Спасибо всем, кто откликнулся.
Мне кажется, что наши представления о духовном руководстве в основном сводятся к "направлению" и "ограждению". Вне зависимости от того, есть ли у нас духовник или же мы идем без него.
Да, система "направления" и "ограждения" важна - не только во внешнем, но и во внутреннем делании.
Но ведь должно быть еще что-то! Что-то неизмеримо более важное. Но что?
Господь дал нам свободу, а свобода - это тяжкий крест. Это постоянный выбор - в каждое мгновение нашей жизни. И это, быть может, одно из главных отличий христианства от других религий.
Мы же убиваем эту свободу. Убиваем разными способами. Умиляемся христианской аскетике или восторгаемся "практиками" (и христианскими и иными) или еще что-то... Но все сводится к одному: берется нечто, органичное для иной системы жизни, и перетаскивается в нашу жизнь. По частям. Либо это сводится к жизни по-принципу "как батюшка благословит" (от молитвы Иисусовой до покупки носков). Либо к поеданию винегрета собственного изготовления из "практик", "откровений", "святоотеческих наставлений"... - та же самая система "санкций", только не такая явная.
Создается впечатление, что все это становится отцеживанием комаров при разгуливающих рядом и не замечаемых нами верблюдах.
Здесь нет конфликта между "отвержением себя" и "самостью", между жизнью в "тисках догм" и "свободой поиска" - это что-то другое.
Вот сейчас осталась вертикаль. Пастыри и пасомые - большие и малые, плохие и хорошие, формальные и неформальные, люди и книги. "Отцы и чада".
Мы - индивидуумы, обращающиеся либо к "батюшке", либо "напрямую к Богу", либо и так и сяк (по обстоятельствам). В надежде, что нас (или кого-то) вразумят, направят, оградят... И эта надежда правильная, но...
Но нет горизонтали -"братьев и сестер".
Извините, что так сумбурно излагаю, мне самому многое неясно.