Исихазм

Автор Тема: Смирение как главны фактор успеха  (Прочитано 22138 раз)

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Дорогие друзья, я уверен что тема эта уже всплывала на форуме и неоднократно, тем не мение в этой теме я хотел бы поделиться своими мыслями, и услышать ваше мнение по этому поводу....
Первое, что я определил для себя это то что, как сказала одна участница этого форума, иногда практика умного делания, с уклоном на техническую сторону вопроса может заслонить от нас Христа.....
С точки зрения технических моментов мы найдем много общего между исихазмом и к примеру тхеравадинской практикой, и многие явления т.н. мистического характера могут проистекать именно отсюда.......так вот это то по моему скромному мнению и может стать причиной "прелести" и завести не туда куда хотелось бы :-)
Что же отличает практику умного делания от к примеру той же практики "зикра" в исламе(где к слову сказать тоже практикуется "низвидение" в определенные части тела, или от практики випассаны в тхераваде?
Ведь и практика осознанности(випассана) и практика джхан(сосредоточения) может привести к разного рода мистическим состояниям, на некоторых этапах которых кстати тоже происходит явление "Света".....
Это происходит ИМХО в силу естественных причин, когда ум человека очищается от наслоений и рушатся незыблимые ранее конструкции "эго-восприятия".....
Простите, что берусь писать об этом не имея ни какого опыта, но тем не менее хотелось бы еще раз подчеркнуть: от всех прочих схожих практик, практику умного делания отличает, и делает собственно христианской, возводящей ко христу, именно СМИРЕНИЕ перед Богом, смиренное ожидание Его пришествия в сердце!!!
Посему, как мне кажется и не советовали святые отцы прилеплятся к каким бы то ни было видениям и прозрениям а смеренно продолжать взывать "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго"!!!!
И даже формула сия, прекрасная формула выражающая евангельский смысл и покаяние, не была незыблемой вначале, пример чего я обнаружил помоему у Никодима Святогорца, который писа что временами он использовал для умной молитвы иные формулы.....(поправьте меня если не прав, давно читал)
Неизменным же оставался лишь тот смый зов ко Христу в уповании и смирении.....
Вот такие вот мысли, простите за сумбур....
С уважением Дионсий.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #1 : 28 Ноябрь 2006, 20:47:56 »
Цитировать
от всех прочих схожих практик, практику умного делания отличает, и делает собственно христианской, возводящей ко христу, именно СМИРЕНИЕ перед Богом...
Дионисий, со всем уважением, Вы видимо не вполне представляете насколько большое значение придается добродетели смирения теми же тхеравадинами. И практически все "мистические" состояния о которых обычно упоминается, действительно не являются прерогативой христиан. Рискну высказать свою догадку - единственное преимущество Христианина - он знает кому кланяется.

Дионисий К

  • Сообщений: 619
  • Старый Оскол, Белгородская обл.
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #2 : 28 Ноябрь 2006, 20:58:55 »
Дорогой Gior, давайте быть точными в терминалогии, в тхераваде есть практека "метта"(сострадающей любви) а также практика непривязанности но непривязанность не равно смирение, ибо смирение в понимании христианском это прежде всего смирение перед НИМ, а не просто непривязанность....В тхераваде про НЕГО вообще не говорят,  а многие современные авторы(К примеру Валполла Рахула) вообще ЕГО(БОГА, ИИСУСА...) отрицают....так что в этом аспекте смирение у них совсем иного рода настолько иного что это даже трудно назвать смирением в христианском понимании этого слова.....
Иногда мне(на моем делетантском уровне) архаты напоминают людей которые полностью вычистили гумно своего сердца, но при этом не пригласили туда Того кого по их мнению не существует......
То есть приняли промежуточный этап за окончательный......
Вот такие вот досужие мысли досужего человека, простите......
С уважением Дионисий.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных.
Пресвятая Богородице, моли Бога о нас.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #3 : 28 Ноябрь 2006, 21:30:40 »
Дионисий, я согласен с Вами в этих "оценках", но мне представляется (возможно ошибочно), что многое тут сформировалось уже под влиянием "борьбы за существование". И то что многие указания Гаутамы выродились в формальные "практики"... Это видимо наша общая, человеческая беда затрагивающая все усповедания.
ИМХО, современный буддизм, при всей его видимой гибкости, "застрял" в пред-христианском мировозрении. Некого было приглашать в сердце первым архатам - не знали они Его - мир Его не знал. (А может и знали и пригласили - не мне судить.)

