Исихазм

Автор Тема: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"  (Прочитано 14924 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

« Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.» Фес.5.16

Интересное наблюдение: фраза ап.Павла «непрестанно молитесь» цитируется довольно часто, но почему-то всегда опускается первая часть, которая на самом деле с ней едина. Бытует мнение, что молитва всегда должна делаться в печальном, «покаянном» состоянии души, и можно действительно найти многочисленные высказывания отцов о молитве плача и печали. В то же время столь же многочистленны высказывания отцов о радости и мире, которые сопровождают молитву.

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,  кротость, воздержание.»(Гал.5.22), «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».(Иуд. 14.17) И в то же время: "Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость - в печаль."(Иак.4.9)

Как же в этом разобраться, как правильно творить молитву, в печали или в радости?

Позволю себе подойти к этому с точки зрения элементарной психологии. Мы ведь тварные существа, и наша душа управляется тварными психологическими законами, так же как и тело – законами физическими. Тварные законы не дурны сами по себе, их можно обратить во благо или зло, но чтобы их использовать во благо, их надо знать и уметь ими пользоваться. Да, благодать может действовать вопреки естественным законам, но это – всегда исключение. Да, Господь ведет нас в духовной жизни, посылает периоды богооставленности и периоды духовной радости, и истинная духовная радость приносится Святым Духом. Но для этого ведь душа должна быть готова к принятию этой радости, и в подготовке души наши усилия и воспитание играют не последнюю роль. Мы тоже должны со-работать Ему, и действовать не вопреки, а в согласии с Ним. Наша чувсвенная душа – неразумное животное, мы должны познать, изучить её (как она устроена, какие механизмы лежат в её основе), и научиться ей управлять и направлять в нужное русло, стать её дресировщиком и инженером. Невозможно умерщвить чувственную часть души, и вовсе не в этом цель христианского подвига. Цель в том чтобы преобразить и одухотворить её, воссоединить в согласии и единстве с человеческим духом, умом и с Духом Божиим. Здесь, наряду с верой, не обязательно нужны особые познания в психологии, а лишь здравый смысл, интуиция, наблюдательность, воля и терпение.

Так вот, нравится нам это или нет, но психологический закон в основе функционирования чувственной части нашей души очень прост – душа стремиться к радости и счастью, и избегает печали и страдания. Почему-то считается что христианский подвиг состоит в опровержении этого закона и искоренения его из души, и водружения противоположного – чтобы человек стремился к страданию, печали и самоистязанию, избегал всякой радости и придумывал себе всяческие душевные и телесные скорби. Мало того что это неверно само по себе, этот взгляд является источником постоянного душевного конфликта и гарантией периодических провалов в духовной жизни. Человек стремится настроить себя и водрузить в себе этот противоестественный закон, всячески пытаясь свою христианскую и духовную жизнь облечь в страдания, мучения, слезы и печаль раскаяния. Такой настрой обречен на провал, душа перодически восстает, и, силой требуя себе радости и счастья, обращается опять к мирским удовольствиям и впадает в грех, или же срывается в приступах раздражения и депрессий. Наша реакция на это – еще большие слезы раскаяния и печали, попытки снова загнать душу в рамки страдания., в ответ на что душа еще больше устает, восстает и стремиться «залить» печаль спиртными напитками и мирскими радостями.  Этот процесс идет вразнос, и глубинная проблема противоестественности такого состояния всегда остается.

На самом то деле все должно происходить наоборот. Пребывание с Богом – это и есть истинная радость и счастье, к котрому мы все призваны и должны стремиться. Это радость духовной самоотверженной любви, самозабвенного смирения, радость о спасении мира, о всеприсутствии и промысле Божием, о Его бесконечной благости и любви. Самоотвержение и смирение вовсе не означают печали и страдания, наоборот, они приосят глубокую духовную радость и удовлетворение. Как раз таки обращение ко греху и убогим мирским наслаждениям лишает нас этой высшей радости и должно приносить печаль и пустоту в душу. Человек пребывающий в радости Святого Духа НЕ ХОЧЕТ греховных удовольствий, они теряют для него свою привлекательность потому что он познал высшую радость.

