Но у сознания, с православной точки зрения, есть одно фундаментальное качественное свойство отличающее его от других тварных объектов - его фундаментальная свобода - не обусловленность состоянием системы ("Свобода есть необусловленность собственной природой" В. Лооский).
И все же, мне думается, количественное различие между сознаниями, скажем так, различных иерархий существует. Сознание Бога обладает большими возможностями, чем сознание архангелов, ангелов, человека. Я связываю это количественное различие с размерностью пространства состояний (гильбертова пространства) в котором сознание манипулирует энергиями. Сознание Бога более могущественно, поскольку может управлять бо'льшим числом степеней свободы. Сознание ангелов действует в пространстве состояний меньшей размерности, сознание человека – в еще меньшем. Однако сознание человека способно увеличивать, расширять пространство состояний, в котором оно становится активной действующей единицей и получает возможность регулировать, управлять ранее недоступными, дополнительными энергиями, “вовлеченными в драму бытия”.
Если провести сопоставление исихазма с физикой, я бы сказал, что с физической точки зрения исихазм направлен на то, чтобы расширить пространство состояний, а следовательно энергий, доступных нашему активному индивидуальному сознанию. «… борьба со страстями есть искусство управления множеством всех энергий человека».
Насчет фундаментальной свободы сознания, я бы сказал, что оно, действительно, необусловлено текущим состоянием системы и свободно, но в пределах того пространства состояний, которое соответствует данному уровню развития сознания.
Есть еще один вопрос, который затрагивался у нас на форуме. Существует ли в Православной церкви согласованное мнение насчет эволюции сознания Творца. Развивается или нет сознание Бога Отца? Казалось бы, такое развитие возможно, например, в результате «соработничества» человека с Богом, «диалогичности Богообщения».
Мне кажется именна эта свобода, как Бога так и тварных разумных существ, привносит декогеренцию в квантовую систему, иначе декогеренции неоткуда возникнуть.
Да, я тоже считаю, что Слово Творца запускает механизм декогеренции. Но мне думается, что здесь ситуация более сложная, скажем так, многоуровневая, многоплановая, поскольку и индивидуальное сознание других подсистем, на разных уровнях тварного мира, играют свою роль в процессе декогеренции.
Мне эта гипотеза самопроизвольной недетерминированной редукции волновой функции всегда не нравилась. Да и все теории самоорганизации мира из хаоса с уменьшающейся энтропией, якобы обусловленной влиянием гравитационных сил, мне не кажутся убедительными.
Здесь я с Вами полностью солидарен
Бог вступают в конкретное взаимодействие с тварным миром не то чтобы порциями, но свободно и необусловлено (непредсказуемо), будучи Сам свободным и ничем необусловленным.
Да, в такой трактовке это близко к моему пониманию.
Поскольку физика и православие никогда не соприкасались ранее, одни и те же понятия зачастую имеют разный смысл, поэтому следует уточнять понятия и их значения.
Согласен, я тоже испытываю некоторые затруднения, когда использую тот или иной богословский термин, поскольку не всегда уверен, что правильно понимаю его смысл.
В православии нетварная энергия - это не просто "энергия, не имеющая материального носителя, не передающаяся при помощи физических полей", это прежде всего энергия исходящая непосредственно от Бога - триипостасного свбодного нематериального Духа. Вполне возможно что взаимодействие тварного и нетварного проявляется в частности через нелокальные квантовые корреляции.
Я думаю, что здесь вполне реально найти согласие и соответствие между физическими представлениями и православными канонами. Для этого необходим только диалог, даже не придется делать никаких отступлений, нужно, действительно, просто согласовать терминологию.
Отрадно видеть что физика уже не противопоставляет себя религии, а пытается найти точки соприкосновения. В конце концов область духовного - это часть реальности (и для нас гораздо более важная его часть!).
К сожалению, пока не сама физика, а, скорее, отдельные физики на свой страх и риск. Но, с другой стороны, физика и делается отдельными физиками, и если они сами не будут обращаться к этим вопросам, то ничего и не изменится.
Меня смущает еще такой момент, что пока с другой стороны нет ответного движения навстречу. Мои робкие попытки наладить диалог пока не находят понимания. В этом плане более раскованы и восприимчивы различные новомодные эзотерические школы. Хотя наука является достоянием всего общества, и ее результаты с таким же успехом могла бы использовать Церковь. Я понимаю, что это вполне нормально, поскольку инерция у церковных институтов и должна быть больше, но насколько больше? Я, например, был бы рад более широко представить на страницах нашего журнала серьезных православных авторов, но пока не получается…