Здравствуйте, о.Вадим!
Говоря о поэтапном вхождении, я подразумевал переход от одного вида молитвы к другому (от словесной к умной, от умной к сердечной). Об этих видах, как Вы хорошо знаете, говорят многие подвижники. Мне очень понравилась книга-наставление архиеп. Антония (Голынского-Михайловского) "О молитве Иисусовой и божественной благодати"
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htmКак я понимаю, если мы живем деятельной жизнью, обмен чувственными впечатлениями и мыслями неизбежен. Поэтому когда мы, успокоившись, входим в себя в молитве, первым делом наталкиваемся на дневные переживания и роение мысленное. Когда с круговертью мыслей сразу не справиться - времени нет или обстоятельства не позволяют, мне помогает один простой способ: мысли надо отодвинуть или, что то же самое, отстраниться от них. Это очень важный момент - мы уже не отождествляем себя с головной деятельностью, хотя с мыслями совладеть в силу разных причин еще не можем. Сосредоточение на кончике языка, горле, дыхании, четках и др. (или без явного объекта) в этой ситуации служит якорем, который удерживает, чтобы не унесло нас. Если научились держаться крепко, пусть мысли еще роятся в стороне, можно и подтягиваться, используя то же сосредоточение.
Помыслы во время службы. Было время, когда я (не специально) даже изучал их природу, потому что, как Вы верно говорите, набег помыслов во время молитвы в храме бывает особенно жесток. Во-первых, мы сами как бы обнажены умом своим во время службы, во-вторых, мы молимся соборно. Много раз я наблюдал интересный эффект, когда все люди в храме стояли, сосредоточенно молясь (захожан и "туристов" не было), и в это время входил человек с улицы в недолжном состоянии. Сразу резко падало внутреннее пространство тишины и покоя, которое обычно бывает при молитвенном настроении. Могли даже возникать беспорядочные и искаженные мысленные образы. И набегал поток помыслов. Надо сказать, помыслы очень заразительны, и если в храме какой-либо человек блудит умом, он быстро начинает заражать других. Конечно же, больше всех должно достаться предстоятелю, на него ложится основная брань...
Иногда к нам в строящийся храм приезжал о.Александр Зайцев (зять о.Глеба Коляды, ныне, увы, покойный). Он служил молебны с акафистом. Служил истово, так, как будто в последний раз. У него было очень больное сердце - несколько операций. Иногда во время службы ему становилось плохо, и он не знал, доживет ли до ее конца. Его служба была для меня примером, как надо молиться, не обращая внимая на все, что мешает, даже на страх смерти.
Интересно вспомнить, что о.Иоанн Кронштадский служил, не боясь проявить свои эмоции. Мне кажется, что динамичная служба (конечно, если она вершится не в монастырской созерцательной обстановке), в которой может присутствовать и эмоциональный накал, способна побороть набег помыслов.
О действии страсти, когда утихает страх перед ней. Страх действует двояко. Он может ослепить, не дать увидеть приходящую страсть и заставляет свернуть. И он же может усилить действие страсти, показывая ее большей, чем она есть. Другая проблема: справившись со страхом, надо изжить и отвращение, в котором страх присутствует в скрытом виде. Конечно, отвращение - нормальная реакция, позволяющая избежать недолжного, но при умном делании само отвращение становится недолжной страстью. Чувствуя (и видя) прикосновение страсти в "очищенном" виде, т.е. приходящей без свиты помыслов, которые были отсечены, и не имея страха и отвращения, мы можем мысленно (более чем мысленно) войти в нее. Но входить должно, если есть благословение Божие на это, чтобы не быть побежденным страстью. Проблема не только в том, что при таком вхождении сразу начинаешь чувствовать, словно душу твою мытарят, жалят, кусают и пр, но и в жизни вдруг накатывают события, которые воспринимаются неприятными и искусительными. И только свет благодати, к которой взываем мы во время молитвы, может правильно разрешить эту ситуацию.