Это все хорошие рассуждения, но как к этому прийти? А вот именно так и прийти – приучить, "надресировать" душу радоваться когда мы с Богом, радоваться в молитве, в храме, радоваться духовному общению с людьми, радоваться совершенству и красоте творения Божия, и печалить душу когда она стремится к греху и мирским удовольствиям. У покаяния, кроме того что это есть примирение с Богом, есть важная воспитательная цель – оно воспитывает душу в том что каждый грех неизбежно повлечет за собой печаль раскаяния и стыд исповеди. Это элементарный «кнут» для дресировки неразумной души. Но любой дресировщик нам скажет что одним «кнутом» никакого результата никогда не добьешься, необходим еще и «пряник». Так и в «дресировке» души после каждого греха надо применять «кнут» покаяния, но в меру, и переходть к «прянику», направляя душу к радости примирения и мира с Богом. Надо приучить душу на уровне рефлекса к тому что обращение к Богу всегда приносит радость, а обращение ко греху влечет за собой печаль и страдание. Тогда прирученная неразумная часть души станет нашим помощником, а не противником на пути к Богу. В глубинах души живут  страстные чувственные комплексы, которые приносят убогую радость душе когда они удовлетворяются, потому что она не знает лучшей высшей радости. Единственный реальный способ излечить её от рабства этим страстям – это вытеснить их, заменив другой, более высшей, более истинной радостью. Чувственная душа не может существовать без радости, но привязывается к радости ложной из за отсутствия радости высшей. Излечение души в том и состоит что ложные, разрушительные радости ЗАМЕНИТЬ истинной и вечной радостью. Поэтому ответ на вопрос следует ли христианам радоваться или печалиться прост: «время собирать камни, и время разбрасывать», время радоваться и время печалится, но суть в том чтобы не делать это невпопад, не печалиться когда следует радоваться и не радоваться когда следует печалиться.

Позволю привести аналогию. Наркологи знают что для того чтобы человек излечился от алкогольной зависимости, недостаточно просто провести курс лечения. Человек должен найти что-то в жизни, что бы ЗАМЕНИЛО для него алкоголь. Найти себе интересное дело в жизни, создать хорошую семью, прийти к вере, короче найти что-то что бы приносило радость и смысл в его жизнь, радость которая ЗАМЕНИЛА бы то наслаждение которое приносит алкоголь. Если человек не сделает этого, любое лечение обречено на провал и он неизбежно будет возвращаться к алкогольной зависимости.


Все это применимо и к молитвенной жизни. Никогда молитва не привьется к сердцу и не станет непрестанной, если она не будет сопровождаться духовной радостью. Это не значит что не следует печалиться и плакать о грехах, но лишь значит что радость должна превалировать над печалью, иначе душа будет постояноо противодействовать и отторгать только-печальную молитву, и никогда такая печальная молитва не заполнит сердца и не вытеснит оттуда чувственных и мирских радостей. Душа должна приучиться радоваться ВМЕСТЕ с духом, и пусть эта радость чувственной души будет поначалу несовершенной, не тонко-духовной, а душевной или немного эмоциональной, ничего плохого в этом нет, со временем она преобразится и станет более одухотворенной. Но если лишить душу такой пусть несовершенной радости, она никогда не научится радости духовной и никогда не станет нашей сотрудницей на духовном пути, а будет оставаться противодействующей силой, источником грехов и искушений.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #1 : 03 Август 2006, 21:26:56 »
Спасибо Evgeny - очень интересная (и несколько неожиданная) постановка вопроса.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #2 : 04 Август 2006, 11:07:50 »
Evgeny, спасибо... и согласен, молитва приносит не только печаль, но и неописуемую радость.
Спасибо - Радость Моя !

