Исихазм

Автор Тема: Духовность и здоровье  (Прочитано 42286 раз)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #30 : 29 Октябрь 2006, 11:33:25 »
Братья!
Если возможно, то хотелось бы услышать мнение участников форума о: важности или не важности телесного подвига, о его аспектах, последствиях и мн. другом.  Потому, что мы знаем, что "Глава добродетелей — молитва; их основание — пост."(Свт. Игнатий)
Как вам кажется насколько важен в духовном делании подвиг телесный? Каким образом влияет на тело - пост, бдение? И какие меры телесного подвига в нынешнее время нам подходят?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #31 : 29 Октябрь 2006, 19:45:44 »
Цитата: Виктор
Братья! Если возможно, то хотелось бы услышать мнение участников форума о: важности или не важности телесного подвига, о его аспектах, последствиях и мн. другом.


Сперва мнение св. отцов.

"Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что надо любить друг друга, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. ... Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых."
прп. Лев Оптинский

"Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то безпечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м. б. не охочею рассуждать). Подобает убо образ питания телеснаго соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа."
Бл. Диадох

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #32 : 30 Октябрь 2006, 21:00:34 »
Цитата: Evgeny

Сперва мнение св. отцов.

"Много в нынешнем веке видим подвижников, много постников, много таких, кои по целым ночам простаивают на молитве, но, к сожалению, очень мало смиренных и кротких, мало таких, которые бы украшались молчанием уст своих, а не велеречием, кои бы угощали странников, с любовию, ходили за больными, насыщали голодных, одевали нагих, посещали заключенных в темницах, т. е. мало таких, кои бы внимания для своего спасения обращали на более важные и необходимые добродетели. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги, между тем Евангелие говорит ясно, что надо любить друг друга, что именно за нелюбовь к ближнему осудятся на страшном суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы. ... Сими словами никак не намерены мы сказать, что большие посты, молитвы, коленопреклонения и прочие подвиги, коими тело удручается, вовсе не нужны; но желаем только склонить вас к благоразумной умеренности в них, которую и святые Отцы похваляют, называя ее "царским путем", и притом хотим обратить ваше главнейшее внимание на исполнение животворящих и необходимейших заповедей Иисусовых."
прп. Лев Оптинский

"Как множеством яств обременено будучи, тело наше делает ум каким-то безпечным и неподвижным: так и будучи измождено чрезмерным воздержанием соделывает созерцательную часть души унылою и несловолюбивою (м. б. не охочею рассуждать). Подобает убо образ питания телеснаго соразмерять с состоянием сил и крепости тела: когда оно здорово, утеснять его, сколько потребно, а когда немоществует, послаблять ему несколько. Подвизающемуся не следует расслабевать телом, но быть в силе, сколько требуется для подвига, чтоб хотя телесными трудами очищалась надлежаще и душа."
Бл. Диадох

На самом деле, к этому трудно что-либо добавить.
Телесный подвиг может быть от Бога и от человека. От человека подвиг не даст ничего, каким бы суровым он ни был. А будучи от Бога, телесный подвиг не ощущается подвигом самим подвижником, потому что в нём подвижник думает о Боге, а не о подвиге.
Олег

Владимир С

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #33 : 31 Октябрь 2006, 10:22:03 »
Цитата: plot

Телесный подвиг может быть от Бога и от человека. От человека подвиг не даст ничего, каким бы суровым он ни был. А будучи от Бога, телесный подвиг не ощущается подвигом самим подвижником, потому что в нём подвижник думает о Боге, а не о подвиге.

Телесный подвиг ИМХО нужен не Богу, а самому подвизающемуся, потому, что до определённого возраста (возраста окончательной победы души над телом) он не может добиться чистоты помыслов, а отсюда и чистоты и интенсивности молитвы.
Другое дело, однажды взяв на себя этот подвиг, подвижник как бы задекларировал его перед Богом и вдальнейшем и этот подвиг уже совершается в синергии с Господом, он чувствует помощь Господа в поставленной задаче -это и болезни посылаемые Господом, кода тело начинает брать верх над духом и наоборот наполнение тела необходимыми силами, когда их не остаётся для исполнения дел любви.
Хотя, действительно, в зачёт подвижнику, идёт не телесный подвиг, а дела, которые опять возможно исполнить только в синергии с Господом
р.Б.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #34 : 31 Октябрь 2006, 19:41:43 »
Человек, который всю ночь играл в стратегию или какую-нибудь стрелялку, забыв о питье и еде и сне и
человек, который провёл всю ночь в молитве
физически оба нудили себя, не спали и не ели всю ночь.
В чём разница?
Более тонкий пример:
человек, который всю ночь выполнял некую йогическую медитацию, чтобы например, научиться левитировать или пробудить Кундалини и
человек, всю ночь молившийся Богу.
И там и там аскеза и телесный подвиг. В чём разница?
И молиться можно по-разному, и телесный подвиг, внешне одинаковый, может быть диаметрально противополным.
И бодрение с молитвой в течение обычного трудового дня с воздержанием от излишней пищи тоже можно назвать подвигом, а полное воздержание от всего вообще - себялюбивой выходкой.
Нужно укрепляться в памятовании Господа, а Он всё подскажет. Часто помыслы и страсти, бесы науськивают человека творить излишниц подвиг, в результате которого он может сломаться или укрепиться в гордыне. Некоторым полезнее вести совершенно обычный внешне образ жизни.
Олег

