Исихазм

Автор Тема: Богородничнее правило.  (Прочитано 17778 раз)

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Богородничнее правило.
« : 30 Октябрь 2007, 11:26:45 »
 Здравствуйте уважаемые формучане.Читает ли кто его из Вас? Из своего небольшого
опыта скажу, что мне это правило читать легче, чем Иисусову молитву. Причем читать её
стараюсь  в таком варианте: "Богородице Дево Радуйся, Благодатная Мария(или Благодати полная Мария), с Тобою Господь, благословенна ты между женами и Благословен плод чрева твоего Господь Иисус, ибо Ты Спасителя родила душ наших", по десяткам, между ними какие-нибудь молитвы Богородице. Вариант взят из католического розария. :-).  При чтение этой молитвы, чесно слово, уменьшается внутренная скорбь, теснота и ненависть к окружающим, наоборот на людей начинаешь смотреть доброжелательно. Иисусова молитва не дает мне такого "эффекта",наоборот теснота усиливается, возможно что в ней как-то зацикливаешься на себе, на своей греховности, своем я.

Ваше мнение, почему так?

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #1 : 30 Октябрь 2007, 11:59:06 »
Я cчитаю, что думая о грехах, надо также не забывать об изначальном Богоданном потенциале. Ведь не даром Господь сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48)

Богородичное правило очень полезно и хорошо - преп. Серафим Саровский советовал читать его как можно чаще. Важно не только какую молитву читаете, но и каково Ваше отношение к Матери и вера в Нее, открыто ли для Нее ваше сердце. А Иисусову молитву совсем не обязательно читать с окончанием "грешнаго" - иногда это может быть нужно, иногда нет (сейчас, кажись, полетят в меня камни :)) На Афоне не читают это последнее слово. Иногда бывают состояния, когда ни о своей греховности, ни о праведности, ни вобще о чем-либо думать уже не можешь, точнее не хочешь...

Кстати, по поводу умной молитвы - преп. Серафим наставлял в первой половине дня творить Иисусову молитву, а во второй молитву Матери, либо "Пресвятая Богородице, спаси нас", либо Архангельское Обрадование, либо еще чего-либо.

Ошибки прошлого надо исправлять, но привязанности же к прошлому - лучше отпустить - тогда и молитва намного легче будет идти, да и вобще. Точно также и наблюдать за собой и над собой работать надо, но не надо и замыкаться на себе.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #2 : 30 Октябрь 2007, 12:12:29 »
vostok,

Богородице Дево Радуйся очень хорошо читать на каждые десять Иисусовых Молитв. На православных четках есть даже специальные крестики для этого.
Наверное, если Богородица дает помощь, лучше сосредоточится на этой молитве. С другой стороны, теснота тоже нужна. На определенной стадии она разряжается плачем, слезами, может даже стонами, о чем писали подвижники. это как бы катарсис, выход из своей тесноты через покаяние перед Христом и осознание своей слабости и грешности на свободу благодати.

Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного.

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #3 : 30 Октябрь 2007, 12:39:49 »
Богородице Дево радуйся обрадованная Марие Господь с тобою, благословенна Ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко родила еси Христа Спаса избавителя душам нашим.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #4 : 30 Октябрь 2007, 13:08:16 »
А Иисусову молитву совсем не обязательно читать с окончанием "грешнаго" - иногда это может быть нужно, иногда нет (сейчас, кажись, полетят в меня камни :)) На Афоне не читают это последнее слово. Иногда бывают состояния, когда ни о своей греховности, ни о праведности, ни вобще о чем-либо думать уже не можешь, точнее не хочешь...

 Согласен с Вами. Мне кажется на молитве лучше состредоточить внимание на милосердии Божием явленным людям в Иисусе Христе,чуде Боговоплощении, чем на постоянном рассматривании своей греховности, иначе уныние неизбежно. Хотя почувствовать себя грешником тоже необходимо.

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #5 : 30 Октябрь 2007, 13:11:58 »
vostok,
Богородице Дево Радуйся очень хорошо читать на каждые десять Иисусовых Молитв.

 Может быть. Мне пока легче наоборот, Богородничное Правило "разбавлять" Иисусовой молитвой.
Лично мне симпатизирует католическая практика чтения розария, их организованное всеобщее чтения молитв Марии.

Спаси Господь.


iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #6 : 30 Октябрь 2007, 15:31:11 »
Цитировать
Иисусову молитву совсем не обязательно читать с окончанием "грешнаго" - иногда это может быть нужно, иногда нет (сейчас, кажись, полетят в меня камни ) На Афоне не читают это последнее слово. Иногда бывают состояния, когда ни о своей греховности, ни о праведности, ни вобще о чем-либо думать уже не можешь, точнее не хочешь...

