангел Божий предстал пред монахом и показал ему особый способ плетения узла на четках, характерный тем, что вервь в узелке перекрещивалась несколько раз крест-накрест. Сь тех пор диавол, трепещя пред крестом, уже не смел расплетать узлы на четках. Способ данный ангелом используется при плетении четок до сего дня.
Древний русский обряд выработал свой тип четок именуемый лестовка или лествица (т. е. лестница). Лествица символизирует восхождение молящагося от земли на Небо. Ступеней лестовки — 109. Сто малых ступеней именуются не узелками, как у вервицы, а бобочками. Если обычная вервица плетется из шерсти, то лестовка шьется из кожи.
Интересно отметить особый символизм лестовки. Мудрость ея изобретателя состояла в том, чтобы в ея символах выразить основы христианскаго вероучения. А так как русское благочестие выработало обычай иметь четки не только монахам, но и всем мирянам, то символизм лестовки способствовал уяснению и сохранению без искажений основ вероучения людьми некнижными и простыми.
Церковное предание повествует нам, что ангел давший преп. Пахомию Великому Устав о молитве, сказал при этом, что он дал этот легко исполнимый устав для слабых, чтобы они “без отягощения, могли выполнять правило; совершенные же не имеют нужды в уставе; ибо пребывая наедине в келлии, они всю жизнь свою проводят в созерцании Бога. Устав дал я тем, — говорил ангел — у которых ум еще не зрел, чтобы они, хотя, как не покорные рабы, по страху к господину, выполняя общее правило жизни, достигали свободы духа” (“Древние иноческие уставы”, Москва, 1892г.,стр. 16).