Исихазм

Автор Тема: Что за понятие?  (Прочитано 18094 раз)

Алексей (гость)

  • Гость
Что за понятие?
« : 05 Январь 2005, 22:46:11 »
В некоторых исихических и этико-богословских книгах встречается такое понятие как "Эрос". Например в "трезвенном созерцании", неизвестного афонского исихаста, иеромонах говорит о "Божественном Эросе Иисуса." Что же такое "Эрос"?

Книга Б. П. Вышеславцева "Этика преображенного Эроса" для меня слишком сложна и одновременно интересна. Какую литературу посоветуете отцы что бы как то вникнуть в это произведение. Какие книги говорят о практической сублимации? Вообще с чего начать изучение всего этого?

Как вы относитесь к книге "Искусство святости" еп. Варнавы Беляева?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #1 : 05 Январь 2005, 22:53:31 »
:wow: О Боже!

Все напутал... Тема моя, просто перед созданием забыл афторизоваться. Вот так... :(

Прошу прощение у администратора за эту оплошность.

 :wow: Хотел назвать тему "'Эрос"... Бывает же такое....

 :red:

Да и еще, хороша ли книга проф. Киевской Духовной Семинарии П. Минина "Мистицизм и его природа"?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #2 : 06 Январь 2005, 00:12:46 »
Исправил Ваше имя в первом сообщении  :D

В греческом есть несколько слов обозначающих любовь - агапе, эрос, и вроде ещё какое-то. У св. отцов словом "эрос" обозначается обычно духовная Божественная любовь. Но в английском и русском языках это слово приобрело почему-то грубо сексуальный смысл, поэтому имеет место путаница.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Что за понятие?
« Ответ #3 : 06 Январь 2005, 05:06:24 »
Цитата: Алексей (гость)
Какую литературу посоветуете отцы


Почему отцы, мы все здесь - братья  :D

Это дело вкуса, но если честно, мне кажется книга П. Минина "Мистицизм и его природа" - не самая лучшая по этой теме. Чего-то он не улавливает в "христианском мистицизме".

Книга Б. П. Вышеславцева - искренняя попытка светского мыслителя разобраться в христианской духовности с точки зрения психологии. Проблема в том что он пишет не на основе собственного опыта, а лишь пытается осмыслить прочитанное. Некоторые моменты (напр о законе и благодати) он неплохо уловил, некоторые - не вполне понял. Он преувеличивает роль воображения в духовной жизни, на самом деле воображение играет минимальную роль в исихазме. Но в принципе книга любопытная, трезвый психологический анализ и понимание того что происходит в душе в процессе духовной жизни может только помочь, если конечно этот анализ основан на правильном понимании психологии души. А о сублимации мы уже беседовали здесь

Книга Еп. Варнавы на мой взгляд неплоха, прочитать вполне полезно. Вообще я для себя предпочитаю читать книги тех людей которые пишут из собственного опыта, а не богословов и мыслителей которые разумом пытаются понять чужой опыт Богообщения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #4 : 06 Январь 2005, 15:16:04 »
Я соглашусь с мнением Евгения: "Мистицизм" Минина и "Этика" Вышеславцева из рационально-богословской серии. Как пишет еп.Варнава, мне не очень нравится: ощущение самобытной непрозрачности - это смесь наблюдений, личного опыта и каких-то представлений. Впрочем, я мало читал его и, может, не разглядел.

Развернутого описания практики сублимации в православии, наверно, не найдем. Современный монашеский опыт направлен, скорее, на бегство или подавление полового влечения. Потеря жизненных сил, вообще, большая проблема для монашества, сюда же относится утрата творческой потенции, обнищание богословской мысли, культурное отставание. Есть и яркие исключения в лице митр.Антония Сурожского, арх.Софрония (Сахарова), архиеп.Иоанна (Шаховского), Марии Скобцовой. Список обретших истинное целомудрие и не "завяливших" себя этими людьми, конечно, не исчерпывается.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #5 : 07 Январь 2005, 19:36:32 »
Честно говоря мне тоже книга Еп. Варнавы показалась не очень глубокой. Кстати, есть замечательная книга на подобную тему, но написанная гораздо глубже и сильнее:
С. И. ФУДЕЛЬ "ПУТЬ ОТЦОВ" http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/fudel.htm

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #6 : 08 Январь 2005, 22:05:13 »
Цитировать
Развернутого описания практики сублимации в православии, наверно, не найдем.


