глава из книги
Св. Антоний Великий встречает в пустыне Фавна.
Их разговор.
Третьим и главным доказательством нашего заключения о существовании этих созданий и о телесности инкубов и суккубов служит свидетельство св. Иеронима.
“Святой Антоний, — рассказывает этот ученый, — шел однажды к святому Павлу.
После нескольких дней пути он встретил кентавра, у которого спросил, где живет отшельник, на что тот, пробормотав несколько грубых слов, показал ему рукой дорогу и убежал в лес. Пройдя немного, св. Антоний встретил, на этот раз, маленького человека, почти карлика, с искривленными руками, с рогами на лбу, тело которого оканчивалось ногами козла. При виде его св. Антоний остановился и, боясь козней дьявола, осенил себя крестным знамением. Но маленький человек, не думая бежать и даже не испугавшись, почтительно приблизился к святому старцу и предложил ему плоды пальмы, как бы свидетельствуя свои миролюбивые намерения.
Тогда св. Антоний спросил, кто он такой. “Я смертный, — ответил тот, — один из обитателей пустыни, которых язычники в своем заблуждении удостаивают различных имен: фавнов, сатиров, инкубов; я послан с поручением от моего народа-стада; мы просим тебя помолиться за нас Богу, Который сошел для блага всего мира и прославление Которого раздается по всей земле”.
Услышав такое почтительное отношение ко Христу, св. Антоний, исполненный радости, повернулся пo направлению к Александрии и, ударяя палкой о землю, воскликнул: “Горе тебе, развратный город, который обожает животных, как богов”.
Сомневаться в правдивости этой истории, когда она засвидетельствована самим великим ученым Церкви, св. Иеронимом, авторитет которого никогда не оспаривался ни одним кафоликом, было бы дерзко.
Рассмотрим подробности этой истории и решим, каким образом она подтверждает наше мнение.
Во-первых, надо заметить, что если какой-либо святой предмет и подвергался проискам дьявола, в замыслы которого он проникал и одерживал над ним победу, — то конечно, это был св. Антоний, как утверждает его житие, написанное св. Афанасием Великим. Итак, св. Антоний не признал демона в этом маленьком человеке, но принял его за животное, говоря: “Горе тебе развратный город, обожающий животных, как богов”. Отсюда вытекает, что это не был демон или дух, изгнанный с неба и проклятый, но какое-то животное. Св. Антоний, наставляя своих монахов и предостерегая их против намерений дьявола, говорит, как упоминается в требнике (празднование св. Антонию): “Верьте мне, братья, что сатана боится благочестивых людей, а также молитв, говений, добровольной бедности, милосердия, смирения; но более всего — горячей любви ко Христу, нашему Спасителю, и потому, чтобы обратить сатану в бегство, достаточно святого креста”.
А маленький человек, когда св. Антоний думал от него защититься крестным знамением, не выказал никакого страха и не подумал бежать; наоборот, он приблизился к святому старцу с доверчивым видом и почтительно предложил ему финики. Вот доказательство того, что это был не дьявол.
Во-вторых, надо заметить, что этот маленький человек сказал: “Я смертный”, — откуда следует, что это было животное — объект смерти, которое явилось на свет посредством зарождения; дух же нематериальный — безсмертен, потому что не получает жизнь посредством зарождения, но через творение, и, следовательно, не теряет жизни через тление, иначе через смерть, и может перестать существовать только через уничтожение Творцом. Итак, сказав, что он смертный, он объяснил, что он — животное.
В-третьих, маленький человек сказал, что ему известно о страдании Бога в человеческом теле. Эти слова доказывают, что он — животное разумное. Звери ничего не знают сверх ощущаемого настоящего и не могут иметь никакого представления о Боге [это мнение Синистрари ошибочно, ибо из речей ззмия в саду Эдемском очевидно, что животные имели познание о своем Творце; также животные имеют память о прошлом – ред.]. Если же этот маленький человек сказал, что он и ему подобные знают о страданиях Бога в человеческом теле, то, следовательно, благодаря какому-нибудь откровению, они имеют понятие о Боге так же, как и мы имеем открытую нам веру. Замечание, что Бог воплотился в человека и страдал, свидетельствует о двух главных членах нашей веры: о существовании Единого Бога в трех лицах и о воплощении, страдании и воскресении. Все это показывает, как я уже говорил, что это было разумное существо, готовое к божественному познанию путем откровения и наделенное, как и мы, разумным, безсмертным духом.