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #3 : 04 Август 2006, 12:15:21 »
Каждому падению предшествует ощущение подъема (может быть это и ложное ощущение) в сочетании с психической усталостью - от монотонной борьбы с самим собой.
Над тобой - Небо, но кажется, что оно как будто молчит. Радость теплится где-то глубоко, а начинает хотется буйной радости - здесь и сейчас. Появляется страх: а если лишишь себя земных радостей, но радостей небесных не получишь? Да и что такое - эти небесные радости? Вот такие мысли заполняют все существо, душа наливается тоской и устремляется к мирским наслаждениям, причем к самым низменным, потому что вера-то в ней тоже остается, и хочется заглушить этот голос веры. И тогда все идет вразнос.
Да, предвидишь собственное раскаяние, муку, страхи, тревогу, и оттого зарываешься все глубже в сладкую патоку наслаждений, которая становится все отвратительнее.
Проблема действительно в том, как заместить низменную радость - радостью иной, подлинной.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #4 : 04 Август 2006, 12:22:29 »
Антиквар, и такое бывает... всякие мысли бывают, и мысли тоже грех... но надеюсь дальше мыслей не выйдет... пока еще девственник, и слава Богу :)
И в храм православный меня привело то, что мир наше не только материален... и переломным моментом в мировоззрении было н. сентябрь 2004, когда законы физики перестали действовать (может ли сознание человек находится в двух местах причем на расстоянии более 1000 км)...
Спасибо - Радость Моя !

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #5 : 04 Август 2006, 12:33:59 »
jedi, тут  речь немного о другом.
В момент падения память вовсе не отказывает тебе. Можно помнить о своих самых необычных и возвышенных переживаниях (кстати, у меня падения часто происходят именно после посещения святых мест), но... Как будто вдруг это теряет все свое значение. Возникает вопрос: почему? Почему осознаешь, что не должен делать этого и что избежать падение в твоих силах, но тем не менее падаешь?
Ответ, видимо, как раз заключается в неумении (нежелании?) найти радость в духовной жизни. Наверное, так.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #6 : 04 Август 2006, 12:49:02 »
Антиквар, дял меня это значение не потеряло...а наоборот... может быть опасно для мирской жизни... слишком далеко зашел в духовной жизни... и знаю из другого мира то, что не следовало знать...
Спасибо - Радость Моя !

Прихожанин

  • Сообщений: 56
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #7 : 04 Август 2006, 18:57:34 »
Evgeny,

а как можно радоваться, если ты постоянно в ожидании своей посмертной участи, и не может быть уверенности в спасении?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #8 : 04 Август 2006, 19:17:33 »
Цитата: Прихожанин
Evgeny,

а как можно радоваться, если ты постоянно в ожидании своей посмертной участи, и не может быть уверенности в спасении?


Не знаю как это словами точно обьяснить. Эта духовная радость, а точнее, радостопечалие, как её описывали св. отцы, всегда сорастворена с печалью о собственной греховности и несовершенстве и о страданиях людей, со страхом Божиим, с неуверенностью в спасении и в собственной верности до конца, и в то же время радость не побеждается всем этим, поскольку вера, надежда и любовь превозмогают.

Далее привожу несколько цитат.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #9 : 04 Август 2006, 19:19:12 »
Прихожанин, но не всегда надо находится в печали, ведь это же грех...
Спасибо - Радость Моя !

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #10 : 04 Август 2006, 19:19:23 »
прп. Никита Стифат

"Подвиги и труды духовныя раждают радование душевное, коему предшествует умирение страстей. Вследствие сего, что для людей, чувственности порабощенных тяжко и неприятно, то для души, в духовных трудах пребывающей и священными потами любовь к Богу стяжавшей и вожделением божественнаго ведения уязвленной, легко и весьма сладостно. Для тех, как преданных упокоению тела и наслаждению чувственными удовольствиями, труды и подвиги добродетели неприятны и жестоки, так как они не предпринимали сланость удовольствий сих отмывать потоками слез; а для этой (т.е. для души, работающей Богу) они вожделенны и сладостны. Так как она мерзит удовольствиями, причиняющими ей зло, и отрясла всякое к ним пристрастие, и всякое самолюбивое угождение телу, то для ней прискорбно одно – покой от трудов и пресечение подвигов. Таким образом, что для тех служит к плотскому веселию, то душе, всецело расположившейся к божественному, причиняет скорбь, а что ей доставляет духовное радование, в том же для тех причина воздыханий и мучений.

