Исихазм

Автор Тема: Молитва за весь мир  (Прочитано 13132 раз)

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« : 10 Октябрь 2007, 13:47:06 »
Отделено от http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1478.0
----


Alexander, что значит «не можем молиться «за всех»?
Неразумно, так как не потянем, и это приведет к «гибели» во всех смыслах? То есть несоизмеримость ноши и своих возможностей? Если так, то все очень логично и трезво. Но в таких рассуждениях чувствую для себя какой-то горький привкус. И появляется вопрос: а кто в тебе, принимающий сторону «не можем», начинает беспокоиться за себя и свое скорейшее, так как не обременено проблемами других, спасение…

Встречала такое мнение, что молитва «о» (перед именем в тексте молитвы) может помочь, но не затрагивает молящегося грехами (болезнями) того, о ком молишься. А молитва «за» действует так, как вы написали, берешь на себя тяготы другого. В большей степени – когда осознанно готов принять чужие грехи (страдания) из потребности и любви. Можно сказать, что в первом случае помогаешь тем, что отдаешь, делишься (назовем это) некой жизненной силой, полагаясь на волю Бога, а во втором – с подключением своего воления разделяешь тяготы, уменьшая этим груз нуждающегося.
Возможно, игра слов (предлогов)?
И где заканчиваются просто хорошие пожелания и начинается молитва (о, за) для верующего человека? Любая мысль и образ о ком-то связывает нас друг с другом.

Можно ли считать это лишь разными путями – внешним и внутренним? 1. Включение в молитву внешних объектов и попытка совместного изменения. При этом происходит вмешательство в естественный ход вещей, будь то «профилактическое» «за здравие» или молитва об избавлении от реальной болезни, хоть и из лучших побуждений. А значит, попытка изменить Божий промысел. Как следствие - несение ответственности за такое своеволие через разделение чужих грехов (которые, быть может, есть причины, приведшие к тому, что сейчас хотим изменить/улучшить в жизни других) и болезней. 2. Очищение своего естества с непременно последующими внешними изменениями. То, о чем «Спасись сам и вокруг спасутся тысячи».
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2007, 11:44:47 от Alexander »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #1 : 10 Октябрь 2007, 16:18:02 »
Maria, безусловно, не следует мои слова (понимание их) доводить до крайности. И нет пропасти между молитвой и жизнью, сама жизнь должна стать молитвенной, а молитва жизненной. Так и в жизни, если человек возьмется помогать всем без разбора, ничего хорошего не получится. Сохраняя же сострадание ко всей твари, следует делать свое дело. Пример: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. Мы молимся о тех, кого нам дал Бог. Мы заботимся о наших ближних - тех, кого нам дал Господь... И наши молитвы и заботы о ближних (если они ради Бога) затрагивают весь мир.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #2 : 11 Октябрь 2007, 07:41:28 »
У Софрония Сахарова много сказано о «молитве за весь мир», разве это молитва не «за всех»? Понятно, что этой молитвы достигают очень не многие, что ее дает сам Господь, но отрицать, что мы можем так молиться, я бы не стал. Приведу цитаты, конечно, они вырваны из контекста и лучше почитать саму книгу «Видеть Бога как он есть».

«Подвиг христианина в начале сосредотачивается внутри самого себя; но в своем завершении он становится молитвою за весь мир, за всего Адама. Первое движение любви идет к Богу; второе — к ближнему. Как к Богу Отцу любовь воплощенного Сына достигла своей абсолютности, так и к человеку Его любовь идет “до конца” (ср. Ин. 15, 10-15; 13, 1). И именно сие заповедано нам.»

«Блаженному Старцу Силуану была дана молитва за весь мир, как за самого себя. Да даст Господь всем и каждому узреть Свет такой молитвы, ибо чрез нее восстанавливается первозданный образ Человека. Кто не приближался к граням этих состояний, тот пусть не без страха и не без стыда дерзает называть себя христианином, сознавая до боли недостоинство на сие звание.»

«Влекомые Духом Бога к молитве за весь мир, к участию в молитве Господа в Гефсимании, мы вдруг видим в самих себе Божие чудо: внутрь нас восходит духовное солнце, имя которому “лицо” (персона). Это есть начало в нас новой формы бытия, уже бессмертного. Мы воспринимаем при этом не поверхностно, рассудочно, но в недрах нашего бытия Откровение Ипостасного принципа в Святой Троице. Нам предстает во Свете величайшая тайна Безначального Бытия: Бог Личный, Живой; Единый в Троице Лиц; Бог любви, единственно истинный.»

«Живой опыт персоны редко дается людям в этом мире: он приходит чрез христоподобную молитву за весь мир, как за “самого себя”, согласно с заповедью: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Мф. 12, 31). Вводимый действием Духа Святого в такую молитву — человек бытийно живет образ Триединства. В такой молитве переживается единосущие человеческого рода. В этой молитве раскрывается нам онтологический смысл “второй заповеди”: весь Адам становится единым Человеком — Человечеством.»