  Сами слова " помилуй меня" говорят о человеке, что он чувствуя свою греховность и несостоятельность, просит о милости и прощении.
Я тоже опускаю слово"грешного(ную)".
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #7 : 30 Октябрь 2007, 16:03:57 »
  Сами слова " помилуй меня" говорят о человеке, что он чувствуя свою греховность и несостоятельность, просит о милости и прощении.
Я тоже опускаю слово"грешного(ную)".

Спаси Господь, iunija. Мне,лично, ближе в эти словах "помилуй меня" вкладывать смысл спасения

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #8 : 20 Февраль 2008, 15:20:43 »
А Иисусову молитву совсем не обязательно читать с окончанием "грешнаго" - иногда это может быть нужно, иногда нет (сейчас, кажись, полетят в меня камни :)) На Афоне не читают это последнее слово. Иногда бывают состояния, когда ни о своей греховности, ни о праведности, ни вобще о чем-либо думать уже не можешь, точнее не хочешь...

 Согласен с Вами. Мне кажется на молитве лучше состредоточить внимание на милосердии Божием явленным людям в Иисусе Христе,чуде Боговоплощении, чем на постоянном рассматривании своей греховности, иначе уныние неизбежно. Хотя почувствовать себя грешником тоже необходимо.


Простите Бога ради, но непонимаю я тут чегото. Не понимаю слов "... на молитве лучше  ..." и т.п. Читать не читать "гuрешнаго"...
Молитва - это же Ваше предстояние перед Господом, Ваша с ним беседа, Ваше к нему обращение, Ваш с ним разговор. Какое тут
лучше - хуже может быть? Вы молитвословите или молитесь? Если молитвословите - читайте хоть новости, хоть мурзилку.
Если молитесь - молитесь как чувствуете, лжи не должно быть, "поклоняться Отцу в духе и истине" заповедано, а не в виде
соблюдения ритуалов. Это конечно просто мое мнение. Но может поэтому и с причастием нелады, потому что отношение к нему
по типу "надобы и причаститься сходить". Да и читать правило ради правила - ИМХО тоже тропинка в другую сторону.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

vostok

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #9 : 20 Февраль 2008, 15:46:44 »
Слова молитвы - это не ритаул, и что и как "грешного" или без, имеет значение

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #10 : 20 Февраль 2008, 16:25:36 »
Это имеет значение ровно настолько, насколько эти слова для Вас
близки. Насколько Вы в состоянии пережить их истинность, а не повторить
чужую формулу ИМХО. А по постам и настроению мне почемуто кажеться
что Вы по какимто причинам бежите от Бога, и ищите спасения не в покаянии,
а в заступничестве тойже Богородицы. Не в рассмотрении своей грешности, а
в оправдании ее своей слабостью. Боитесь честно встать перед Богом со
своей молитвой и со своими словами. Но это только мое предположение,
вполне возможно ошибочное, Вы уж простите. Мне просто так показалось.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #11 : 20 Февраль 2008, 17:04:16 »
Цитата: vostok
возможно ... как-то зацикливаешься на себе, на своей греховности, своем я.

Согласен, бывает так.  Хватает великих грешников. Наверное, для Вас это пройденный этап.

Цитата: vostok
Мне кажется на молитве лучше состредоточить внимание на милосердии Божием явленным людям в Иисусе Христе,чуде Боговоплощении, чем на постоянном рассматривании своей греховности, иначе уныние неизбежно. Хотя почувствовать себя грешником тоже необходимо.

Я тоже думаю, что должна быть уравновешенность.

Alex-naon

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #12 : 20 Февраль 2008, 20:37:18 »
Цитировать
Простите Бога ради, но непонимаю я тут чегото. Не понимаю слов "... на молитве лучше  ..." и т.п. Читать не читать "гuрешнаго"...
Молитва - это же Ваше предстояние перед Господом, Ваша с ним беседа, Ваше к нему обращение, Ваш с ним разговор. Какое тут
лучше - хуже может быть? Вы молитвословите или молитесь? Если молитвословите - читайте хоть новости, хоть мурзилку.
Если молитесь - молитесь как чувствуете, лжи не должно быть, "поклоняться Отцу в духе и истине" заповедано, а не в виде
соблюдения ритуалов.

Rodion, у молитвы внешней чин должен быть, иначе это всё скатится в неопятидесятничье "прославление". Оскорбительное слово ритуал здесь не подходит. Не менее оскорбительно звучит "обряд". Всё по чину должно быть. Духа и истины нет в бесчинном служении.
За молитвъ святыхъ отецъ нашихъ Господи Iсусе Христе Сыне Божiй помилуй нас. Аминь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #13 : 21 Февраль 2008, 01:15:21 »

Расскажите подробнее, что это за "правило". Как его читают.