Очень жаль... Мне это сейчас нужно...
Как то очень сложно справляться со своими искушениями.

Как я понял, братья, если подавить половую энергию она скопится внутри тебя и начнёт вырываться на свободу. А как же её сублимировать? Где грань между сублимацией и подавлением?

Как я понимаю страсть это повреждённая падением первозданного тварная энергия души. Блудная страсть это поврежденный эрос. И что бы избавиться от страсти нужно не подавлять её (Как же можно подавить часть своей души?), а сублимировать с помощью Божий благодати, путем подвига против насильства плоти (аскезы), преобразить блудное вожделение в эрос, в вожделение Божественной любви.

"Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовью (божественною), и телесный огнь угасил огнем невещественным"

Св. Иоанн Синайский.


Верно говорит святой отец.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #7 : 08 Январь 2005, 22:08:04 »
Цитировать
Современный монашеский опыт направлен, скорее, на бегство или подавление полового влечения.


А вот об этом поподробнее, если можно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #8 : 10 Январь 2005, 02:14:31 »
Не знаю, насколько верно говорить, что блудная страсть это поврежденный эрос, потому что искаженное вожделение мы находим не только в блудной страсти (понятой как половое влечение).

О "недостаточности" современного монашеского опыта борьбы с блудом. Это непростая тема, и я никак не осмелюсь говорить об опыте конкретных людей или монастырей, но только о некой тенденции. Первое противоречие можно найти в самом слове "монашество" (и в образе монашеского жития). Монашество по определению означает единство, и, как антитеза единства, сразу появляется уединенность. Монах един и целостен в Боге или один и уединен? Вершина истинной монашеской жизни - Господь и Его Матерь, и они, находясь в самой гуще жизни, были едины и целомудренны. Иоанн Предтеча, ушедший в уединение, умаляется перед Господом. Взирая на образ друга Жениха, мы видим, что уединение всего лишь этап, весьма значимый, жизни, посвященной Господу и Жениху чистых душ. Далее следуют отношения единства Жениха и души-невесты, которые можно выразить только в образе мистического брака. Это тайна, доступная пониманию очень немногих. Но еще есть большая тайна единства мужа и жены как членов Тела Христова. Эта тайна для монашества в той исторической форме, в которой оно сложилось, не доступна. Из современных авторов, пожалуй, только у арх.Софрония (Сахарова) я встречал упоминание об этом.

Учителя монашеского делания, близкие к нам по времени, указывают, что блудная страсть сильнее монахов, и поэтому необходимо избегать прямой борьбы с ней. При творении умной молитвы запрещено останавливаться умом ниже верхушки сердца именно потому, что сосредоточение на уровне живота может вызывать блудную страсть. Но это также означает, что все страсти, гнездящиеся в животе и особенно в его нижней части, остаются неочищенными, зажатыми и задраенными. Отсюда и большие проблемы, к которым, прежде всего, относятся не сексуальные извращения, а потеря жизненной энергии, утрата целостности бытия, всевозможные страхи, ведущие к борьбе с иллюзиями, или обвнешление жизни, направленной на благополучие, довольство и стяжание суетных благ.

Монахов-исихастов времен свт.Григория Паламы их противники называли омфалопсихами (пуподушниками) из-за того, что подвижники при молитве сосредотачивались на животе (пупке). Одной из целей этого сосредоточения указывалась борьба с блудной страстью. Однако, вещь эту уже нужно было объяснять. Мы знаем, что с 19 века и доныне объясняется и требуется нечто противоположное. За несколько веков забвения умного делания опыт борьбы с блудом был во многом утрачен...

Вадим Шумилов

  • Гость
О сублимации, кратко
« Ответ #9 : 10 Январь 2005, 10:45:03 »
Из моего изучения аскетики (и психологии), я вынес некие представления о существующих методах сублимации. Это мое "имхо", могу ошибаться. Но все же. Терминология тоже моя.