Труды мучительными кажутся в начале для всех, вводимых в поты и подвиги духовные. Когда же они начнут охотно упражняться в них для возращения в себе добрых расположений, и достигнут до средины преуспеяния в том; тогда труды сии являются для них источником дивной некоей отрады и утешения. А когда, наконец, мертвенное сие мудрование плоти пожрется безсмертною жизнию, подаемую присещением Духа Святаго, в тех, кои, пребывая в теутомимых трудах, простираются к последним пределам добродетели; тогда лица такия исполняются неизреченною радостию и веселием, потому что чрез это в них самих открывается чистый источник слез и сладкия струи свыше дождем льющагося утешения.

Иногда горесть и болезнование причиняются сердечному чувству излиянием слез, а иногда радость и веселие. Когда очищаемся мы покаянием от яда и скверны греха, довольныя к тому имея из него слезы, тогда, как млатами тяжелыми, бывая поражаемы воспоминаниями о содеянном глубокия из сердца испускаем стенания, от полноты чувства горести и болезнования о том. Когда же, довольно быв очищены слезами, почувствуем свободу от страстей, тогда, обвеселяемы бывая божественным духом, как тихое и чистое стяжавшие сердце, неизреченно сладостнаго преисполняемся утешения от радостотворных слез умиления.

Кто сластям и делам телесным в сытость поработал, в сытость пусть попользуется и трудами подвижническими, в потах злострадания; чтобы сытость отбить сытостию, сласть горечью. покой трудами телесными, и обрести сытость веселия и радования в упокоение. Сим образом ты и насладишься благоуханием целомудрия и чистоты, и вкусишь неизреченной сладости безсмертных плодов духовных. Подробно сему обыкновенно кладем мы в одежды очистительныя зелья, для очищения их от смрада. когда оне пропитаны им до невозможности употреблять их."

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #11 : 04 Август 2006, 20:20:19 »
Цитата: Антиквар
В момент падения память вовсе не отказывает тебе. Можно помнить о своих самых необычных и возвышенных переживаниях (кстати, у меня падения часто происходят именно после посещения святых мест), но... Как будто вдруг это теряет все свое значение. Возникает вопрос: почему? Почему осознаешь, что не должен делать этого и что избежать падение в твоих силах, но тем не менее падаешь?

 :!: Это один из самых (если не самый!) глубочайших и сокровенных вопросов. Ответ на него открыл бы очень, очень много… Однако, где ответ? Все размышления, которые встречал,  где этот вопрос задан (так или иначе) не закончены, везде говорится о частностях (с той или иной степенью углубления) без конкретного ответа (который выдержал бы вопрос «почему именно так?»). Удивительно при этом, что вопрос касается оснований бытия человека, понятий о личности, свободе…:(

Извините, что непосредственно не по теме, но возможно кто-нибудь видел какое-нибудь слово по вопросу?
Цитата: Антиквар
Ответ, видимо, как раз заключается в неумении (нежелании?) найти радость в духовной жизни. Наверное, так.

Как сказать. Вот скажем у Адама и Евы была радость в духовной жизни?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #12 : 04 Август 2006, 21:41:50 »
Цитата: Олег
Цитата: Антиквар
почему? Почему осознаешь, что не должен делать этого и что избежать падение в твоих силах, но тем не менее падаешь?

 :!: Это один из самых (если не самый!) глубочайших и сокровенных вопросов. Ответ на него открыл бы очень, очень много… Однако, где ответ?


Да уж, этим вопросом еще ап.Павел мучился.

"Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.  16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр,  17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех.  18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.  19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю.  20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.  21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое.  22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием;  23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.  24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?  25 Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха. " (Рим.7)

Можно конечно пытаться разбираться в том как это происходит (например механизмы волевого процесса по прп. Максиму и св. отцам и проч.). Это частично обсуждалось в теме о свободе воли. Но помимо волевого процесса здесь есть и какая-то расщепленность сознания - одна, низшая часть души предается греху, и в то же время какая-то другая, духовная часть, никогда не соглашается на грех и продолжает жить тайной духовной жизнью. Иногда, когда греховная страсть заполоняет сознание, духовная часть может уйти из из сознательной области куда-то в глубины сверх-сознания, но продолжает там свою духовную жизнь и никогда не прекращает её. Пространство души на самом деле огромно и уходит в нижние бездны подсознательного и в высшие бездны духовного сверх-сознательного. По сути, разные части нашей души на этой огромной территории живут собственной отдельной жизнью, и в разные моменты времени захватывают контроль над нашей волей и рассудком, и в то же время все это, по словам Павла - "тот же самый я".

Не знаю есть ли ответ на вопрос ПОЧЕМУ так происходит, но мне кажется в таком сложном и расщепленном устройстве человека есть особый замысел Божий. В каждом человеке, даже самом последнем злодее, будь он хоть Гитлер или Сталин, всегда остается что-то чистое и доброе, какое-то Божие дитя, какя-то искра Божия, хотя оно может быть совершенно подавлено и вымещено из сознания в глубины сверх-сознания. Но это - гарантия того что голос этого дитя никогда не перестанет звать, и возможность обращения никогда не исчезнет, пока не кончится время.

Несомненно такое расщепленное состояние души не нормально, это больное состояние и следствие падения, и в процессе обожения оно должно быть преодолено. Но это лучше чем если бы душа была "монолитна" в своем падении, ибо в этом случае человек бы стал настоящим роботом с парализованной волей, не было бы внутренних противодействий, внутренних сил способных противостоять доминирующим страстям души. В такой ситуации никакие воздействия благодати извне уже бы не спасли человека, т.к. не осталось бы не одного уголка души способного отозваться на зов благодати. Мне почему-то кажется что это и есть состояние ада, когда уже эта искра Божия погашена человеком полностью и навсегда и человек становится совершенно закрытым изнутри от Бога. Наверно в земной жизни такого с людьми окончательно не происходит (пример тому - покаявшийся разбойник на кресте), но если человек упорствует в своем выборе зла, то в конце концов, к концу времен и к моменту Суда, может прийти в такое состояние духовной "черной дыры", из которой уже нет возврата.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #13 : 05 Август 2006, 02:29:22 »
Цитата: Evgeny
Цитата: Олег
Цитата: Антиквар
почему? Почему осознаешь, что не должен делать этого и что избежать падение в твоих силах, но тем не менее падаешь?

 :!: Это один из самых (если не самый!) глубочайших и сокровенных вопросов. Ответ на него открыл бы очень, очень много… Однако, где ответ?


Да уж, этим вопросом еще ап.Павел мучился.

Evgeny, чем-то Ваши рассуждения напоминают манихейские. Но все может быть (и нередко так и бывает) намного проще - наше эго возомнив себя хозяином в душе тужится победить искушение, даже внушает себе, что это ему по силам... В общем происходит то, что психологи называют инфляцией  :saint

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"
« Ответ #14 : 05 Август 2006, 03:25:09 »
Цитата: Gior
Но все может быть (и нередко так и бывает) намного проще - наше эго возомнив себя хозяином в душе тужится победить искушение, даже внушает себе, что это ему по силам...


Как раз с этим я не вовсе не спорю. Человек часто не в силах преодолеть искушение, но при этом какая-то часть его души никогда не уступает искушению. Напрмер психически больные люди говорят что во время приступов болезни теряют контроль над своей психикой и поведением, и в то же время какой-то частью души и сознания понимают всю ненормальность происходящего и не соглашаются с этим, но не могут совладать с собой, их психика и тело перестают подчиняться.