Не знаю, насколько верно говорить, что блудная страсть это поврежденный эрос, потому что искаженное вожделение мы находим не только в блудной страсти (понятой как половое влечение).
О "недостаточности" современного монашеского опыта борьбы с блудом. Это непростая тема, и я никак не осмелюсь говорить об опыте конкретных людей или монастырей, но только о некой тенденции. Первое противоречие можно найти в самом слове "монашество" (и в образе монашеского жития). Монашество по определению означает единство, и, как антитеза единства, сразу появляется уединенность. Монах един и целостен в Боге или один и уединен? Вершина истинной монашеской жизни - Господь и Его Матерь, и они, находясь в самой гуще жизни, были едины и целомудренны. Иоанн Предтеча, ушедший в уединение, умаляется перед Господом. Взирая на образ друга Жениха, мы видим, что уединение всего лишь этап, весьма значимый, жизни, посвященной Господу и Жениху чистых душ. Далее следуют отношения единства Жениха и души-невесты, которые можно выразить только в образе мистического брака. Это тайна, доступная пониманию очень немногих. Но еще есть большая тайна единства мужа и жены как членов Тела Христова. Эта тайна для монашества в той исторической форме, в которой оно сложилось, не доступна. Из современных авторов, пожалуй, только у арх.Софрония (Сахарова) я встречал упоминание об этом.
Учителя монашеского делания, близкие к нам по времени, указывают, что блудная страсть сильнее монахов, и поэтому необходимо избегать прямой борьбы с ней. При творении умной молитвы запрещено останавливаться умом ниже верхушки сердца именно потому, что сосредоточение на уровне живота может вызывать блудную страсть. Но это также означает, что все страсти, гнездящиеся в животе и особенно в его нижней части, остаются неочищенными, зажатыми и задраенными. Отсюда и большие проблемы, к которым, прежде всего, относятся не сексуальные извращения, а потеря жизненной энергии, утрата целостности бытия, всевозможные страхи, ведущие к борьбе с иллюзиями, или обвнешление жизни, направленной на благополучие, довольство и стяжание суетных благ.
Монахов-исихастов времен свт.Григория Паламы их противники называли омфалопсихами (пуподушниками) из-за того, что подвижники при молитве сосредотачивались на животе (пупке). Одной из целей этого сосредоточения указывалась борьба с блудной страстью. Однако, вещь эту уже нужно было объяснять. Мы знаем, что с 19 века и доныне объясняется и требуется нечто противоположное. За несколько веков забвения умного делания опыт борьбы с блудом был во многом утрачен...