Исихазм

Автор Тема: Воображение, чувство и образное мышление  (Прочитано 96755 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Продолжение темы "О видах молитвы" с сообщения: http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg30447#msg30447
---


Serge, приветствую Вас на форуме и хочу, прежде всего, поблагодарить за Ваше сообщение. Правильно заданы вопросы и расставлены акценты.

Что такое воображение, которое в святоотеческой лит-ре именуется, в основном, понятием φαντασια ? Какова природа воображения? Как воображение связано с чувственной областью человека. Как оно связано с мыслительной деятельностью? Какова функция образного мышления в духовном становлении?

Задаешься этими вопросами, обращаешься к Отцам, но не можешь провести ту грань, где начинается потеря внутренних ориентиров и соскальзывание с пути. В итоге – непопадание в цель, грех.

В самом деле, вопрос вопросов, который даже по неоднозначности  мнений у Отцов, сложнее вопроса свободы и человеческой воли.

Предлагаю для начала открыть новую тему, которую, может быть, обозначить как "воображение, чувство и образное мышление", поскольку эти три понятия связаны неразрывно в данном внутреннем процессе.

Попробую быть сегодня в теме, насколько позволит мне время.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Предлагаю для начала открыть новую тему, которую, может быть, обозначить как "воображение, чувство и образное мышление", поскольку эти три понятия связаны неразрывно в данном внутреннем процессе.
Очень важный вопрос - наконец-то!
Igor, Вы говорите "чувство" подразумевая "ощущение" или "эмоцию"? В любом случае мне кажется, что уместно было бы добавить недостающий термин к рассматриваемым.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

 
Предлагаю для начала открыть новую тему, которую, может быть, обозначить как "воображение, чувство и образное мышление", поскольку эти три понятия связаны неразрывно в данном внутреннем процессе.
Очень важный вопрос - наконец-то!
Igor, Вы говорите "чувство" подразумевая "ощущение" или "эмоцию"? В любом случае мне кажется, что уместно было бы добавить недостающий термин к рассматриваемым.
Gior, под чувством имел в виду всю сферу чувств, нарочито не разбвая ее, чтобы не уходить от главного - воображения. Может быть, и надо было обозначить как сфера чувств, чувственная область.
А у нас, как помнится, уже были дискуссии по поводу чувства и ощущения. :-)

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Igor, спасибо за поддержку!
Очень рад, что открыта эта тема.

Очень правильно сказано:
Цитировать
Задаешься этими вопросами, обращаешься к Отцам, но не можешь провести ту грань, где начинается потеря внутренних ориентиров и соскальзывание с пути. В итоге – непопадание в цель, грех.

В самом деле, вопрос вопросов, который даже по неоднозначности  мнений у Отцов, сложнее вопроса свободы и человеческой воли.

Думаю, что в этом свете главный вопрос, который волнует лично меня, - это вопрос адекватности переводов и трактовок святоотеческой литературы, который я затронул в письме, о котором упомянул уважаемый Администратор Re: О видах молитвы Ответ #43 : 06 Мая 2008, 22:08:35
Цитировать
Мне пришло по почте вот такое письмо:

Обращаюсь к Вам с весьма беспокоящей меня проблемой. Лет 10 назад я прочел книгу Никодима Святогорца "Невидимая брань"
Чрезвычайно трудными для понимания оказались следующие слова (цитата):

Знай, что по святому Максиму, великому богослову, и первозданный Адам создан от Бога не воображательным. Ум его, чистый и безвидный, будучи и в деятельности своей умом, не принимал сам вида или образа от воздействия чувств или от образов вещей чувственных; но, не употребляя этой низшей силы воображения и не воображая ни очертания, ни вида, ни размера, ни цвета сих вещей, высшею силою души, то есть мыслию, чисто, невещественно и духовно созерцал одни чистые идеи вещей, или их значения мысленные.
и далее по тексту.Тк что пока для меня вопрос - остался. Неведомый источник Св. Максима и вольная, по всей видимости, трактовка Св. Феофана, так и остались непонятными или недопонятыми.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля


А у нас, как помнится, уже были дискуссии по поводу чувства и ощущения. :-)
Было, но немного в другом контексте если не ошибаюсь :)

