Исихазм

Автор Тема: где начинается умное делание?  (Прочитано 28046 раз)

alluz

  • Гость
где начинается умное делание?
« Ответ #30 : 21 Август 2006, 05:52:15 »
Леонид, не о церквях и конфессиях речь. Мы сузили понятие "христианство" до "православие", а само последнее превратили в "закон". Кто "мы" - не знаю, но мне досталось всё это уже в таком виде, и "умное делание" для меня начинается здесь. Всё прочее - "без-умное" или "не-умное", а, скорее, просто "неделание".
Принявший Христа, духовно возрождённый человек неизбежно становится делателем, даже если не знает спец. слов и не читает спец. книг. Имхо, дыхание внутреннего человека и есть непрестанная молитва, а делание сводится к поддержанию его (человека) жизни.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #31 : 21 Август 2006, 06:02:55 »
Выходит, назвать человека, для которого Христос- "бог домашнего очага" неверующим-сразу подпасть под подозрение в гордыне, превозношении, прелести и т,д А считать себя как православного наиистеннейшим христианином, а остальных  христиан пожухлой листвой,это норма.
  Alluz,  ну что Вы, какая реевангелизация может быть У нас ведь православными /читай= христианином/ считаются по факту рождения на канонической территории, так зачем зря трепыхаться
    Если серьезно. верно говорит Леонид. что даже не реевангелизация, а евангелизация с нуля  нужна именно России, а не всей Ойкумене ,а вот   почему этого не происходит, почему это не декларируется повсеместно см. предложение предыдущее

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #32 : 21 Август 2006, 07:12:40 »
alluz, Iraida,
Поймите, дорогие мои, Православие это не "конфессия", это самое что ни на есть расширенное Христианство. Давайте говорить о сути. Это не закон. Это воздух самой Жизни. Полнота возможной невероятной и восхитительной жизни манифестирована в Православии и более нигде.
Я не сузил понятие Христианства до Православия, а наоборот, расширяю Православие до границ истинного Христианства. И это не пустой треп.
Мы знаем, как много ошибок было совершено иерархией, особенно в советское время, но это не дает нам право усомниться в сути. А суть вывезет на прямую дорогу, как не раз уже происходило в исторической Церкви.

Пошу Вас, Iraida, не подменять понятия. Я говорил не об остальных христианах, а об церквях. Я встречал в своей жизни православных христиан в недрах других церквей, даже в католичестве, но они даже не подозревали об этом. А пути Господни, мы знаем, неисповедимы...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

alluz

  • Гость
где начинается умное делание?
« Ответ #33 : 21 Август 2006, 09:08:07 »
Леонид, не волнуйтесь, православие расширили уже до Вас, сужать пора.:) Мне видится проблема в том, что проповедь Евангелия подменяется проповедью Православия, а в резалте обычным становится явление: православные не знающие Христа. Их можно учить, наставлять умному деланию, но всё в пустую, нет основы (можете мне поверить, давно этим занимаюсь). И наоборот, принявший Христа человек (пусть вне православной церкви) становится умным делателем, не ведая того.
Одним словом, умное делание начинается с принятия Христа, и никто не может положить другого основания.

Я встречал в своей жизни православных христиан в недрах других церквей, даже в католичестве, но они даже не подозревали об этом. ---  И я о том же, а в православной церкви мне встречались католики, баптисты, харики, и, Вы представляте, они тоже не догадывались об этом.
Ещё о сути, можно, конечно, Православие сделать синонимом истинного Христанства, но зачем? К тому же эмпирическое православие весьма далеко от своего идеала, и такое расширение становится препятствием для благовестия. И паки, православие в изначальном значении было синонимом правильного учения. "Предел православия знать два догмата: троицу и двоицу..." Григорий Синаит

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #34 : 21 Август 2006, 10:38:35 »
Антиквар, безусловно, есть опасность гордости и духовного превозношения, но это проблема как бы другого уровня - она появляется при духовных поисках и при (пусть робком) знакомстве с благодатью.