1) Сублимация "на понижение".
Достигается с помощью визуализации тошнотворных вещей. Одна святая монахиня советовала представлять объект своей страсти с выдавленными глазами и содранной кожей. Многие отцы советуют в моменты одержимости блудной страстью думать об аде и червях, которые поедают грешника в аду.
Можно продолжить, но принцип, думаю, ясен. Я называю такую сублимацию "на понижение", т.е. сублимация происходит за счет негативных эмоций.

2) Сублимация "на повышение", или "трансцендирование".
Этот вид сложнее, зато, как мне кажется, правильнее. При виде красивой женщины нужно попытаться "переключиться" на Источник всякой красоты - Бога, и поблагодарить Его за такое дивное творение, и далее размышлять о Его красоте.
Этот метод рекомендовал Антоний Сурожский и некоторые отцы древности. Нечто похожее есть в "Невидимой брани" Никодима Святогорцы.

PS
Если кто-то захочет продолжить общение, заходите в мой ЖЖ (http://www.livejournal.com/users/shumilov), т.к. здесь я появляюсь крайне редко.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #10 : 10 Январь 2005, 14:15:50 »
Вадим сказал о двух психологических приемах, весьма внешних. Этим приемам можно найти достойное место в умном делании, если понять их суть,  убрать налет психологичности и утончить.

Изучая какую-либо вещь (в данном случае блудное вожделение), следует уйти с феноменальной поверхности вглубь, отстраниться, стать наблюдателем, которого - хоть на полкопейки - не затрагивает возникающая страсть. Этот наблюдатель - очищающийся внутренний человек, который еще не может быть хозяином положения, но уже может не давать согласие, просто наблюдая за процессом вожделения. Один из эффектов такого наблюдение - видение иллюзорности облачения (обстановка, ритуальные действия, слова, мысли), в котором выступает блуд. И это облачение можно мысленно содрать словно кожу с живого человека (по совету одной святой монахини - Синклитикии). Тогда притягательность блуда сразу снизиться, потому что станут видны механизмы (мутные энергии страсти), стоящие за внешней привлекательностью.

Если не зацикливаться в постижении извращенных сил полового влечения и избавиться от чувства отвращения, которое также является неверной страстью, то можно войти еще глубже и увидеть свет, гармонию и истинную красоту человека, являющегося образом Божиим. О чем говорил митр.Антоний и некоторые отцы древности...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #11 : 10 Январь 2005, 18:29:08 »
Некоторые соображения по теме:

Половому влечению ещё следует относится более обьективно и трезво. Это слепой инстинкт вложенный в нас Богом для благой цели - продолжения рода, и ничего плохого нём самом по себе нет. Он ничем не хуже потребности в пище необходимой для поддержания жизни. Опасны и греховны злоупотребления им, когда свойственное нам самолюбие и сластолюбие употребляет его сверх меры и не по назначению для получения наслаждения. Я заметил что когда к нему относишься трезво и с точки зрения стороннего наблюдателя, с ним легче справиться. А если представлять его как некую тайную страсть с инфернальным ореолом, это лишь делает его более привлекательным для темной стороны души. Поэтому де-мифологизация похоти - сильное оружие против неё.

Слово "блудная страсть" мне кажется не совсем точным. Она сама по себе не блудная, если её не использовать для блуда. Другое дело что для монахов любое её проявление - блуд, от этого и пошло такое название. Конечно монахи и не состоящие в браке должны подавлять и естественное половое влечение, а это уже гораздо труднее. Не имея в этом опыта, не могу ничего сказать. Помню только фразу из Добротолюбия: "Блудная страсть вложена в нас Богом для чадородия, а потому крайне неудобопобеждаема"

Вообще то мы начали за здравие - о Божественном эросе, а кончили за упокой - о блудной страсти  :D

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #12 : 20 Январь 2005, 12:06:16 »
Цитировать
Вообще то мы начали за здравие - о Божественном эросе


Божественный? Значит это часть энергий Бога?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #13 : 20 Январь 2005, 17:57:10 »
Цитата: Алексей
Цитировать
Вообще то мы начали за здравие - о Божественном эросе


Божественный? Значит это часть энергий Бога?


Конечно, Божественная любовь - это энергия Бога являемая миру.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Что за понятие?
« Ответ #14 : 03 Февраль 2005, 22:07:17 »
Братья!
Вам не кажется что есть сходство между мистикой и блудной страстью?