«Старцу Силуану в начале его монастырской жизни явил Себя Господь в великом Свете, как я пытаюсь описать сие событие в моей о нем книге. Тогда “познал он Бога Духом Святым”; тогда ему было дано насладиться “неописуемым Христовым смирением”, и он стал молиться за весь мир, как за самого себя. Нет нужды говорить, что это духовное состояние идет далеко за пределы человеческой этики; что ему, Старцу, дано было жить в сфере сего Света, дышать воздухом горнего мира.»

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22: 37-40). И когда по дару Свыше человеку бывает дано входить молитвою в подлинные измерения второй заповеди, тогда ему открываются новые горизонты, недомысленные в прежнем состоянии. В глубокой молитве за весь мир, как за “самого себя”, уподобляющей человека Христу Иисусу, молящегося в Гефсиманском саду, он реально живет все человечество, как единую жизнь, единую природу во множестве персон. От этой формы познания многоипостасного единства совершается переход к богословскому усвоению догмата о Единстве Святой Троицы.»

и др.
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2007, 08:45:46 от stas »
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #3 : 11 Октябрь 2007, 10:12:01 »
 Думается мне, что с возростанием в нас любви и сострадания к ближнему, меняет свое направление и молитва, обращаясь от себя, сначала на другого человека, выпрашивая ему Божье всепоможение, потом охватывает все больший круг людей, пока в конце концов не узришь в одном убогом- всех убогих, в одном болящем- всех болящих, в одном погибающем -всех погибающими....и молишься за всех.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #4 : 11 Октябрь 2007, 10:26:41 »
iunija, может быть и так. Мне по крайней мере еще очень далеко до этого.
У старца Софрония Сахарова даже приводится "формула" такой молитвы:
Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй нас и мир твой.
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #5 : 11 Октябрь 2007, 10:38:20 »

   Вообщето- это дар Божий, молиться за всех в сострадании и любви. Я по себе сужу, что когда меня просят помолиться за кого-нибудь,я не знаю, как это делать... и говорю, что помянуть перед Богом могу, но молиться,( отрешась от себя или как за себя )-не могу, не умею.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Молитва за весь мир
« Ответ #6 : 11 Октябрь 2007, 10:46:40 »
"Господи Иисусе Христе, Сыне божий, помилуй нас и мир твой."
И такой смысл надо по тихоньку приучать себя вкладывать в привычную нам молитву "Господи Иисусе Христе Сыне Божий Помилуй мя грешнаго", ибо мы часть человечества и мироздания. Глядишь, так и возрастем в Любви к ближнему.
:)

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #7 : 11 Октябрь 2007, 11:47:03 »
Alexander, являются ли молитвы «Отче наш» и «Господи, помилуй нас грешных» - молитвами за всех? Мне кажется, тут что-то другое. Нет противопоставления «я – мир», это не личная молитва о человечестве. Молишься сам, но со всеми.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #8 : 11 Октябрь 2007, 13:17:52 »
У Софрония Сахарова много сказано о «молитве за весь мир», разве это молитва не «за всех»? Понятно, что этой молитвы достигают очень не многие, что ее дает сам Господь, но отрицать, что мы можем так молиться, я бы не стал.


У нас уже был разговор об известной формуле прп.Силуана: Держи свой ум во аде и не отчаивайся. Мы говорили, что нельзя делать из нее схему для всех, но должны видеть в ней этап духовного становления (и духовной брани). Нельзя себя втискивать специально в состояние умственного ада!

Также и с молитвой за весь мир. Действенная молитва за весь мир (за всех) открывается тем, кто прошел через ад своей души. А кто не прошел... конечно же, он может желать - и в молитве - мир всему миру. Однако, напомню, что тот же прп.Силуан говорил: молиться за людей - это кровь проливать. Действенность молитвы начинается с невидимого (иногда и видимого) пролития собственной крови. Молитвенник за весь мир - мученик (в самом чистом - христианском - смысле).

Есть молитва личная, есть молитва соборная - и между ними нет противоречия. Также нет и противоречия между молитвой за себя (и своих близких) и молитвой за весь мир. Противоречия нет, но молитвы это разные. Как в соборной молитве, так и в молитве за весь мир не каждый может быть предстоятелем.

Alexander, являются ли молитвы «Отче наш» и «Господи, помилуй нас грешных» - молитвами за всех? Мне кажется, тут что-то другое. Нет противопоставления «я – мир», это не личная молитва о человечестве. Молишься сам, но со всеми.

