Тема важная, вот что пишут об этом св. отцы.
В общем, об искушениях:Николай Сербский (Евангелие о победе над искушениями): «Но Евангелисты указывают на эти три главных искушения, под кои можно подвести все прочие искушения в человеческой жизни. Итак, первое - искушение тела, или нашей желательной природы; второе - искушение ума, или нашей мыслительной природы; и третье - искушение сердца, или нашей чувствующей природы. Первое искушение более соответствует юношескому, второе - зрелому, а третье - пожилому возрасту человека. Юноша борется с телесными страстями и похотями; человек зрелых лет борется с гордостью своего ума, своих знаний и умений; пожилой же человек ведет борьбу со сребролюбием, властолюбием и славолюбием, но из всего того сребролюбие - страсть наистрашнейшая. И, таким образом, три главных сатанинских искушения, которыми сатана искушал Господа Иисуса Христа и искушает каждого из нас, суть сии: сластолюбие, честолюбие и сребролюбие».
О различении видений:Феофан Затворник (Письма о духовной жизни, п.20): «Не надо забывать, что есть видения—плод разгоряченного воображения, и есть видения — прелесть бесовская. Благодатные видения очень редки и устрояются Духом Божиим, в видах воспитания духовного. Таким образом, есть видения и от Духа Божия; но надо быть очень осторожным в различении их, ибо недалеко от себя имеем темного искусника, умеющего принимать вид ангела светлого. И сколько было неосторожных погибших от неразборчивого доверия видениям!...»
Григорий Синаит: «Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно. Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал».
Силуан: «Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия; в нем нет – ни смирения, ни мира, ни любви; а есть холодное безразличие и гордость».
О тщеславии, гордости. Признаки и борьба.Варсонофий Великий и иоанн Пророк «Руководство к духовной жизни»:
Вопрос 457. Кто тщеславен? И кто горд? И как человек приходит в гордость?
Ответ. От желания человека угодия человек приходит в тщеславие. Когда же оно умножится, приходит в гордость. Прости брат, и помолись обо мне.
Вопрос 258, того же к другому Старцу, и прошение о молитве.
Господа ради, помолись о мне, чтобы мне избавиться от постыдных страстей и от тщеславия, ибо они оскверняют меня во всяком деле, о котором думаю, что делаю доброе; также прошу тебя сказать мне, с каким намерением должно совершать память Святых и как извергнуть из себя внутреннее зло.
Ответ Иоанна. Если хочешь избавиться от постыдных страстей, не обращайся ни с кем свободно, особенно же с теми, к которым сердце твое склоняется по страсти похотения; чрез то освободишься и от тщеславия; ибо к тщеславию примешивается человекоугодие, к человекоугодию - свободное обращение, а свободное обращение [72] есть матерь всех страстей. Кто совершает память Святых без тщеславия, полагая, что делает сие по Божию указанию, а не по своемыслию, тот делается сопричастником Святых и получает награду от Владыки их. Попечение же о спасении души и любовь к Богу помогают всякому извергнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться. Выслушай меня, сын мой, и по видимому заключай и о невидимом. Когда ты бываешь несколько нездоров телом, то воздерживаешься от вредного тебе. Почему же не стараешься воздержаться, когда ты болен душою? Много нужно нам трудов и потов, как Апостол говорит: умерщвляю тело мое и порабощаю (1Кор.9:27). Сделай по силе твоей, и Бог поможет тебе молитвами Отцев твоих; ибо жаждет видеть наше спасение Тот, Кто клялся Самим Собою, что не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему (Иез.33:11). Великая сила восходит из места, где молитвы истинных рабов Божиих, приносимые Богу за всех нас; верую, что не посрамит их Господь. Присоедини к оным и свои две лепты и ты обрадуешь Господа, как и вдовица евангельская. Привяжи обремененную ладию твою к кораблю Отцев твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе смирение и силу, и разум, венец и веселие, аминь.
Лествица:(слово 22, 39) Начало к истреблению тщеславия есть хранение уст и любление бесчестия; средина же – отсечение всех помышляемых ухищрений тщеславия; а конец, (если только есть конец в этой бездне), состоит в том, чтобы стараться делать пред людьми то, что нас уничижает, и не чувствовать при оном никакой скорби.
