Исихазм

Автор Тема: Теплота в сердце  (Прочитано 205875 раз)

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #270 : 21 Июнь 2012, 00:05:09 »
Но мне лично кажется, что у святых нет СВОЕГО понимания. Где-то недавно читала, что у святых понимание ЕДИНОЕ, БОЖЬЕ, данное им Духом Святым. Их мнения могут расходиться в частных, но не в общих вопросах. Если мы почитаем Оптинских, Глинских старцев, др.современных нам святых ХХ века, то в их поучениях мы не найдем больших расхождений с тем, что пишут Отцы древности и свт.Игнатий.
Это может быть, конечно, моим субъективным ощущением, но вот как раз - к данной теме ("Теплота в сердце"): когда читаю его произведения, у меня как раз эта самая теплота в сердце и возникает. :)

Они действительно пишут в одном Духе. Правда это понимание приходит не сразу а со временем и опытом. Единственное что замечал, написанное допустим одним и тем же святым в ранние и поздние периоды отличаются по внутренней силе. Ну а образный язык их произведений конечно же отражает ту эпоху в которой они жили.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #271 : 21 Июнь 2012, 00:11:14 »
smyre, прошу простить меня, что встреваю. Просто у Вас очень много шаблонных суждений.

Умное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.

smyre

  • Сообщений: 67
  • Евгения
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #272 : 21 Июнь 2012, 00:49:26 »
smyre, прошу простить меня, что встреваю. Просто у Вас очень много шаблонных суждений.

Умное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.

Александр, Вы, наверное, правы - я ничего не знаю и несу полную ерунду. :)
Просто я пишу скорее из своего личного опыта. Мой опыт говорит о том, что главное в духовной жизни и молитве - это смирение, покаяние, любовь. Вы можете называть это шаблоном, но вот такой уж у меня опыт. :)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #273 : 21 Июнь 2012, 10:06:44 »
Ничего-ничего...  :-) всего один Божественный подзатыльничек...или небольшой пендель...  :-) и ум начнет потихоньку вытрезвляться от благочестивого смиренно-покаянно-любовного дурмана, камуфлирующего накопившуюся внутреннюю нечистоту... :-)

Aleksei B.

  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #274 : 21 Июнь 2012, 12:58:00 »
smyreУмное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.

А потом смотрит на это новое понимание со стороны и наполняется самодовольством от этого перехода на ступеньку вверх :)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #275 : 21 Июнь 2012, 13:04:01 »
smyreУмное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.
А потом смотрит на это новое понимание со стороны и наполняется самодовольством от этого перехода на ступеньку вверх :)
Верно подмечено. С неизбежностью почти всегда так и происходит. Враг опытнее и хитрее нас.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #276 : 21 Июнь 2012, 14:09:06 »
smyreУмное делание порой начинается с того, что ум вздрагивает, застывает на мгновение, смотрит на себя как бы со стороны и понимает: ну какую же "благочестивую" ерунду я несу, а ведь ничего по-настоящему не знаю и знать не хочу.

А потом смотрит на это новое понимание со стороны и наполняется самодовольством от этого перехода на ступеньку вверх :)

Гордость, как известно, изживается одним из последних грехов. А игра в смирение свойственна для новоначальных. Посему опыт надувания эгоизма от любых успехов - следующий этап узнавания себя.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #277 : 21 Июнь 2012, 14:49:08 »
А потом смотрит на это новое понимание со стороны и наполняется самодовольством от этого перехода на ступеньку вверх :)
Ну, не знаю...у меня было понимание, что казавшееся ранее надежным, спасительным, вдруг рассыпалось, пропало, рухнуло - лечу в бездну...тут уж, скорее, отчаянием можно наполниться, а не самодовольством... :-(