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #35 : 01 Ноябрь 2006, 10:09:18 »
А как насчет, если человек, научившийся левитировать и пробудивший кундалини, всю ночь молившийся Богу :adieu?
Кстати, у христианина может пробудиться и кундалини. Но ставить это целью - это уже йогизм. Искать надо Царствия Божьего, а остальное приложиться.

А страсти, так и да, иногда наущают творить подвиг, бывает, думаешь, Богу молишься все время, а так и да, укрепляешься в маммоне, в гордыне, хоть и скрытой. А бывает, кроме Серафимова правила ничего не читаешь, и ты на вершине христианской добродетели.

Но если мы живем в миру, то лучше не называть подвиги подвигами, а просто быть в бдении, молиться, созерцать сердце свое, т.е. ничего не должно видеть в подвиге особенного, это подвиг и аскеза для атеиста, а для нас - христиан, это просто образ жизни.

И если мы ограничиваем себя в пище - это совсем не значит, что тело изнуряется, ибо сказано - ни одними хлебами будет питаться человек, но всяким Словом, исходящим из Уст Божьих.

И на здоровье это не наложит никакого вреда, только пользу, как для души, так и для тела. Если, конечно, отдаешь себя Богу всецело с полным смирением, а не ищещь славы в миру. Вред здоровью может нанести нарушение духовных законов, которые мы принимаем, отказываясь от законов мира сего. И так как мы живем в сем мире, то по законам духовным первое время немного тяжелее жить - отсюда и некоторые проблемы бывают, возникают со здоровьем. Второй источник - прошлые неисповеданные или неосознанные грехи, третий - несмирение, четвертый - человеческий эгоизм. Если приходит болезнь, то надо ее принимать со смирением, и даже с благодарением, поскольку это в большинстве случаев есть эпитимия, благославение, и не от священника, а от Бога. Индусы бы это, думаю, назвали бы балансированием кармы. У нас - это отработка грехов.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #36 : 01 Ноябрь 2006, 12:08:16 »
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #37 : 01 Ноябрь 2006, 13:34:27 »
Цитата: Keleynick
Но если мы живем в миру, то лучше не называть подвиги подвигами, а просто быть в бдении, молиться, созерцать сердце свое, т.е. ничего не должно видеть в подвиге особенного, это подвиг и аскеза для атеиста, а для нас - христиан, это просто образ жизни.

 :yes
Олег

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #38 : 01 Ноябрь 2006, 15:52:30 »
Цитата: Alexander
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.


OK. Ограничимся термином "эпитимия". Но для меня важно не то, как звучит тот или иной термин, а то, что под ним подразумевается.

Но термин "наказание" он хоть и православный, но не совсем точен. Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает. За каждое прегершение нужно дать ответ, если не даешь в жизни сей, то придется дать в будущей. И болезни, страдания - это как раз и есть ответ за грехи. Но есть другой путь - покаяние и бескорыстные добрые дела. Вот, собственно, что я хотел сказать.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #39 : 01 Ноябрь 2006, 16:57:56 »
Цитата: Keleynick
Цитата: Alexander
Отработка грехов - термин не православный и крайне не удачный. Лучше им не пользоваться.


OK. Ограничимся термином "эпитимия". Но для меня важно не то, как звучит тот или иной термин, а то, что под ним подразумевается.

Но термин "наказание" он хоть и православный, но не совсем точен. Ибо это не сам Бог нас наказывает, это просто Закон Его так работает.  

  Это из чего же такой закон следует?
  Никакой "отработки" нет, а все грехи верующего во Христа находятся в одном месте-на Кресте и две тысячи лет назад произошла их "отработка"-страданиями и смертью Сына Божьего. Из Вашего поста получется, что Бога не "удовлетворяет" такая жертва  и он "запустил" Закон "отработки", а сам в стороне сидит и наблюдает. :yes /не Сам же наказывает/
   Ну а то, что вся тварь / и человек/ страдает и мучается... Что же вы хотели в непреображенном мире?

