stas Сегодня в 06:54:50... есть память, которая запоминает и хранит информацию в клетках головного мозга, есть память души, и есть память духа. Наверняка есть еще и другие источники информации, которые могут быть доступны нашему уму...
Насчет "клеток головного мозга", то это - безусловный факт. Поскольку человек состоит из души и тела, то силы души имеют свои т.с. "аналоги" в теле. И я бы не стал разделять мозг и ум - мне представляется, что процессы, происходящие в мозгу, движимы умом. А вот насчет
памяти души и памяти духа ... ну, да, существует еще и мышечная память, и осязательная, и слуховая. Но это все, так сказать, диалектика. Но существует еще сердце, которое (по Св. Отцам) есть некий центр, в котором все собирается ("из сердца исходят помышления...").
Сердце человека - это его жизнь, и то, чем живет человек, накапливается в его сердце. И здесь (в механизме запоминания), на мой взгляд, ведущую роль играют наши ощущения, желания, чувства или эмоции - они регулируют, в какой степени информация нами запоминается, какая информация запоминается и как. И для меня важно - именно это.
Св. Отцы говорят об очищении чувств - это (как мне видится) едва ли не главное отличие православного вероучения от инославного. Мы говорим не о юридической ответственности за грех, но о преображении наших чувств, о
реальном отвращении от греховного (нам оно становится
омерзительным) и
реальной любви к Богу и ближнему, ко всему святому, чистому, божественному, которое становится для нас
желанным и жизненно необходимым. Можно ведь и не делать греха, но в душе желать его.
"Память" необходимо очищать для того чтобы наш и без того не совершенный ум и воображение не смешивал "чистые" образы и информацию с искаженными и поврежденными.
Только каким образом "несовершенный ум" будет очищать память (иначе чем же ее и очищать-то?)
Ведь он "несовершенный"?
Ум (по Св. Отцам) - владыка всего в человеке. Злая, греховная человеческая воля - именно она есть камень преткновения в вопросах борьбы добра и зла в человеке. На мой взгляд, напротив, мы должны направлять свою волю (ум) на то, чтобы очищать чувства от привнесенного грехом.
Второй вопрос: могут ли "несовершенный ум и воображение" воспринимать "чистые образы", как выходит из вашего рассуждения? Может быть, вернее было бы говорить не об искажении или повреждении образов, а об искажении нашего восприятия, как уже было высказано на нашем форуме? Например, раньше я смотрел на какого-то своего знакомого - и душа моя возмущалась завистью или гневом (в таких случаях люди иногда говорят: "Глаза бы мои его не видели" - и стремятся "выскоблить" из своей памяти его образ). Но теперь я смотрю на него - и радуюсь, потому что духовник и усердная молитва помогли мне освободиться от гнусных страстей гнева и зависти.
Образ остался - а душа очистилась.