Когда же мы говорим о номинальном христианстве, то понимаем (понимаем?), что его характеризует теплохладство, - это "народ" (евангельскими словами), сердце которого далеко отстоит от Господа, и он даже устами Его не чтит. И странно слышать на фоне нетерпимости к другим верам проповедь толерантного отношения к тем, кто предает Христа преданностью духу мира сего. Не только угашение Духа, а служение супротивнику в номинальном христианстве - вот они - плоды антихристовы.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #35 : 21 Август 2006, 12:34:40 »
Alexander, это правда. Но и в своей собственной душе тоже полно этой самой теплохладности. И стремление к непрестанной молитве (какой бы несовершенной она ни была) является в том числе попыткой избавиться от теплохладности. Продираться сквозь собственную неискренность в молитве, сквозь стремление оглянуться на то, от чего хочешь уйти и что все время тебя настигает.
Чем дальше, тм больше понимаешь, что силы пройти через это дает только молитва. Но иногда откуда-то из глубины возвращается нечто, что можно назвать "желанием теплохладности", и тогда... Но об этом мы уже говорили в других ветках.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #36 : 21 Август 2006, 13:24:13 »
Антиквар, здесь и можно обозначить грань, отделяющую номинальное христианство от не номинального, - искреннее и действенное покаяние - изменение себя, потому что внутри нас близко становится Царство Божие. Процесс сей длится долго - всю жизнь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #37 : 21 Август 2006, 20:05:55 »
Извиняюсь, ссылка в ЖЖ подзамочная, убираю ее.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #38 : 21 Август 2006, 20:14:15 »
Alexander, спасибо за приведенный ответ из ЖЖ.

Да, умное делание - гораздо глубже и шире, чем просто практика Иисусовой молитвы. И, конечно, саму молитву нельзя возводить в культ и считать ее целью (это действительно еще одна опасность).
Но мы здесь несколько увлеклись спорами об истинном и номинальном христианстве, оставив в стороне  вопрос об умном делании как специальной практике и образе жизни.
Здесь справедливо критиковалось"номинальное" христианство. Но есть еще одна проблема: очень много людей, которые по сути не принадлежат ни к какой "конфессии", далеки от Церкви, но при этом постоянно читают Писание и Предание, осмысливают, толкуют его, приходят к каким-то выводам (весьма порой экзотическим и эзотерическим), пытаются строить на них свою жизнь. И все это в одиночку (сам немало времени был таким). Кто-то из них потом приходит в Церковь, а кто-то заходит в такие болота...
Да разве мало таких было и на нашем форуме?
Это я к тому, что умное делание как образ жизни на каком-то этапе, наверное, все-таки начинает требовать духовного руководства, совета. Иначе, идя во тьме в одиночку, можно принять за сияние солнца прожектор несущегося на тебя локомотива.

Ira

  • Гость
где начинается умное делание?
« Ответ #39 : 22 Август 2006, 04:36:39 »
Цитата: alluz
Леонид, не волнуйтесь, православие расширили уже до Вас, сужать пора.:) Мне видится проблема в том, что проповедь Евангелия подменяется проповедью Православия

Точно! Меня в детстве крестили, поэтому считала себя православной. Библию читать начала сначала... Прочитала, как Бог создал небо и землю, про Адама... А что дальше, не совсем, прямо так скажем, поняла:) Особенно, почему праведники отрезают головы, судии убивают кого-то, чтобы снять с них одежду... А до Евангелия и не дочитала даже тогда... Кстати, только недавно узнала, что, оказывается, "обрезал Авраам из дома своего десять, и восемь, и триста мужей" означает десять - буква I, восемь - буква H, что означает Иисус Христос, а триста означает T, то есть крест, и обрезал - означает "обрежьте грубость сердца и выи вашей не ожесточайте". Вот так! А я с серьезным видом читала Ветхий Завет в одиннадцать лет:)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: где начинается умное делание?
« Ответ #40 : 24 Август 2006, 15:03:35 »
+++Господь заповедал нам всегда молиться и не унывать. С другой стороны святые отцы в своих трудах неизменно подчеркивают, что умной молитвой следует заниматься лишь с особого благословения

С особого благословения -- только у лиц, которые в этом деле опытны, а не просто "у всякого священника". Не надо слишком полагаться на магическую силу благословения. Может, мои слова покажутся и странными, но с теми же священниками, которые не слишком опытны в духовном делании (это часто понятно и без особых усилий), разговаривать на эту тему вообще не следует, а следует, как это положено, исповедовать свои грехи и только. Об этом я не раз всвтречал у св. Игнатия Брянчанинова. Например:

"Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкаго знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами <...> говори духовнику грехи Твои - и только" (Из Письма 446)

А что делать, если нет опытных священников? --Советуйся с книгами, как пишет Игнатий Брянчанинов.

