Исихазм

Автор Тема: Невеста Духа Господа  (Прочитано 14601 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #15 : 07 Октябрь 2008, 14:00:00 »
Не дадим телу насыщаться, чтобы страсти, свойственные ему, не предъявили своих требований, чтобы тело покорилось душе, а душа покорилась уму и сделалась невестой непорочной. Придя в это состояние, она призывает к себе Жениха: да сойдет Брат мой в виноградник Свой и да ест от плодов Своих (82, 211).

Душе дана воля не допускать органы чувств до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и постыдного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых. Преподобный авва Исаия (34, 24).

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #16 : 07 Октябрь 2008, 14:04:05 »
"Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой". Святитель Григорий Нисский (23, 267).

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #17 : 08 Октябрь 2008, 07:34:50 »
Svetlana, простите, если не много не впопад. Меня в свое время "поразила" вот эта молитва: http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon_m.htm Мне кажется особенно последние строки в ней "переплетаются"  с вашей темой.
яко немощен есмь

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #18 : 08 Октябрь 2008, 07:38:57 »
Хорошая молитва,  эмоциональная, кстати.

варюшка

  • Гость
Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #19 : 08 Октябрь 2008, 08:15:52 »
а я не люблю на русском.  :oops:
все равно он ц-славянского ниже в сотни раз.
опрощенный и есть опрощенный...ц-с - таинство разговора сердца

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #20 : 08 Октябрь 2008, 15:26:35 »
варюшка:
Цитировать
я не люблю на русском... 

Эта тема конечно не для обсуждения ц.-с. языка, но тогда приведите что-нибудь из православного предания на ц.-с., то что вы считаете, вписывается в рамки данной темы.
яко немощен есмь

варюшка

  • Гость
Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #21 : 08 Октябрь 2008, 20:37:18 »
попробую (шрифт увы!):
"Коль возлюбленная селения Твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе Живе. Ибо птица обрете себе храмину , и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя: олтари Твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому Твоем.."

"Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. возжада душа моя к  Богу крепкому , живому: когда прииду и явлюся лицу Божию..."

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #22 : 08 Октябрь 2008, 21:35:45 »
Спасибо

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #23 : 21 Январь 2009, 10:31:49 »
Maska писала:

Если же рассматривать с точки зрения личностных отношений  союз Христа и Церкви -  второй личностью этого союза выступает Богородица.

Цитирую Лосского:


Цитата: Лосский
если мы обратимся к образу единения Христа с Церковью у апостола Павла, к образу единения супругов, мы должны будем удостовериться в том, что Христос есть Глава Своего Тела, Глава Церкви в том же смысле, в каком муж есть глава единого тела обоих супругов в браке - "двое в плоть едину"

В этом таинственном союзе /Христа и Церкви/ единое тело, природа, общая двум, получает ипостась Жениха: Церковь есть "Церковь Христова". Но тем не менее она остается второй личностью этого союза, покорной Жениху, и от Него, как Невеста, отличной.

Мы неизбежно должны спросить себя - какова же эта другая личность, личность Церкви, отличная от личности своего Главы? Кто же Невеста в этом союзе "в плоть едину". Какова собственная ипостась Церкви?

У Церкви есть собственная ипостась, ипостась тварная, само сердце Церкви, одна из ее наиболее сокровенных тайн, ее мистическое средоточие, ее совершенство, уже осуществившееся в одной человеческой личности, полностью соединенной с Богом и не подлежащей ни воскресению, ни суду. Эта личность - Дева Мария, Матерь Божия, Та, что дала Свое человечество Слову и родила Бога, ставшего человеком. Та, что добровольно стала возможностью, средством к воплощению, осуществленному в Ее природе, очищенной Духом Святым.

Но Святой Дух сошел еще раз на Пресвятую Деву в день Пятидесятницы... и пречистая природа, носившая в Себе Слово, вошла в совершенное единство с Божеством в личности Матери Божией... смерть больше не имела над Ней власти; как и Ее Сын, Она воскресла и взошла на небо, - первая человеческая ипостась, осуществившая в Себе конечную цель, ради которой был создан мир.

Таким образом Церковь и вся вселенная имеют отныне свое завершение, свое личное совершенство, открывающее путь к обожению всей твари.

Святой Григорий Палама в своих беседах, посвященных Пресвятой Деве Марии, видит в Божией Матери тварную личность, соединяющую в Себе все совершенства тварные и нетварные, абсолютное осуществление красоты мироздания. Матерь Божия по словам этого учителя Церкви, есть "грань тварного и нетварного" . Она перешла грань, отделяющую нас от будущего века. Поэтому, свободная от условий времени, Дева Мария является причиной того, что Ей предшествовало; Она одновременно главенствует над тем, что наступило после Нее. Она дарует вечные блага. Именно через Нее люди и ангелы получают благодать. Ни один дар не принимается в Церкви без помощи Божией Матери - Начала Церкви прославленной. Как достигшая предела становления, Она главенствует над судьбами Церкви и вселенной, которые еще раскрываются во времени".



