как участники форума относятся к этому учению? насколько оно соответствует христианской традиции или всеже больше языческим верованиям?
Так же предлагаю перед своими комментариями ознакомиться со статьей Сергея Худиева "Совместимо ли учение о мытарствах с Писанием?"
Совместимо ли учение о мытарствах с Писанием?
Предположим, что изустно Апостолы передали исключительно важное учение, о котором и словом не обмолвились в своих писаниях. Тогда это учение не должно, по крайней мере, противоречить тому, что они писали. Давайте сопоставим учение о мытарствах с учением Апостолов, как оно представлено в священном писании Нового Завета. Мне удалось ознакомиться со следующими описаниями мытарств:
1) Видение преподобной Феодоры
2) Слово об исходе души (св. Кирилл Александрийский) 3) Видение св. Бонифация (в книге С.Роуза "Душа после смерти")
4) Невероятное для многих, но истинное происшествие (там же) 5) Видение воина Пелусиота (там же).
В этих описаниях:
а) Бесы заявляют свои права на душу, предъявляя ей ее грехи (1-5),
б) Ангелы предъявляют ее добрые и благочестивые дела (1,2,3,5), так что своим избавлением человек обязан своим добрым делам, которые творил при жизни,
в) во всех приведенных источниках ни душа, ни ангелы не обращаются с молитвой к Богу,
г) совсем поразительная особенность - нигде в этих текстах не упоминается ни искупительное служение нашего Господа, ни даже само имя Иисуса Христа. Мне кажется, что это серьезная причина задуматься - почему в текстах, посвященных проблеме спасения, так упорно игнорируется Спаситель?
Теперь рассмотрим эти пункты по порядку:
в) "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим.10:13),
Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь. Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою (Пс.114:3-4).
Бесчисленное множество раз Писание (особенно псалмы, которые постоянно на слуху у каждого православного христианина) наставляет нас взывать к Богу. Известно, что в стесненных обстоятельствах даже самый закоренелый безбожник начинает молиться. Тем более странно, что этого не делает преподобная Феодора. Невероятно, но ни ей, ни другим душам на мытарствах не приходит в голову такая простая вещь - призвать имя Господне.
г) Апостолы проповедовали «Иисуса Христа, и притом распятого» (1Кор.2:2), и возвещали, что «нет ни в ком ином спасения» (Деян.4:11-12). Повествования о мытарствах, казалось бы, посвященные проблеме нашего спасения, не упоминают ни Господа Иисуса, ни Его искупительную жертву. Надежда на спасение в них связывается с собственными добрыми делами человека, с заступничеством святых с чем угодно, только не с крестом Христовым.
Текст, приписываемый святому Кириллу Александрийскому, и вовсе утверждает:
«Тогда (т.е. в день суда) никто не будет ходатайствовать за нас» (Слово об исходе души из тела).
Не знаю, нужно ли напоминать читателю, что Апостолы Павел и Иоанн были на этот счет другого мнения: Рим.8:34; 1Ин.2:2.
Вместо искупления во Христе Иисусе рассказы о мытарствах совершенно прямо провозглашают самоискупление:
«Добро тем, которые помнят Священное Писание и творят милостыню или делают какие-либо иные благодеяния, которые впоследствии могли бы искупить их от вечных мук ада. ...Если не имеют за собой благих дел, которые могли бы вырвать их из рук диавола (то ввергаются в адские темницы)
(Мытарства преп. Феодоры).
О том, что христиане вырваны из рук диавола искупительной жертвой Христа (напр., Кол.1:14), "мытарства" предпочитают умалчивать. Это и понятно: призывание благословенного имени Господа нашего Иисуса Христа заставило бы все бесовские страхования исчезнуть, как дурной сон.
Но вы скажете: страшно пренебречь такими грозными рассказами. Не страшнее ли пренебречь словом Божиим? Не пред Его ли словом мы должны трепетать? (Ис.66:2) Не впаду ли я, мягко говоря, в неискренность, если на богослужениях буду петь:
«Господь свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? (Пс.26:1), а сам буду трепетать "страшных, диких, жестоких, немилостивых и бесстыдных демонов"?
Не одного ли Бога должен трепетать христианин? Мне доводилось читать книги, авторы которых упрекали в неверии тех христиан, которые думали, будто кто-то может причинить им вред при помощи магии и колдовства. Упрек совершенно справедливый: Бог не предаст на поругание бесам тех, кто полагается на Него. Этот же упрек будет справедлив и по отношению ко мне, если я буду думать, что Бог предаст меня бесам по исходе из тела.
Иногда говорят, что неверие в мытарства есть признак рационализма. Под "рационализмом" в этом случае, очевидно, понимается неверие в сверхъестественную реальность. Я нимало не сомневаюсь в существовании ангелов и бесов о них говорит как Писание, так и опыт Церкви. Ужасающие последствия, которые проявляются в жизни людей, практикующих оккультизм, слишком наглядны, чтобы можно было сомневаться в реальности стоящих за этим духовных сил зла. Но давайте подумаем, кому на самом деле принадлежит власть над душами христиан? Бесам или Христу? Мне кажется уместным вспомнить обетование, которое Господь дал умирающему грешнику _ грешнику, который уже ничего не мог сделать, кроме как уверовать и просить о милости:
«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк.23:42-43).
Вот как описывает исход христианской души из тела блаженный Августин:
«Блаженна та душа, которая, освободившись от земной темницы, восходит на небо и лицом к лицу видит Тебя, сладчайшего Господа. Она не поражается страхом, но радуется нетлению вечной славы;
она спокойна и безопасна и не боится ни врага, ни смерти.
Она получила Тебя, благого Господа, Которого долго искала и всегда любила. Она, соединившись с хором певцов, всю вечность воспевает сладостные песни вечного торжества в похвалу славы Твоей, Царь благой, Иисусе Христе, ибо она упоена потоком сладости от обилия дома Твоего
(Бл. Августин. Цветы благодатной жизни, стр.152).
Об уверенности в спасении