Итак, возвращаясь к приведенному абзацу 26-й главы "Невидимой брани" (у Лоренцо Скуполи ее нет, см. англ. пер.:
http://www.catholictradition.org/Classics/combat.htm ), мы не забываем, что рассматривается воображение "систатического" Адама. В основном, Отцы разбирают наше насущное "катастатическое" состояние. А два высших состояния … Тут даже и святые признавались, что знают лишь
"отчасти" (1 Кор. 13,9), лишь
"гадательно" (1 Кор. 13, 12).
До самого оригинала "Невидимой брани" так еще и не дошел. Но складывается впечатление после (не до конца! ) перелистанного Максима (а у меня есть возможность листать его не только в известных русских переводах), что у Никодима это не цитата, а парафраз Максима, может быть даже искаженный в парафразе Феофана Затворника. Понятно, к примеру, что Максим всегда говорил о "логосах вещей", используя не платоновский, а аристотелевский язык. Тем не менее, мысль Максима, которого Никодим любил, все же просматривается.
По Максиму, ум – это сила (δυναμις) душа, а мышление – движение (κινησις), мысль же – действие (ενεργεια). Эта же схема присутствовала у первозданного Адама.
Но Адам же обладал, как и мы пятерицею чувств, то есть он видел, слышал, обонял, осязал, имел чувство вкуса. Отсюда вопрос: имел ли он
образное мышление? Ответ: естественным образом,
имел. По Максиму,
"чувства [ не забываем, что они могут быть как внешними так и внутренними, безвидными и очень возвышенными=сверхчувства]
приводят ум в движение". Если, скажем, человек (имею в виду, катастатического), сидя у пруда, видит плавающую утку, то он отмечает внутри себя (то есть остается и в памяти отпечаток, как temporary files в компьютере) – вот утка. Он видит рядом плодовитое дерево и отмечает – вот дерево плодовитое. Он видит у пруда молодую девушку и отмечает – вот молодая девушка. При случае, он может вызвать эти образы в памяти и сказать: "я был у пруда и видел плаващую утку, плодовитое дерево и молодую девушку, гулявшую у пруда". Он может вызвать в памяти эти образы и даже создать поэтический (возвышенный) образ виденного. Но если при взгляде на эти образы присовокупляется
испорченная желательная часть (желание
вкусить,
поиметь) …
У "систатического" Адама ее не было. Все Адамово вожделение было направлено к Богу.
…
(Продолжение следует
)