На последней исповеди как смогла рассказала, что со мной происходит (без употребления восточной терминологии). Священник сказал, что вошла туда, откуда назад уже не выйти. Нужно двигаться вперед. Когда заикнулась о молитве, он сказал взять дополнительное молитвенное правило. Сказал самой выбрать, какое. Он чего-то перечислял, плохо запомнила. Упоминал и Богородичное правило, какое читают миряне. Сказал, когда выберу (нужно вроде как примерить на себя) - его поставить в известность.

Из чего выбирать? Что он имел ввиду? Какие еще "правила" существуют? Иисусова молитва - это тоже "правило"?

константин

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Re: Богородничнее правило.
« Ответ #14 : 21 Февраль 2008, 06:30:49 »
МОЛИ΄ТВЕННОЕ ПРÁВИЛО состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот ритм необходим, ибо в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и по всяком большом и трудном деле, одного "вдохновения", "настроения" и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами п подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам - Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время Крестных страданий - строки из псалмов (Пс. 21, 2; 30, 6). Существует три основных М. П.:

1) полное М. П., рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в "Православном молитвослове";

2) краткое М. П., рассчитанное на всех верующих; утром: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Богородице Дево", "От сна восстав", "Помилуй мя, Боже", "Верую", "Боже, очисти", "К Тебе, Владыко", "Святый Ангеле", "Пресвятая Владычице", призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: "Царю Небесный", Трисвятое, "Отче наш", "Помилуй нас, Господи", "Боже вечный", "Благаго Царя", "Ангеле Христов", от "Взбранной Воеводе" до "Достойно есть"; эти молитвы содержатся в любом молитвослове;

3) краткое М. П. преподобного Серафима Саровского: три раза "Отче наш", три раза "Богородице Дево" и один раз "Верую" - для тех дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать М. П. нельзя. Даже если М. П. читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть, чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно перевести текст молитв для себя с церковнославянского языка на русский, чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. "Потрудись, - советует преподобный Никодим Святогорец, - не в молитвенный час, а в другое свободное время - обдумать и прочувствовать положенные молитвы. Сделав это, ты и во время молитвословия не встретишь никакого труда воспроизвести в себе содержание читаемой молитвы" ("Невидимая брань", с. 198). Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Святой Тихон Задонский поучает: "Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи" ("Плоть и дух". Собр. соч., т. 2, с. 89). Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Пастырь должен помочь своему духовному чаду выработать строгие правила молитвенной дисциплины и настоятельно рекомендовать придерживаться своего М. П.

Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела. В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому учители молитвы рекомендуют читать вечернее М. П. в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение М. П. вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва - это разновидность церковной, общественной (семья - своего рода "домашняя церковь") и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. "Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя", - говорится в начале Молитвослова.

Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса. Если во время чтения правила прорывается молитва своими словами, то, как говорит преподобный Никодим, "не попуская сему случаю пройти мимолетно, но остановись на нем" ("Невидимая брань", с. 200). Эту же мысль мы находим и у епископа Феофана: "Когда найдет сильное молитвенное чувство и разбивает чтение молитв, оставляй это чтение и давай простор этому чувству" (Письма к разным лицам, с. 289). Молитва - это, в первую очередь, духовный труд, потому не следует ожидать от нее немедленной "духовной услады". "Не ищи в молитве наслаждений, - пишет епископ Игнатий Брянчанинов, - они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение... Не ищи преждевременно высоких духовных состояний и молитвенных восторгов" (О молитве). Поиски постоянного духовного наслаждения есть скрытый вид эгоизма и стремления к духовному комфорту. Трудность молитвы - нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей - неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Об этом очень хорошо писал поэт А. К. Толстой: "Просить с верой у Бога, чтобы Он отстранил несчастье от любимого человека, - не есть бесплодное дело, как уверяют некоторые философы, признающие в молитве только способ поклоняться Богу, сообщаться с Ним и чувствовать Его присутствие. Прежде всего молитва производит прямое и сильное действие на душу человека, о котором ты молишься, так как, чем более вы приближаетесь к Богу, тем более вы становитесь независимыми от вашего тела, и потому душа ваша менее стеснена пространством и материей, которые отделяют ее от той души, за которую она молится. Я почти что убежден, что два человека, которые молились в одно время с одинаковой силой веры друг за друга, могли бы сообщаться между собой без всякой помощи материальной, вопреки отдалению... Как можем мы знать, до какой степени предопределены заранее события в жизни любимого человека? И если бы они были предоставлены всяким влияниям, какое влияние может быть сильнее, чем влияние души, приближающейся к Богу с горячим желанием, чтобы все обстоятельства содействовали счастью друга" (Собр. соч., т. 4, с. 40).

Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. "Не тотчас кидайся на обыденные дела, - учит преподобный Никодим, - и никогда не думай, что, совершив свое молитвенное правило, ты все окончил по отношению к Богу" ("Невидимая брань", с. 200). Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву, которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Помоги Вам Бог!