В данной теме есть цитаты из святых отцов, противоречащие вашему пониманию.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #24 : 22 Январь 2009, 05:09:45 »
Цитата: Преподобный авва Исаия
Не дадим телу насыщаться, чтобы страсти, свойственные ему, не предъявили своих требований, чтобы тело покорилось душе, а душа покорилась уму и сделалась невестой непорочной. Придя в это состояние, она призывает к себе Жениха: да сойдет Брат мой в виноградник Свой и да ест от плодов Своих

Цитата: Святитель Григорий Нисский
"Душа, услышавшая слово Божие и соуслаждаемая с Богом, да воздвигнет себя, и да возбудится в любовь вожделенного Господа, и да возгорится в любовь Жениха."

Цитата: Svetlana
В мире ином нам предстоит союз со Христом, ибо душа является невестой Христовой.

Я не знаю, Светлана, не констатирую ничего окончательно. Это вопрос, который для меня пока не ясен.

Если сопоставить ваши слова и вышеприведенные цитаты, то вижу различие.
В цитатах Св.Отцов говорится о душе, а не о себе лично, как цельности. Тут отстранение и взгляд на душу со стороны.

Мне самой непонятно, почему я в своих молитвенном делании не могу представить себя Невестой Христовой (даже потенциально). Душу свою могу, а себя лично нет. У меня не вызывает отторжения мысль о собственной душе, предстоящей Господу, а вот себя в этом качестве не вижу.

А вы не ощущаете разницы?

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #25 : 22 Январь 2009, 05:19:17 »
Светлана, а вы не думаете, что опыт Причастия, как Таинства единения с Плотью  Христа (который православные имеют, а протестаны - нет) - что этот опыт влияет  на восприятие личных отношений с Господом?

Кстати, название темы сформулировано тонко и значимо: "Невеста Духа Господа".

Невестой Духа может быть наша душа. Но не мы сами (не знаю почему, может ошибаюсь).
« Последнее редактирование: 22 Январь 2009, 05:36:30 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #26 : 22 Январь 2009, 05:53:52 »
Почему-то хочется дать цитату из Максима Исповедника. Тут, конечно, не прямо о душе, но о каком-то принципе нового бытия, который и души коснется.

Цитировать

"Бог через [Свой] Промысел уподобляет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с [присущим им] по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественнодвижушимися и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного различия по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцался у всех, не будучи разделяем способами [осуществления] тех, в ком он равно сказывается, и пока Он не покажет действенной обоживающую всех благодать."


Душа (которая по Отцам - Невеста Господа) - может это та, которая "не имеет различия по отношению к общему виду, в которой мы тождественнодвижущиеся и созвучные друг другу и целому".

Может быть наша совокупная душа? Может ли восстановиться единство природы, сейчас разъятое на части и присвоенное индивидами?

Простите за невнятность мыслей.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #27 : 22 Январь 2009, 10:32:54 »
Maska  вы и есть душа. А плоть ваша - это Храм Бога Живого.

http://www1.pravmir.ru/2006/12/07/svyataya-velikomuchenica-ekaterina-nevesta-xristova/

Святая великомученица Екатерина - невеста Христова

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #28 : 22 Январь 2009, 10:47:00 »
Maska  интересно, а как это вы представляете себя отдельно от своей души? Сие представление, как мне кажется, присуще только людям неверующим, живущим по плоти, и то, далеко не всем.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Невеста Духа Господа
« Ответ #29 : 22 Январь 2009, 11:25:21 »
Светлана, а вы не думаете, что опыт Причастия, как Таинства единения с Плотью  Христа (который православные имеют, а протестаны - нет) - что этот опыт влияет  на восприятие личных отношений с Господом?




В чем различие причастия у протестантов и православных? Или вы считаете, что протестанты не причащаются вовсе?

Хотя, различия, видимо, есть. В акцентах.
"Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
  и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
  Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.   Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.  "
Этот отрывок зачитывается перед причастием у протестантов. Акцент делается на воспоминание крестных мук, за нас грешных.
В православии же, если я правильно понимаю, делается акцент на причастность верующего к ПЛОТИ  и крови Христовой. Плоти - выделила специально.
Помимо того, в протестантизме достаточно хорошо разработана тема : плотские, душевные, и духовные христиане. Еще одно различие : в православии рассматривается обожение всего человека, включая плоть, отсюда поклонение мощам.
В протестнтизме плоть не наследует Царствия Небесного, но только душа и дух.
Это такой сравнительный анализ. Без моего личного мнения, что лучше, что хуже.
« Последнее редактирование: 22 Январь 2009, 11:52:20 от Svetlana »