В-четвертых, от имени всего своего народа, который был послан, он просил св. Антония помолиться о них всеобщему Богу. Отсюда я вывожу, что этот маленький человек был готов и к блаженству, и к проклятию, и что он не был “in termino” (“у конечной цели”), но “in via” (“в пути”); если он был разумным существом, наделенным безсмертной душой, как я доказал выше, то логика признает также, что он готов к блаженству и к проклятию — это свойство разумного создания, ангела или человека. Он был на пути (in via), т. е. готов на подвиги и на поступки, так как, если бы он был in termino, то он был бы уже или блажен, или проклят, но он не был ни тем, ни другим, потому что молитвы св. Антония, к которому он обратился, не могли бы оказать ему никакой помощи, если бы он был окончательно проклят; а если бы он был уже в блаженстве, то не имел бы в них нужды. Потому-то он и обратился к молитвам св. Антония, что они могли бы помочь, следовательно, он был на пути к блаженству “in statu viae et meriti” (“в состоянии пути и воздаяния”).
В-пятых, этот маленький человек словами — “я послан своим стадом-народом с поручением”, объявляет себя посланником других созданий подобного же рода. Отсюда мы можем извлечь несколько следствий: этот маленький человек не был единственным, т. е. каким-либо исключительным чудом, но их существовало несколько одинаковых соединенных вместе, они составляли народ (стадо), а он являлся от имени всех. Затем, эти создания живут обществом, потому что посылают одного за всех, как представителя. Наконец, обитая в пустыне, они не были там прикреплены на постоянное время. Св. Антоний не имел случая посетить до этой стречи это уединенное место, которое было значительно удалено от его кельи, и они в пустыне не могли узнать — ни кто он был, ни до какой степени святости он возвысился; необходимо, чтобы они его узнали где-нибудь в другом месте, а следовательно, они бывали и вне этой пустыни.
В-шестых, этот маленький человек сказал, что он существо из тех, которых язычники в своем слепом заблуждении называют фавнами, сатирами и инкубами, что доказывает вполне правдивость нашего главного тезиса, т. е. что инкубы создания разумные, могущие либо достичь блаженства, либо быть проклятыми.
Появление маленьких людей такого рода бывает довольно часто в рудниках, как об этом говорит Агрикола в своей книге “De Animal. subterr”. Они показываются детям одетыми в такое же платье, как и те; они играют, шутят, смеются, забавляются, бросают детям в игре камешки, и это хороший знак, говорит вышеупомянутый автор, — можно быть уверенным, что будет открыта какая-нибудь богатая жила.
Где живут эти маленькие люди, эти инкубы? На это я отвечу: одни из них земные, другие — водяные, третьи — воздушные, четвертые — огненные, т. е. их тела состоят из самых нежных частей одного из этих элементов, и живут они либо в воде, либо в земле, либо в воздухе, смотря по своей природе. Их жилища, следовательно, находятся в том из элементов, который главным образом входит в состав их тела; огненные инкубы, например, никогда не живут в воде или в трясине, которые им противоположны, а водяные не могут подняться до высших слоев эфира, так как эта область слишком утонченна для их природы. Это же самое наблюдается и у людей, которые, привыкнув к сгущенному воздуху, не могут жить на вершинах Альп, где воздух слишком утончен для них.
Из нескольких свидетельств Св. Отцов, которые могут нам подтвердить телесность демонов, мы должны разуметь, что Св. Отцы имели в виду демонов-инкубов, которые еще только на пути к спасению, но не проклятых уже ангелов. Однако, не идя далее, мы ограничимся ссылкой на бл. Августина, этого великого ученого Церкви, и увидим, до какой степени его мнение сходится с нашим. Бл. Августин говорит о существе демонов в своих комментариях следующее (кн. 2, гл. 17): “Они знают некоторые истины или потому, что их чувства живее, или потому, что их тела утонченнее”, и далее, в кн. 3, гл. 1: “Демоны – существа воздушные, потому что они имеют сходство по природе с воздушными телами”. В своем 115 послании “К евреям” он говорит: “Эти воздушные или эфирные существа обладают очень тонкими чувствами”. В книге “О граде Божьем” (кн. 11, гл. 23) он говорит: “Демон имеет воздушное тело”. В книге 21, гл. 10 того же сочинения пишет: “Некоторые демоны имеют тело, как думают философы, из густого и влажного воздуха, которым мы дышим”. В кн. 15, гл. 23: “Нельзя решить, могут ли ангелы, снабженные воздушным телом, чувствовать страсть, которая их толкает к женщинам”. В своих комментариях к 85 псалму он поучает: “Тела блаженных после воскресения будут подобны телам ангелов”, а в примечании к псалму 14 добавляет: “Тела ангелов более материальны, нежели души”.