Самочинное занятие, конечно, может привести к погибели, но внешняя молитва, переходящая в привычку, приведет к ней еще скорее.

+++Вопрос: а как понять, где заканчивается "обычная" молитва и начинается "умное делание"? Например, я, житель гремящего мегаполиса, стараюсь молиться как можно чаще, во всяком месте, во всякое время... "Технически" это вряд ли можно назвать умной молитвой: много рассеянности, внешних помех и т.д. Образ жизни далек от затворнического. Тем не менее молитва продолжается и я стремлюсь к тому, чтобы она не была просто машинальным повторением слов в уме. Когда же я спрашиваю себя, можно ли назвать это "умным деланием" или попыткой "умного делания", то не нахожу ответа

Умное делание, как я это понимаю, начинается не с попыток молиться везде и не с любых попыток молиться внимательно. И то, и другое может оказаться вредным, если под внимательностью не понимать внимание к сердцу (а не, скажем, к смыслу текста, собственным переживаниям и эмоциям по его поводу, пусть даже они кажутся "благочестивыми", и т. п.)

Задача монотонной молитвы не механическое повторение смысла и закрепление эмоциональных реакций на него (это, как раз, очень вредно), а наоборот, отказ от внешнего смысла и внимания к ко всему внешнему (включая сюда и свои собственные эмоции) и переход к внутреннему вниманию.

Отличие внутреннего от внешнего внимания можно иллюстрировать (несколько утрированно) таким образом. При внешнем внимании мы представляем свое "я" как бы сосредоточенным в голове. Оттуда, из головы, мы смотрим на внешний мир, планируя свои -- мыслительные -- реакции на него. При внутреннем внимании наше "я" находится в сердце и оттуда -- при молчащем уме -- созерцает реакции окружающего мира (включая сюда свою психику и телесность). В первом случае ум активен и находится вне сердца, во втором случае ум, соединенный с сердцем, пассивен и созерцателен.

В первом случае ум способен только на внешнее видение событий и слеп по отношению к их внутреннему смыслу. В частности, он слеп по отношению к приходящим помыслам и не способен вести с ними эффективную борьбу. Таков удел всякого внешнего делания.

Во втором случае наше "я" способно видеть помыслы задолго до того, как они овладели неудобоподвижным к этому ("молчащим") умом. Кроме того, отказавшись от внешнего делания, наше "я" становится способным к внутреннему. Отказавшись от внешнего смысла -- становится способным к восприятию смысла духовного.

Как перейти от внешнего делания ко внутреннему? Этому может способствовать монотонная внешняя молитва с практикой "заключения ума в слова молитвы". Это может быть и одномоментный переход с "остановкой ума". Но разумнее всего всегда  переходить от простого к сложному.

Понятно, что все сказанное выше для христианства всего лишь внешний прием, но такой, который жизненно необходим для внимательных к себе христиан. На этом пути, как и на всяком, есть опасности, но лучшая предосторожность против них -- внимательная оценка своего опыта и с сравнение его с опытом отцов, включая сюда и изучение богословия. Так как если ты не займешься богословием, то оно очень скоро займется тобой:-) Или как пишет св. Иоанн Лествичник: "Глубина догматов неисследима; и уму безмолвника не безбедно в нее пускаться" -- без изучения богословия.

jedi

  • Сообщений: 187
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #41 : 24 Август 2006, 17:20:49 »
Евгений, спасибо...
Спасибо - Радость Моя !