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #278 : 21 Июнь 2012, 17:23:14 »
Читаю только самих Отцов, а не их изложение. Это великая польза. Дух дышит между строк их стихов, так что в отдельных местах, аж сердце заходится ... просто диво, что даже в переводах Он являет свою силу. Причем, чем древнее Отцы, тем проще слог и силнее Дух ... А вот в подлиннике на языке оригинала читать не могу, "языков не знаю", - как говорил Чапаев ... :-) о чем очень жалею :-(
Согласен :-)...
Только читаю очень медленно...и разум должен молчать, только осознавая смысл...
И с Чапаевым согласен :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #279 : 21 Июнь 2012, 17:35:55 »
Но, мы сейчас говорим о другой простоте, о духовной. Духовная (святая ) простота, как видится лично мне, - совсем другое. Это - внутренняя чистота, открытость, искренность, доверчивость, скромность, непритязательность. В общем - "будьте как дети".
Чистота да...открытость НЕТ...нельзя впитывать страсти мира...искренность да...доверчивость нет...доверчивость это глупость...отсутствие трезвого взгляда вовне...ну типа--все вокруг святые, один я грешник=лажа :-)...ложь самому себе...
Все вокруг грешники, и я чётко вижу их грехи...и знаю в соответствии с этим...что им нельзя доверять :-)...
Из жизнеописаний святых мы видим, что они были именно такими, и что такая (святая) простота достигается исключительно смирением. Взять хотя бы жития свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского... Но я думаю, вы больше меня можете привести таких примеров. :)
Всё дело в том что я не играю в игры надевания на себя маски внешнего смирения...елейности...усилиям выглядеть смиренненько...
По тому что я чётко вижу ЧТО у меня таится под этой личиной...а значит и смысла нет...
Конечно некие внешние нормы и правила стараюсь соблюдать :-)...ну...я не знаю...например нельзя бить в рожу собеседника сразу же как только он это заслужил :-)...надо дать ему возможность извиниться :-)...а уж потом :-)...ну даже не знаю что ещё :-)...
Я читал жития...и затрудняюсь привести пример святой простоты...да я и сам термин не совсем понимаю...
Это как простой?...как три копейки? :-)...или простота хуже воровства? :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #280 : 21 Июнь 2012, 17:50:38 »
Я знаю, так сегодня многие считают, что он излагает именно СВОЁ понимание. Но мне лично кажется, что у святых нет СВОЕГО понимания. Где-то недавно читала, что у святых понимание ЕДИНОЕ, БОЖЬЕ, данное им Духом Святым. Их мнения могут расходиться в частных, но не в общих вопросах. Если мы почитаем Оптинских, Глинских старцев, др.современных нам святых ХIХ-ХХ века, то в их поучениях мы не найдем больших расхождений с тем, что пишут Отцы древности и свт.Игнатий.
Расхождения у святых есть...и по базовым вопросам...проф. Осипов выделяет 2-е группы отцов...одни из которых сторонники апокатастиса...другие резко против--страдания вечны, и ВСЁ!...
Не говоря уже о том что описание личного варианта духовного делания...у каждого святого своё...
Это может быть, конечно, моим субъективным ощущением, но вот как раз - к данной теме ("Теплота в сердце"): когда читаю его произведения, у меня как раз эта самая теплота в сердце и возникает. :)
Женечка :-)...
А вы попробуйте почитать пр.Максима Исповедника...4 сотницы о любви...шестой век...золотое время...какие подвижники...какие столпы православия...
Это творение пр.Максима=чистая поэзия православной аскетики...
Это любимое :-) :
Цитировать
44) Не растлевай плоти твоей срамными делами; не оскверняй души помыслами злыми: и мир Божий снидет на тебя принося с собою любовь.

45) Изнуряй плоть свою гладом и бдением; и не леностно упражняйся в псалмопении и молитве и освящение целомудрия снидет на тебя, нося с собою любовь.
К вопросу о простоте :
Цитировать
87) Когда ум чист, то, получая понятия о вещах, возбуждается к духовному созерцанию оных; сделавшись же нечист по разленению, помышления о других вещах воображает просто, а, воспринимая что-либо человеческое, превращает то в срамные и злые помыслы.
Думаю что здесь речь о простом=единомысленном помысле(пр.Марк)...
http://www.hesychasm.ru/library/max/max_gl.htm
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

smyre

  • Сообщений: 67
  • Евгения
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #281 : 23 Июнь 2012, 13:13:07 »
Чистота да...открытость НЕТ...нельзя впитывать страсти мира...искренность да...доверчивость нет...доверчивость это глупость...отсутствие трезвого взгляда вовне...ну типа--все вокруг святые, один я грешник=лажа :-)...ложь самому себе...

Как я читаю у Отцов, и как видится лично мне, открытость и доверчивость - это главное в молитве. Ведь вера и доверчивость имеют по сути один корень и один смысл. Я лишь тогда могу чисто и искренне молиться, когда всем сердцем доверяю Богу, как отцу родному, как самой себе, и даже больше. А если я не доверяю Богу, не верю Ему - значит по сути и не верую в Него. Какой тогда смысл в молитве вообще? Или я что-то неправильно понимаю?
Ну а доверять, как мне кажется, может только человек, способный внутренне открыться.
И то и другое - качества маленького ребенка. Может, потому нам и сказано:"Не обратитесь, не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное"?
Вот, например, что пишет св.Иоанн Кронштадский о молитве: "На молитве будь, как дитя лепечущее, сливаясь в один дух с духом произносимой молитвы. Считай себя за ничто.."

Вот у вас такой большой молитвенный опыт, Игорь. Поделитесь, бывает ли с вами нечто подобное?

smyre

  • Сообщений: 67
  • Евгения
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #282 : 23 Июнь 2012, 13:25:38 »
Из жизнеописаний святых мы видим, что они были именно такими, и что такая (святая) простота достигается исключительно смирением. Взять хотя бы жития свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского... Но я думаю, вы больше меня можете привести таких примеров. :)

Всё дело в том что я не играю в игры надевания на себя маски внешнего смирения...елейности...усилиям выглядеть смиренненько...
По тому что я чётко вижу ЧТО у меня таится под этой личиной...а значит и смысла нет...