Что есть смирение в христианском понимании этого слова?
Тут не раз поднимался этот вопрос. Вот только ответы все больше напоминают те самые "практики"...
(Не примите только на дичный счет - это я скорее сам с собой разговариваю :wink: )

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #4 : 29 Ноябрь 2006, 00:02:10 »
Надо отметить (мы об этом говорили), что смирение - в православии - тоже претерпело изменения, и сейчас можно наблюдать вырождение духа смирения и подмены его душевным или - еще хуже - казенным суррогатом.

Да будет воля Твоя! - думаю, эти слова и само отношение выражают истинное смирение.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #5 : 29 Ноябрь 2006, 00:05:02 »
PS
О разных молитвенных формулировках - начиная с Иоанна Кассиана Римлянина. Говорит об этом и Никодим Святогорец.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #6 : 30 Ноябрь 2006, 09:45:47 »
Все виды медитации можно разделить на 2 группы:

Первая группа - горделивые медитации, человек впитывает в себя тварные энергии, и считает, что он чего-то добился, ну конечно, силы прибавились, это даже не то, чтоб там бесы и прелести, такая прелесть создается самим человеком, а эти тварные энергии кругом - бери-не-хочу, и много ума для этого не надо.

Ну и вторая группа, более тонкая, более редкая - смиренная медитация, медитация покаяния и изменения ума. Тут уже человек не тупо впитывает энергии, а призывает их, причем духовные, нетварные энергии, священные энергии, в которых пребывает сам Бог, энергии Святого Духа. Такая медитация требует хорошей подготовки, не легко дается. Умное делание можно отнести к такому виду медитации.

О третьей группе с созданием своих образов, вызыванием (опять же, банальным созданием) видений и всего такого и говорить не хочется.

И если молитва может быть без медитации, то медитация без молитвы (в современных условиях) очень часто ведет к страшной прелести.

Что касается непривязанности, то смирение обычно и является залогом кротости и непривязанности, но не наоброт. От всех привязанностей надо отречься в пользу Бога. Дорогой Александр очень ясно описал смирение. Т.е. отдать себя Господу всецело, предаться Его Святой Воли, ну и быть простым, как голубь, пусть даже ты мудрее змия.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #7 : 30 Ноябрь 2006, 11:27:35 »
Все виды медитации можно разделить на 2 группы...

Хочу поправить Вас. Вы говорите больше эклектическим языком биоэнергетики (или теософии, и пр.). Сам язык этот весьма замусорен, плюс Ваши представления очень спорные... получается странная каша. Хорошо бы ознакомиться с православным опытом и учением чуть глубже и освоить святоотеческую терминологию чуть детальнее.

Strannik-x

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #8 : 22 Декабрь 2006, 04:42:27 »
Старца спросили что нужно делать что-бы спастись? Oн молча снял скуфью, бросил на землю и истоптав сказал: "Если ты не пройдешь этим путем не получишь спасения".

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #9 : 22 Декабрь 2006, 05:35:34 »
По моему кроме детальных отличий медитации ,в православии есть еще таинство крещения ,в котором сам Бог вселяеться в сердце .И вся дальнейшая медитационная практика в православии в последствии завязана вокруг этого.Крещение (ИМХО) являеться основопологающим таинством ,а не вспомогательным.Если не прав прошу поправить .
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #10 : 22 Декабрь 2006, 08:48:58 »
По моему кроме детальных отличий медитации ,в православии есть еще таинство крещения ,в котором сам Бог вселяеться в сердце .И вся дальнейшая медитационная практика в православии в последствии завязана вокруг этого.Крещение (ИМХО) являеться основопологающим таинством ,а не вспомогательным.Если не прав прошу поправить .
Таинство крещения (как и остальные таинства) нельзя нивелировать - в этом врядли кто сомневается, но как Вы объясните то , что ранние христиане (часто) предпочитали крестится относительно поздно?