Если я правильно понимаю, слово "воображение" происходит от "образа" (по крайней мере, в европейских языках так - imagination/imago). Это творческая способность, способность (как минимум) придавать облик и таким образом, как мне кажется, стоит отдельно от мышления и чувствования которые являются способностями восприятия.
Одна из опасностей воображения в том, что оно конкретизирует мысль (реже чувство) и придав ей облик, с одной стороны создает возможность большей определенности, а с другой, как результат естественной ограниченности набора составных элементов, удаляет из поля зрения некоторые аспекты. Пока я помню о присущей образу воображения "усеченности" - все в порядке, но стоит мне забыть об этом и возникает опасность подмены.
Если я прав, то функция образного мышления  в духовном становлении весьма важна, но не незаменима (подобно возможности записи мат. выражений формулами - гениальный математик может видеть решение непосредственно и будет принужден воспользоваться формулами только для передачи своего прозрения другому). Так же отсюда следует важность обладания богатым набором представлений, которые тут играют роль слов т.о. позволяя создавать более полные и точные образы.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Serge:
Цитировать
Неведомый источник Св. Максима и вольная, по всей видимости, трактовка Св. Феофана, так и остались непонятными или недопонятыми.
Попытаюсь по мере возможностей найти Никодима Агиорита на греческом. Может быть, там есть и сноска на Максима.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Gior:
 
Цитировать
Если я правильно понимаю, слово "воображение" происходит от "образа" (по крайней мере, в европейских языках так - imagination/imago).

Если провести небольшой лингвистический анализ понятия воображение у древних, то в В.З. мы его не найдем. Он говорит о сне как мечте или сонных грезах (halom), говорит об образах (zelem – как и в Быт. 1, 26), которые могут быть и ложными.

Эллины и римляне имели понятие воображение – у римлян imaginatio, которые не имели негативного значения, а для ложных представлений имелись слова – φαντασμα  и  illusio.

Интересно, что корневая основа φαντασια  - φαν-  и родственна с φανος – ясный, светлый, явный.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Gior:  
Цитировать
Одна из опасностей воображения в том, что оно конкретизирует мысль (реже чувство) и придав ей облик, с одной стороны создает возможность большей определенности, а с другой, как результат естественной ограниченности набора составных элементов, удаляет из поля зрения некоторые аспекты.
Аристотель называл воображение пассивным умом, полностью зависимым от отпечатков, заносимых внутрь пятерицею чувств.
Цитировать
Если я прав, то функция образного мышления  в духовном становлении весьма важна, но не незаменима.
Притчи Спасителя - это же тоже пример образного мышления. Или как?

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Если провести небольшой лингвистический анализ понятия воображение у древних, то в В.З. мы его не найдем. Он говорит о сне как мечте или сонных грезах (halom), говорит об образах (zelem – как и в Быт. 1, 26), которые могут быть и ложными.
Спасибо - очень интересно!
Но разве образы (zelem) не есть продукт образо-творчества? Другое дело, что они могут восприниматься как нечто объективное, внечеловеческое.

Цитировать
Эллины и римляне имели понятие воображение – у римлян imaginatio, которые не имели негативного значения, а для ложных представлений имелись слова – φαντασμα  и  illusio.
Извините, а для положительных смыслов греки тоже пользовались imaginatio?

Цитировать
Интересно, что корневая основа φαντασια  - φαν-  и родственна с φανος – ясный, светлый, явный.
Действительно интересно! Как по Вашему - не может ли это быть связано о с относительно поздним смещением значения слова φαντασμα?

Цитировать
Аристотель называл воображение пассивным умом, полностью зависимым от отпечатков, заносимых внутрь пятерицею чувств.
:-)

