Вот цитата
Св. Григория Паламы (Триады-II, 23):
Как действием рассуждающей способности души мы хвалим и осуждаем, согласно мудрому Синесию, и отдаваться божественным созерцаниям, воссылать Богу славу и хвалу и прилепляться к Нему неослабной памятью не значит умерщвлять разумную силу, а наоборот, как раз в этом настоящая жизнь и истинная энергия ума, точно так же любовники Прекрасного не умерщвляют страстную способность и не запирают ее в себе бездейственной и неподвижной, потому что им тогда будет нечем любить добро и ненавидеть зло, нечем отчуждаться от порока и привязываться к Богу. Они уничтожают только расположенность этой силы к злу, полностью превращая ее в любовь к Богу, по первой и великой заповеди: «Люби Господа Бога твоего всей крепостью твоей», то есть всей силой. Какой всей силой? Ясно, что страстной; ведь она и есть то в душе, что способно любить. Придя в такое состояние, она поднимает над землей и устремляет к Богу и другие душевные силы; придя в такое состояние, она придает молитве чистоту и не только не затемняет ум, но и помогает ему благодаря памяти о Боге вечно хранить Его в себе; придя в такое состояние, она дает страдающим за истинно Желанного пренебрегать плотью и легче переносить телесную скорбь, потому что когда их страстной силой безраздельно овладевает волшебство божественной любви, они как бы выступают из плоти в молитвенном и любовном общении с Божиим Духом и ощущают все плотские страсти лишь насколько это нужно для их распознания.
Здесь я віделил подчеркиванием фразы о силах души, к которым относится и воображение. Ключевой фразрй, на мой взгляд, является изречение Святого о преображении страсти (или силы души) в любовь к Богу. В контексте этих высказываний приходит мысль о том, о чем говорили многие Святые, а именно - о том, что Древо познания добра и зла насажено в Раю промыслительно, но Адам вкусил плод
преждевременно (об этом, например, упоминает Св. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым). Не будучи окрепшим в Божией любви, он потерял благодать и предпочел запретный плод любви Божией. Именно предпочел. Лукавый змий всеял в него антагонистическое сознание - пагубную и ложную мысль о противопоставлении твари и творца. Адам не смог преодолеть эту грань, которую стер Новый Адам Богочеловек Иисус Христос, объединивший неслиянно эти две ипостаси.
Воображение как сила души (в том числе и в согласии со Св. Григорием Паламой, и с неизвестным отрывком из "Невидимой брани" -
Re: О видах молитвы Ответ #43 : 06 Мая 2008, 22:08:35 ) дана челоовеку во благо, но правильно пользоваться ей может научить только Победивший смерть - Спаситель Иисус Христос. Только Им можно объединить казалось бы несоединимое.
Мне кажется, что в этом - сущность безмолвия и Иисусовой молитвы. Как бы уходя от мира во всех его проявлениях, уединяясь в сердце и таясь (как-бы) даже от самого себя, человек вначале предпочитает всему тварному Единого (в отличие от Адама, который пренебрег Единым в угоду твари), а затем, очистившись, обретает все во Христе.