hdv

  • Сообщений: 146
  • г.Пенза
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #11 : 22 Декабрь 2006, 09:14:16 »
не знаю на счет предпочтений. но я тоже крестился поздно, лет в 17. и даже тогда не понимал зачем это надо... :( а уж про младенцев и говорить нече...
мое мнение, Крещение все же обоюдный процесс Бога и Человека. я б вообще крестил только после 25 лет. или если человек сам пришел а не родители притащили... сорри за офтоп. к смирению это не имеет отношение.
Иди Туда, незнаю куда. Принеси То, незнаю что...

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #12 : 22 Декабрь 2006, 09:35:52 »
Почему же Константин крестился поздно? Поубивал всех кого считал нужным, а потос креститься, чтоб Господь смыл грехи многочисленных убийств...выгодно! Есть и такой подход и сейчас. Противопоставить можно как раз сюжет Острова.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Миша

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #13 : 22 Декабрь 2006, 10:04:55 »
Таинство крещения (как и остальные таинства) нельзя нивелировать - в этом врядли кто сомневается, но как Вы объясните то , что ранние христиане (часто) предпочитали крестится относительно поздно?


Однако ни до пришествия Христа ,ни после в других религиях( и на Тебете тоже) ,нет очевидных даров Духа, таких как нетление и др.По моему мнению это как раз проявление именно таинства ,принесенного Христом, с последующим развитием его в аскетической практике.Если ни каких особенностей в этом таинстве нет и его можно игнорировать ,то можно почти соглиситься  с Keleynick-ом в полном уравнении православия с некоторыми вост.дух.практиками,при должном отнеошении к ним и их примениения.А то кто и как использовал ,относился и понимал(искажал) это таинство в свое время их личное дело.Лично мне это не особо интересно .У этого таинства кстати есть несколько аспектов ,самый главный вселение сокраментального Логоса-Христа в сердце ,с последующим изменением собственного духа и души под стать этому Логосу .Только при правильном аскетическом подходе подвижник начинает чувствовать со временем кого он принял в сердце.Прошу прощения за то что повторяюсь.
Это - не велико: велико будет то, когда ты сочтешь себя - хуже всей твари

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Смирение как главны фактор успеха
« Ответ #14 : 22 Декабрь 2006, 10:43:47 »
Я не уравниваю все практики, но я говорю о том, что не стоит их считать сатанинскими, это невежество, только от самого сатаны может и исходить такое. Если искать эту дрянь, то и в современной РПЦ точно так же можно найти явления сатанизма, начиная с нечистоплотности некоторых священников, а некоторые просто лжецы и посты не держат, другие - так вобще масоны, да агенты КГБ. Но опять же церковь дает внешнее крещение, Иоаново крещение, крещение водой, безусловно оно благодатное, омывающее от скверны прошлого. Идущий за ним [Иоанном] крестит Святым Духом. И такого крещения в церкви нет, оно может произойти только при условии определенных внутренних достижений, и внешнего ритуала совсем не нужно, доступно оно не только православным, а точнее многим православным недоступно, только Бог решает кого крестить огнем. В православии есть определение такого крещения - Преображение, и силой его не возьмешь. Второе крещение без первого может быть. А вот первое отнюдь не является гарантом спасения. Весьма печально интерепретировали эту концепцию харизматы.

Я просто всю эту эпопею с восточными практиками закатил к тому, что внешняя принадлежность к какой-либо церкви или Церкви, или учению вас не спасет, как расчитывает Кураев, спасение может быть только через обретение Христа внутри, и это совсем не зависит от того, к какой организации вы относитесь, остальные все внешние пути - гипноз массового сознания.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.