А я вот сколько читаю Евангелие и Апостолов, нигде не нахожу, что нам заповедано именно надевать на себя маски смирения, притворяться смиренными. По-моему, повсюду говорится о смирении искреннем, о том, что мы должны учиться искренне смиряться, волевыми усилиями преодолевать себя. Как же тогда святые - разве они притворялись смиренными, или уже рождались смиренными? Ведь нет же! Сколько мы читаем у них поучений, как следует преодолевать себя, чтобы обрести смирение! Ведь это они свой личный опыт описывают. И они вовсе не считают, что нет смысла трудиться над собой. Напротив, как я понимаю, они считают, что смирение и нам под силу!

Вот и о молитве тот же батюшка Иоанн Кронштадский пишет: "На молитве необходимо намеренное, обдуманное, крайнее смирение.."
Видите, он подразумевает волевое смирение, но по-моему совсем не лицемерное.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #283 : 23 Июнь 2012, 13:54:53 »
Вот у вас такой большой молитвенный опыт, Игорь. Поделитесь, бывает ли с вами нечто подобное?
:-)...да нет у меня никакого молитвенного опыта...есть жалкие потуги суетного внутреннего напряжения...не стоит считать что я имею опыт достойный внимания...правда не стоит...
Как я читаю у Отцов, и как видится лично мне, открытость и доверчивость - это главное в молитве.
Наверное это один из многочисленных способов "настроиться" на молитву...
НО...я стараюсь молиться в рабочее время...и это самое доверие к Богу...я не переношу на людей меня окружающих...а точнее переношу...а ещё точнее раньше намного больше переносил...и это было ошибкой...и получал я по сусалам регулярно...
А сейчас наметилось некое отчуждение от людей...некое отстранение...и оно...мне кажется...просто является разницей между открытостью к Богу и открытостью перед людьми...последнее результат некачественного\недостаточного трезвения...т.е. реального видения того что происходит вокруг...

Открытость и доверие к окружающим людям...было, думаю, издержкой открытия перед Богом...и если во взаимоотношениях с Богом это "работало"...то во взаимоотношениях с людьми НЕТ...
Ощущал себя порой дурачком юродивым...а это неверно...должна быть социальная адаптированность...т.е. с волками жить...кое что приходится совершать по волчьи...что не противоречит заповедям...
В последнем случае...улучшается взаимоотношение с людьми...хотя я и не делаю того что не надо\не хочу...просто понимаю кто они...какие они...
Как то так :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Теплота в сердце
« Ответ #284 : 23 Июнь 2012, 14:13:02 »
А я вот сколько читаю Евангелие и Апостолов, нигде не нахожу, что нам заповедано именно надевать на себя маски смирения, притворяться смиренными. По-моему, повсюду говорится о смирении искреннем, о том, что мы должны учиться искренне смиряться, волевыми усилиями преодолевать себя. Как же тогда святые - разве они притворялись смиренными, или уже рождались смиренными?
Святые писали о многих добродетелях...можете сказать о себе что имеете их все?...
Авва Фалассий пишет--любовь и воздержание, терпение и безмолвие, потребляют стужения...
И все четыре ДУХОВНЫЕ...т.е. даруемые Богом...однако и духовные воздержание и терпение поддерживаются нашей волей, произволением...
И если нет у меня духовного воздержания или смирения...то наморщиванием бровей я его не приобрету :-)...
А если есть...то больно то и пыжиться нет нужды...само вытекает из души...
Смирение...добродетель очень высокая...и требует бесстрастия...так как базируется на уничтожении матери всех страстей-гордости...т.е. на самом страшном и злом драконе...
Ну а бороться по слову отцов надо поэтапно...сначала телесные страсти...потом душевные...не очистившись от телесных страстей не приступают к активной войне с душевными...да просто по тому что НЕпо зубам...
Даже в комп. игре не прокачав персонаж не воюют со знаковым монстром :-)...

А вот иллюзию такой войны...и даже иллюзорные победы...этого сколько угодно вижу вокруг...бесы мастера обмана...и я обманываюсь когда думаю что могу быть смиренным, хотя бы отчасти...
И ещё...
Смирение это всеобъемлющее состояние души...затрагивающее КАЖДЫЙ её уголок...
А если я люблю говорить негромко...не ругаюсь ни на кого...не совершаю резких движений...и всегда грустный :-)...это может быть кротость отчасти...да и то внешняя...

Короче для меня...сначала внутреннее изменение...а потом внешнее САМО происходит...и НИКАК не наоборот...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.