Цитировать
Притчи Спасителя - это же тоже пример образного мышления. Или как?
Честно говоря, я использовал понятие образности в более специальном смысле... Не знаю. Наверно можно сказать и так, но мне кажется, что язык притч это еще нечто другое.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Вот цитата Св. Григория Паламы (Триады-II, 23):
Цитировать
Как действием рассуждающей способности души мы хвалим и осуждаем, согласно мудрому Синесию, и отдаваться божественным созерцаниям, воссылать Богу славу и хвалу и прилепляться к Нему неослабной памятью не значит умерщвлять разумную силу, а наоборот, как раз в этом настоящая жизнь и истинная энергия ума, точно так же любовники Прекрасного не умерщвляют страстную способность и не запирают ее в себе бездейственной и неподвижной, потому что им тогда будет нечем любить добро и ненавидеть зло, нечем отчуждаться от порока и привязываться к Богу. Они уничтожают только расположенность этой силы к злу, полностью превращая ее в любовь к Богу, по первой и великой заповеди: «Люби Господа Бога твоего всей крепостью твоей», то есть всей силой. Какой всей силой? Ясно, что страстной; ведь она и есть то в душе, что способно любить. Придя в такое состояние, она поднимает над землей и устремляет к Богу и другие душевные силы; придя в такое состояние, она придает молитве чистоту и не только не затемняет ум, но и помогает ему благодаря памяти о Боге вечно хранить Его в себе; придя в такое состояние, она дает страдающим за истинно Желанного пренебрегать плотью и легче переносить телесную скорбь, потому что когда их страстной силой безраздельно овладевает волшебство божественной любви, они как бы выступают из плоти в молитвенном и любовном общении с Божиим Духом и ощущают все плотские страсти лишь насколько это нужно для их распознания.

Здесь я віделил подчеркиванием фразы о силах души, к которым относится и воображение. Ключевой фразрй, на мой взгляд, является изречение Святого о преображении страсти (или силы души) в любовь к Богу. В контексте этих высказываний приходит мысль о том, о чем говорили многие Святые, а именно - о том, что Древо познания добра и зла насажено в Раю промыслительно, но Адам вкусил плод преждевременно (об этом, например, упоминает Св. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым). Не будучи окрепшим в Божией любви, он потерял благодать и предпочел запретный плод любви Божией. Именно предпочел. Лукавый змий всеял в него антагонистическое сознание - пагубную и ложную мысль о противопоставлении твари и творца. Адам не смог преодолеть эту грань, которую стер Новый Адам Богочеловек Иисус Христос, объединивший неслиянно эти две ипостаси.

Воображение как сила души (в том числе и в согласии со Св. Григорием Паламой, и с неизвестным отрывком из "Невидимой брани" - Re: О видах молитвы  Ответ #43 : 06 Мая 2008, 22:08:35 ) дана челоовеку во благо, но правильно пользоваться ей может научить только Победивший смерть - Спаситель Иисус Христос. Только Им можно объединить казалось бы несоединимое.
Мне кажется, что в этом - сущность безмолвия и Иисусовой молитвы. Как бы уходя от мира во всех его проявлениях, уединяясь в сердце и таясь (как-бы) даже от самого себя, человек вначале предпочитает всему тварному Единого (в отличие от Адама, который пренебрег Единым в угоду твари), а затем, очистившись, обретает все во Христе.

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

В нашем случае Древом познания добра и зла есть воображение, которое в обремененном грубыми страстями уме (Адаме) влечет душу к земле, чистый же ум (Иисус Христос) наполняет его блистаниями Небесной красоты.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Сейчас оказался заваленным работой, так что не могу быть все время в теме.
 
Григорий Палама:
Цитировать
Они [любовники Прекрасного] уничтожают только расположенность этой силы к злу, полностью превращая ее в любовь к Богу.

И по Максиму Исповеднику, раздражительная сила (θυμος), вожделевательная (επιθυμια), воображательная (φαντασια), предназначенные для движения человека к Богу, у демонов превращаются в  "раздражительность безрассудную, вожделевательность безумную, фантазию опрометчивую" (где-то в 1-й сотнице).

По Максиму получается так, что и θυμος, и επιθυμια наличествовали уже в Адаме. Об этом у него есть рассуждения прямые и косвенные в разных трудах. Первая – ревность по Богу, вторая – вожделение Бога. Епифанович тоже на это указывает.

По аналогии напрашивается к этим двум и  φαντασια, а также и память (μνημη). Но все же хочется найти у него рассуждения об изначальной (девственной) функциональности воображения.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Igor, а не могли бы Вы дать примерные соответствия этим силам в современных психологических терминах? Во избежание... :roll:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Gior хороший вопрос задал.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И по Максиму Исповеднику, раздражительная сила (θυμος), вожделевательная (επιθυμια), воображательная (φαντασια), предназначенные для движения человека к Богу, у демонов превращаются в  "раздражительность безрассудную, вожделевательность безумную, фантазию опрометчивую" (где-то в 1-й сотнице).

Хочу заметить, что безрассудство, безумность и опрометчивость демонов нужно понимать в том смысле, что их силы направлены на противостояние с Богом. Рассудительность же, ум и умение воображать (и создавать иллюзию) их намного превышают человеческие...