Исихазм

Автор Тема: Иисусова молитва  (Прочитано 15529 раз)

Дмiтрий

  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #15 : 13 Февраль 2007, 09:57:03 »
Можно молиться без четок, лучше - и ответственнее - с четками. Осмотрительно и осторожно - в том смысле, что не надо на себя брать самовольно больших правил. Благословение лучше взять, только не у первого попавшегося священника, а присмотревшись и найдя того, кто молится и отслеживает не только других, но и себя.

Ох, а как я узнаю, что священник молится? И я ни разу не видел, что бы он кого-нибудь отслеживал. У нас в приходе служит 5 священников, и я с ними кроме как на службе встретится не смогу.

Молитву личную (с четками) лучше сочетать с молитвой церковной. Вообще, следует обратить большое внимание на церковные службы и не пропускать их. Если становится плохо на службе, занимать место ближе к дверям или к стеночке, чтобы можно было выйти на свежий воздух ненадолго (или опереться). Да и молитва личная вряд ли стронется раньше, чем освоитесь на церковной службе.

То есть надо сначала хорошо знать церковную службу, а потом приступать в молитве Иисусовой?
Да, на службе так и стою около дверей, когда народу мало всё хорошо, когда много набьется, тогда бывает плохо.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #16 : 15 Февраль 2007, 01:52:15 »
Дорогой Тигон, спасибо вам за ваше разъяснение, но Вы согласитесь, что это и Вам-то далось не сразу, и это уровень выше новоначального. А когда человек только начинает молиться, то и сразу о непрестанной молитве речи быть не может, такая попытка взять Небеса силой редко заканчивается чем-то дельным. Стремиться к описанному Вами состоянию на первых порах мне видется местами опасным - можно навлечь искушения, к которым человек не готов.

О. Софроний (ученик Силуана Афонского) выделил следующие этапы молитвы (цитирую):

                    -------

Возможно установить некоторую последовательность в процессе развития этой молитвы:

1) УСТНАЯ: мы произносим молитву устами, сосредоточивая наше внимание на Имени и словах.

2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.

3) УМНО-СЕРДЕЧНАЯ: ум и сердце соединены в своем действии; внимание заключено внутри сердца, и там произносится молитва.

4) САМОДВИЖНАЯ: молитва утвердилась в сердце и без особого усилия воли сама произносится внутри сердца, привлекая туда внимание ума.

5) БЛАГОДАТНАЯ: молитва действует, как нежное пламя внутри нас, как вдохновение Свыше, услаждающее сердце ощущением любви Божией и восхищающее ум в духовные созерцания. Иногда соединяется с видением Света.

                    -------

Лично я вижу вполне возможным разумное сочетание первого и второго этапа, чередование их.

Дима, что касается службы, я думаю, Александр имеет в виду не зазубривать, а что-ли, созерцать службу как-бы, понимать ее и присутствовать на ней, а не находиться физически в церкви, а умом ждать возлюбленную, опаздывающую на свидание и т.д... Если не удается понять какие-то слова молитвы, в это время умом или шепотом разумно будет вместо сих слов помолиться молитвой Иисусовой, или однократно просто произнести ее. На литургии в церкви происходит (если вас там кроме мыслей о Боге ничего не заботит) очищение души и ума, вместе с Таинствами, особенно Причастием, это поможет вам построить внутреннюю связь с Христом, но, скажу по секрету - это не единственный способ. Что касается священника, я бы помолился Господу или Пресвятой Марии, они обычно никогда не отказывают, думаю, покажут. Обычно священники, практикующие умное делание, отличаются скромностью и тишиной.

А вобще, каждый молится по-разному, кто-то имеет центр, как описанный Тигоном, кто-то молиться просто умом в головном мозгу пока, кто-то вслух, и в то же время сердцем. А кто-то пробивает слои сердца, как луковицу, чтоб дойти до самого Царства Божия и т.д. Очень много разных техник и приемов молитвы, кто-то стоит вверху сердца, и разбивает молитвой все злые помыслы. Но не все сразу... У каждого свой уровень, каждый на своей ступени. Удачи, и да благославит вас Господь.
« Последнее редактирование: 15 Февраль 2007, 02:00:59 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #17 : 15 Февраль 2007, 15:36:52 »
Ох, а как я узнаю, что священник молится? И я ни разу не видел, что бы он кого-нибудь отслеживал. У нас в приходе служит 5 священников, и я с ними кроме как на службе встретится не смогу.