(слово 22, 42) Когда хвалители наши, или, лучше сказать, обольстители начнут хвалить нас, тогда поспешим вспомнить множество наших беззаконий; и увидим, что мы поистине недостойны того, что говорят или делают в честь нашу.
(слово 22, 45) Часто случается, что червь, достигши полного возраста, получает крылья и возлетает на высоту: так и тщеславие, усилившись, рождает гордость, всех зол начальницу и совершительницу.
Авва Евагрий: О тщеславии. Из всех помыслов, только помысел тщеславия многопредметен, обнимая почти всю вселенную и всем бесам отворяя двери, как какой злой предатель какого-нибудь города. Он окрадывает ум отшельника и, наполняя его множеством словес и вещей, губит молитвы его, которыми напрягается он врачевать раны души своей. Этот помысел распложают все побежденные уже демоны, чрез него получая опять вход в душу и делая таким образом последняя горша первых (Лук. 11, 26). От этого помысла рождается и помысел гордости, низринувший с небес на землю печать уподобления и венец доброты (Иезек. 28, 12). Но отскочи от него, не закосневая в нем, чтоб не предать иным живота нашего, и жития нашего немилостивым (Прит. 5, 9). Обращает в бегство этого демона усердная молитва и то, чтоб ничего произвольно не делать и не говорить такого, что ведет к проклятому тщеславию.
Когда ум отшельников приобретет немного бесстрастия, тогда, взяв коня тщеславия, начинает он носиться по городам, неудержимо упиваясь похвалами и славой своей. Но, по смотрению Божию, сретив его дух блуда и заключив в какой-нибудь хлев, научает его тем, – не оставлять одра прежде выздоровления и не подражать тем нетерпеливым больным, которые, имея еще в себе остатки недуга, пускаются в дорогу, или начинают ходить в бани, и от того впадают в прежние болезни. Посему сидя в келье будем лучше внимать себе самим, чтоб, преуспевая в добродетели, сделаться нам неподвижными на зло, обновляясь в ведении, сподобиться множества различных созерцаний, а, возвышаясь в молитве, яснее узреть свет Спасителя нашего.
Много сказано об этом в
Добротолюбие (II том).Иоанн Кассиан Римлянин (Борьба с духом тщеславия (Кн. 11-я))
Седьмая брань предлежит нам с духом тщеславия, – разновидным, изменчивым и тонким, так что с самыми острозоркими глазами едва можно не только предостеречься от него, но его рассмотреть и узнать. Прочие страсти просты и однообразны, а эта многочастна и многообразна, и отовсюду и со всех сторон встречает воина, и когда он еще борется, и когда уже является победителем. Ибо она покушается уязвить воина Христова и одеждою, и статностью, и походкой, и голосом, и работою, и бдениями, и постами, и молитвою, и уединением, и чтением, и познаниями, и молчаливостью, и повиновением, и смирением, и благодушием, – и, как некий опаснейший камень подводный, покрытый вздымающимися волнами, в то время как не опасаются, причинят внезапно бедственное кораблекрушение плывущим при благоприятном ветре. Продолжение:
http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt12.htmНил Синайский (от том же там же): Тщеславие есть неразумная страсть и удобно примешивается ко всякому делу добродетели.
Весь текст -
http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt31.htmСв. Ефрем Сирианин -
http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt49.htmСв. Иоанн Лествичник (Борьба с тщеславием) Тщеславие есть расточение трудов, потеря потов, похититель душевного сокровища, муравей на гумне жизни, который, хотя мал, однако всегда готов похищать труды и плоды наших подвигов.
http://psylib.org.ua/books/dobrl02/txt63.htm Исихий Иерусалимский (из Добротолюбия, 20): «Тому, кто подвизается внутри, в каждое мгновение надобно иметь следующие четыре (делания): смирение, крайнее внимание, противоречие (помыслам) и молитву.
Смирение – чтобы, как брань у него идет с соперниками – гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых.
Внимание – чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым.
Противоречие – дабы, как только уразумевает, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: «и я дам ответ поносящему меня» (Пс.118,42), «не Богу ли повинется душа моя» (Пс.61,1).
Молитву – дабы после противоречия, тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизглаголанным.
И тогда сам подвизающийся увидит, как враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает со своим мечтанием».
PS Не самая удачная подборка, все, что мне пока удалось найти. Надеюсь, кому-нибудь пригодиться.