Кроме того, это знание оформляется в рац. уме согласно его "проштампованности". Если этот ум забит терминологическими и смысловыми штампами из (академического) богословия, то он и покажет любую вещь - хоть самую ложную - в отраженном свете святоотеческого слова, т.е. как бы правильной.
Но ведь и не стоит пользоваться штампами академического богословия. Настоящее изучение богословия -- это изучение писаний самих отцов и таким способом, который мало чем отличается от безмолвия. Точнее говоря, наиболее правильным способом изучения писаний является безмолвно созерцание содержащихся в них "озарений" (что не исключает, конечно, и необходимости -- в свое время и на своем месте -- такой науки, как патрология). И наше сердце признает, что, да, вот, написанное -- истина, только потому, что созерцает ее -- так же, как созерцал ее св. отец. И даже не созерцал, а созерцает вместе с нами, так как в этом и состоит общение святых с нами -- в совместном созерцании христианских истин. И невозможно такое созерцание без этого общения, потому что, как написал св. Иоанн Лествичник:
"Глубина догматов неисследима, и небезбедно безмолвнику пускаться по ней". Я бы еще добавил -- в одиночестве.
+++В отношении озарений, которые потом... Это "потом" указывает со всей очевидностью на разрыв в сознании (лакуну в уме), когда еще отсутствует сверхобразное (сверхчувственное) - во Мраке - видение. Посему и приходящее позже знание не является по сути озарением и вообще может быть весьма искажено вплоть до подмены. Мы знаем, что нельзя (без рассмотрения) доверять различных голосам и видениям, но и доверять знанию, всплывающему в обычном сознании (хоть и после молитвы) неизвестно откуда, следует еще меньше
Это правильно, излишне доверять такому, уже формализованному и вербализованному знанию, как и всякому другому подобному, не следует. Но следует доверять тому способу, которым это знание получается и которым оно проверяется. Так как единственный правильный способ его формализации -- тот, о котором Писание говорит: "От избытка сердца говорят уста"
В этом способе формализации отсутствует ум, как промежуточная стадия, то есть он аналогичен тому способу, которым это знание добывается:-)
Иначе говоря, правильный способ формализации получаемых [не обязательно на молитве; в конце концов, каждому из нас, вне зависимости от его образа жизни, Бог нечувствительно дает знание о Себе; просто мы его не замечаем] "озарений" -- это заставить замолчать свой ум и дать "озарению" самому себя сформулировать. В зависимости от того, насколько это получится, может получиться "Отверзу уста моя и исполнятся Духа" и "В тот час не заботьтесь, что вам сказать, но что дано будет вам, то и говорите" (Марк. 13, 11). А может и не получиться. В любом случае написанное надо проверять тем же способом, о котором уже не раз говорилось ранее:-)