То есть надо сначала хорошо знать церковную службу, а потом приступать в молитве Иисусовой?
Да, на службе так и стою около дверей, когда народу мало всё хорошо, когда много набьется, тогда бывает плохо.

1) Можно ведь увидеть, насколько благоговейно священник служит, узнать, как он исповедует, какая-то и информация просочится... Это дело времени. Кроме того, есть и другие храмы, есть и монастыри.

2) Надо пожить церковной службой, она поможет личную молитву наладить. И личная молитва со своей стороны способствует восприятию службы в церкви. Я считаю, что лучше посещать небольшие храмы, где служат благоговейно (если есть на то возможность). В больших же храмах лучше выбирать ранние службы, когда меньше захожан. Когда народу набьется много, то плохо становится по вполне понятным причинам, и перемучивать себя, полагаю, не надо.

Alex-Rus

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #18 : 16 Февраль 2007, 16:03:58 »
Надо пожить церковной службой, она поможет личную молитву наладить. И личная молитва со своей стороны способствует восприятию службы в церкви. Я считаю, что лучше посещать небольшие храмы, где служат благоговейно (если есть на то возможность).

Я бы к этому добавил ещё помимо благоговейного служения минимальное сокращение устава.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiи помилуй насъ

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #19 : 16 Февраль 2007, 17:10:16 »
То есть надо сначала хорошо знать церковную службу, а потом приступать в молитве Иисусовой?

Весьма желательно. Конечно, бывали примеры, когда не знающие службы и не имеющие возможности ее посещать, занимались только Иисусовой молитвой и преуспели. Но это не нормальный путь для внимательно относящегося к себе христианина (и имеющего возможность посещать службы или служить самому).
.
А для того, чтобы знать службу, самое идеальное – это в ней участвовать, например, послужить чтецом в храме. Или (может быть, это даже в некотором отношении лучше, определенно лучше) вычитывать службы дома самому. То есть взять книги и вычитывать (в идеале) весь суточный богослужебный круг (кроме литургии) мирским чином. Результаты не заставят себя ждать.

Почему это желательно. Во-первых, потому, что об этом говорит многовековый опыт монашества. Все монашествующие начинают с богослужебного круга и монастырского устава, а потом переходят (преимущественно) к келейной молитве и молитве Иисусовой. Поэтому и для мирян со склонностью к монашеству в миру естественно начинать с того же. Здесь у монахов в миру даже есть преимущество перед монашествующими: не надо ходить на послушанияJ (и сталкиваться с прочими монастырскими проблемами, хотя, конечно, все равно надо зарабатывать себе на пропитание).

Во-вторых, это понятно из самого смысла Иисусовой молитвы. Она – концентрированное выражение всего богослужения. Однако не каждый может с самого начала питаться концентратами. Желающий напитать свой духовный центр, должен позаботиться сначала о периферии, то есть дать пищу для ума и для чувств, получить начатки богословия и благоустроить чувства, чтобы они потом не мешали, а способствовали более продвинутому молитвословию. Все это может дать только православный богослужебный круг. И каждый кто настроен на монашество в миру решительно и надолго, не пройдет мимо этого надежного и провернного веками средства к самосовершенствованию и возрастанию в Боге.

Спрашивать благословение на это делание не нужно. Вообще-то, это обязанность каждого христианина – участвовать во всем богослужебном круге, хотя и позабытая, но зафиксированная в многочисленных уставах для мирян.

Alex-Rus

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Иисусова молитва
« Ответ #20 : 16 Февраль 2007, 17:40:56 »

Спрашивать благословение на это делание не нужно. Вообще-то, это обязанность каждого христианина – участвовать во всем богослужебном круге, хотя и позабытая, но зафиксированная в многочисленных уставах для мирян.

Совершенно верно, Евгений. Здесь подтверждение ваших слов http://www.starovery.ru/pravda/molitvy.php?cid=12 После церковной реформы понимание это постепенно уходит.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiи помилуй насъ