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #42 : 29 Август 2006, 12:29:42 »
Цитировать
Да, умное делание - гораздо глубже и шире, чем просто практика Иисусовой молитвы. И, конечно, саму молитву нельзя возводить в культ и считать ее целью (это действительно еще одна опасность).
Кстати, как вы можете прокомментировать слова свт. Игнатия
Цитировать
Самоукорение есть иноческое делание, есть умное делание, противопоставленное и противодействующее болезненному свойству падшего естества, по которому все люди, и самые явные грешники, стараются выказывать себя праведниками и доказывать свою праведность при помощи всевозможных ухищрений. Самоукорение есть насилие падшему естеству, как служит ему насилием молитва и прочие иноческие подвиги, которыми царствие небесное нудится, и которыми нуждницы восхищают е [3] .

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: где начинается умное делание?
« Ответ #43 : 30 Август 2006, 07:45:20 »
Цитата: Евгений
Самочинное занятие, конечно, может привести к погибели, но внешняя молитва, переходящая в привычку, приведет к ней еще скорее.

Мы тут уже неоднократно говорили о том, что результатом Умного Делания можно считать непрерывное, непрерываемое даже сном, сокрушенное в сердце предстояние пред Господом (и Его крестом).
Это прежде всего, безмолвное и бессловесное состояние. Чистая эмоция и угрызение по поводу нашего всеобщего и конкретно личного соучастия в распятии Господа Христа, которое мы совершаем на ежедневной и ежечасной основе.
Для достижения этого покаянного состояния хороши все средства (в том числе и самопальная умная молитва), особенно если держать в уме не желание достижения личного спасения, а желание быть целиком и полностью захваченным Спасителем Христом и пропускать сквозь себя Его волю, не заботясь о последствиях нисколько.
И даже само это желание может быть тормозом. Лучше вообще без него. Потому что Он знает нас гораздо лучше чем мы сами. Знает, в чем наша реальная нужда.
Словесная или мысленная Иисусова молитва - только инструмент (правда, испытанный) для помещения себя на колени перед Господним Крестом.
Вспоминая Майстера Экхарта: Я стал ради вас человеком. Если вы не станете ради меня Богом, то будете несправедливы ко мне.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

где начинается умное делание?
« Ответ #44 : 31 Август 2006, 16:36:24 »
Леонид, конечно, есть разные пути и все такое, и каждый выбирает тот путь,  который ему более подходит. Но что касается меня, я бы для себя не стал выбирать такой метод молитвы и даже посчитал бы его для себя вредным.

По моему мнению, (любое вызываемое собственными усилиями) покаяние -- до умной молитвы и во время молитвы внешней. Во время внутренней молитвы -- только внимание и принятие (с очень большими предосторожностями) того, что послано будет от Бога, что может быть и часто бывает покаянием. В таком случае оно будет гораздо глубже, чем любое вызываемое собственными усилиями. Но лучше даже не "принятие", а отвержение всего того, что будет послано на молитве, так как все, что будет, действительно, от Бога человек не в состоянии отвергнуть.

Поэтому дело безмолвника состоит, в сущности, только во внимании. Сверх того -- только то, что безмолвник контролировать и отвергнуть не в состоянии. По большей части это то, что проходит целиком и полностью мимо его сознания, но тем не менее нечувствительно отпечатывается в его уме, как озарения, что и приносит ему наибольшую пользу. Это мысленный воздух или глубина, в которую он погружается как ныряльщик за жемчужинами (сравнение св. Исаака Сирина). Это невидимые жизнь и царство будущего века. Видения же иного рода -- это действия особого промысла Божия относительно данного человека или народа Божия.

Поэтому Вы правильно, на мой взгляд, пишете, что

+++И даже само это желание может быть тормозом. Лучше вообще без него. Потому что Он знает нас гораздо лучше чем мы сами. Знает, в чем наша реальная нужда.

Но я бы даже с самого начала умного делания отказался от установки на предстояние перед Крестом, как и любого другого средства отойти от внешнего и перейти ко внутреннему деланию. Смысл внешнего делания христианина -- это смерть для мира и сораспятие Христу. Смысл внутреннего делания -- это Воскресение и Царство. Конечно, мы еще недостаточно умерли для мира и сораспялись, чтобы воскресать для Царства. Но уже достаточно -- благодатию Божиею и участием в жизни Церкви -- чтобы чувствовать его мысленный воздух.