Владимир С

  • Гость
Духовность и здоровье
« Ответ #40 : 01 Ноябрь 2006, 18:11:45 »
Между нашими болезнями и нашими грехами чаще всего никакой связи нет. Мы хотим найти логику там где её нам не увидать.
Воспитательный момент от болезней большой и не обязательно для человека страждущего, а и для окружающих его.
р.Б.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #41 : 01 Ноябрь 2006, 18:11:53 »
Т.е., допустим, я убил 100 человек, но верую во Христа... Так просто, без покаяния, без исправления. Ведь Киприан, будучи чародеем, тоже верил во Христа.

Бога не то, чтоб не удовлетворяет жертва, это даже не совсем жертва. Бог не наблюдает и не судит, Ему и так все видно, потому что Он есть все и вся. Весь суд Он отдал Сыну своему. И никаких жертв Он не требует - "милости хочу, а не жертвы". Жертва - понятие более языческое. Вы говорите, все грехи на Кресте, так зачем тогда стремиться к праведности? "Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за мной", чего кстати не сделал в свое время Петр. Эта цитата свидетельствует о том, что мы обязаны разделить участь Христа, у кого много совершенной Любви, тот может нести чужие грехи, затем их "стирать" бескорыстными добрыми делами. Что можно увидеть из жизни многих святых - сначала, болезни и страдания, сопровождаемые подвигами, затворами, безмолвиями, затем раскрытие, обожение, добродетели и чудеса, исцеления и т.д. Т.е. они взяли часть работы Христа на себя, и по выполнении этой работы получили дары и вечное место в раю.

Вы хотите сказать - что если человек болеет, то это не за грехи, а потому что он непреображенный? Но ведь и Господь наш в свое время тоже был непреображенный, но был безгрешен.

А закон един для всей жизни - каждое следствие имеет причину. И ничего не случайно. Он был и до Явления Христа миру и после, и будет всегда. Можно поговорить об этом в отдельной теме.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #42 : 01 Ноябрь 2006, 18:18:14 »
Согласен, не всегда болезнь - эпитимия, бывает это воспитательный момент для ближних. Но очень многие болезни - эпитимии, об этом даже священники говорят.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Iraida

  • Сообщений: 74
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #43 : 01 Ноябрь 2006, 19:15:54 »
Цитировать
Ведь Киприан, будучи чародеем, тоже верил во христа

  Это что-то новое :yes


Цитировать
Так зачем тогда стремиться к праведности

  Вы путаете  оправдание  и обожение

Цитировать
...у кого много совершенной любви, тот может нести чужие грехи, затем их "стирать" бескорыстными делами . Что можно увидеть из жизни многих святых...они взяли часть работы Христа на себя и по выполнении этой работы получили дары и вечное место в раю


  В свете абсолютного значения  Христовой жертвы, что является краеугольным камнем евангельского учения заявления о несении  кем-то чужих грехов и о том, что святые взяли часть Его работы на себя выглядят по-крайней мере нелепо.  
    Тысячелетиями над человечеством довлела проклятая причинно-следственная связь: грех-возмездие, грех-возмездие . Люди стонали в этом адовом кругу и понимали, что никакие тысячи жерственных животных не смогут искупить их грехи. И вот явился Богочеловек и , разорвав цепь проклятий встал между грехом и возмездием за него, приняв на себя чужие грехи и незаслуженное по отношению к себе возмездие.
   Все Евагелие пронизано значением преображающей, чудотворящей силы этой жертвы, ее уникальностью, неповторимостью. Если читать апостольские послания так апостолы прямо кричат от радости! А здесь-причинно-следственные связи... :(  И видим мы вместо радостной вести  уголовный кодекс... Обидно ...[/quote]

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Духовность и здоровье
« Ответ #44 : 01 Ноябрь 2006, 19:38:27 »
Iraida,  
Цитировать
В свете абсолютного значения Христовой жертвы, что является краеугольным камнем евангельского учения заявления о несении кем-то чужих грехов и о том, что святые взяли часть Его работы на себя выглядят по-крайней мере нелепо.

Это ограниченное протестантское мнение. Поверхность...

Христос принес спасение, но спасение еще не совершилось.  Стяжающий же Духа помогает спастись многим... помогает - берет на себя часть тяжелой ноши. "Апостолы прямо кричат от радости" и плачут от боли, и находятся в муках, и идут на муки...