Теперь о молитве "Отче наш". Эта молитва - прекрасный образец соединения молитвы за себя, за нас и за весь мир. В первой части молитвы мы просим Отца излить свою благодать (данную в Его Имени) на весь мир, земной и небесный, и утвердить в мире волей Своей Царство Божие. Мы просим Бога освятить небо и землю. Участие человека в этой просьбе еще как бы пассивно. Вторая часть "Отче наш" о духовном жизнеустройстве человека в его единстве с другими людьми, насколько это единство существует и насколько человек его осознает и принимает. Молитва "Отче наш" - молитва за весь мир!

Однако, в строгом смысле молитва за весь мир предполагает активное участие человека в несении тягот других людей - в отличие от пассивного. (Эти слова - активное и пассивное - использую условно, понимая под активным - сыновнее и действенное, а под пассивным - еще непроявленное, но стремящееся к проявлению, еще отчасти рабское и наемническое.)

Можно указать на метафизическое место и точку, отделяющее пассивное участие в молитве от активного. Это Голгофа и сораспятие. Активно молиться за весь мир могут только сораспятые со Христом. И подводит к мистическому кресту и возводит на него только Господь, и только Господь дает молитву за весь мир тому, кто проливает свою кровь за других людей.

И еще. Молитва за весь мир может твориться и в уединении, но на вершину такой молитвы указывает Господь и Его жизнь - сама жизнь должна стать молитвой, в гуще людей и событий, в земных делах и тревогах...

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #9 : 11 Октябрь 2007, 14:13:49 »
Мне кажется вообще путь к Богу, и путь умного делания не обходиться «без крови». Если мы ведем невидимую борьбу «за себя», мы проливаем кровь. Нас «ранят», бывают и «тяжелые ранения». Но есть «Лечебница» и есть «Врач».
яко немощен есмь

Aman

  • Сообщений: 31
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #10 : 11 Октябрь 2007, 14:34:39 »
И будут нас ранить до тех пор, пока вся кровь до последней капли не прольется к подножию креста, на котором распята наша душа...
Иначе бы врач чудным образом явился бы и исцелил Распятого...
Но Он прошел через смерть, через ад, чтобы победить их, и нам грешным дорогу указать.

Врач нужен, тогда, когда мы пытаемся слезть с креста возвращаясь к страстям привычным.

Maria

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #11 : 11 Октябрь 2007, 15:34:17 »
Alexander: «Теперь о молитве «Отче наш». Эта молитва - прекрасный образец соединения молитвы за себя, за нас и за весь мир.»
Молитва от множественного числа переживается как-то очень по-своему. Молитва становится общей, нашей. В одном (человеке) молятся все обо всех.     
Спасибо за форум!

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #12 : 12 Октябрь 2007, 14:43:06 »
«Держать свой ум во аде», это один из способов смирения, чтоб не впасть в гордость. Есть и другие способы о которых много говорится у отцов, например, считать себя хуже всех, считать что ничего не имеешь, ничего не достиг, считать себя новоначальным, и т.д. Пимен Великий говорил «где сатана, там и я буду». Как только начинаешь тщеславиться, мнить о себе что-либо, гордится - отходит благодать, атакуют бесы. Если мне не изменяет память, Антоний (Голынский-Михайловский) говорил, что тот кто победил гордость, тот нанес смертельную рану в главу змия… Многие подвижники боролись с этим до самой смерти, Господь давал им силы и терпение для этой борьбы.
яко немощен есмь

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #13 : 12 Октябрь 2007, 15:09:27 »
«Держать свой ум во аде», это один из способов смирения, чтоб не впасть в гордость.
Это не один из способов смирения. Без смирения не удержишь свой ум в аду.

Вообще, желание упростить огромность подвижнического опыта и низвести его до нескольких узнаваемых приемов и терминов говорит, как минимум, об отсутствии церковной культуры и бережного отношения к святоотеческому наследию.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Молитва за весь мир
« Ответ #14 : 12 Октябрь 2007, 15:27:14 »
И вот однажды сижу я в келлии ночью, и бесы нашли ко мне полная келлия. Молюсь усердно, — Господь отгонит их, но они снова приходят. Тогда встал я, чтобы сделать поклоны иконам, а бесы вокруг меня, и один впереди, так что я не могу сделать поклона иконам, а получилось бы, что я ему кланяюсь. Тогда я снова сел и говорю:

       «Господи, Ты видишь, что я хочу Тебе молиться чистым умом, но бесы мне не дают. Скажи, что должен я делать, чтобы отошли они от меня?»

       И был мне ответ от Господа в душе:

       «Горделивые всегда так страдают от бесов».

       Я говорю: «Господи, Ты Милостивый, знает Тебя душа моя; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя?»

       И отвечает мне Господь в душе:

       «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся».
====================================================================================
*Вообще, желание упростить огромность подвижнического опыта и низвести его до нескольких узнаваемых приемов и терминов говорит, как минимум, об отсутствии церковной культуры и бережного отношения к святоотеческому наследию.*

"духовное быдло"?  :-)

« Последнее редактирование: 12 Октябрь 2007, 15:50:05 от stas »
яко немощен есмь