Исихазм

Автор Тема: О сведении ума в сердце  (Прочитано 153545 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #135 : 05 Сентябрь 2008, 17:39:20 »
Со временем неприятные симптомы уйдут...
Alexander,
Спасибо за утешение. Я понимаю, что требуется значительное время и тренировка ума для укоренения его в середине груди. Со мной этот процесс "тяни-толкай" длится уже довольно долго. Если бдеть всю ночь, то стояние ума в груди (почему-то у меня не проговаривается "в сердце") не прекращается. Если же заснуть, то утром надо начинать все сначала.
Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями на тему: чего следует пихосоматически ожидать, когда закончится процесс приноровления ума к его новому, вернее сказать, законному местожительству.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #136 : 05 Сентябрь 2008, 21:35:14 »
Прошу тех, у кого есть сходные явления, поделиться здесь своим опытом со мной.

Моя молитва начинается с установления внимания на вдохе и выдохе на перегородке между ноздрями. Ум как будто только того и ждет, чтобы начать проваливаться из головы в грудь.
Дальше происходит полный обвал соматики. Появляется сильный распор в голове, который постепенно спускается к горлу, в котором происходит почти удушение, разрешающееся во всяком случае сильным чихом, а в ряде случаев судорожным и продолжительным приступом кашля с выделением обильной мокроты из легких. Все это сопровождается слезами, но не эмоциональными, а как при рвоте (вообще-то вся "процедура" чем-то рвоту напоминает).
После этого устанавливается затишье, в котором ум сидит в моей середине (не могу локализовать конкретную точку, кажется, что занимает своим жаром всю грудную клетку) и ощущает себя как в танке, пользуясь органами чувств головы как перископами. Нет стремления удерживать ум там. Он сам видит как ему там хорошо и безопасно (беспроблемно). Любовь расцветает всеми возможными цветами. Мысль и оценка происходящего отсутствуют полностью.
Тело наполняется "расправляющей" силой, на фоне которой слышны болевые сигналы из разных его мест, где, видимо, есть болячки и блоки. Ни есть, ни пить не хочется. После некоторого периода тишины появляется тенденция к физической активности - спорт (лыжи, велосипед) или наведения чистоты и порядка в жилище, но не как побег от тишины, а как ее естественное следствие.

Надо при этом заметить, что почти перестал произносить словесную молитву, а прибегаю к ней только тогда, когда ум движется по кругу, продуцируя закольцованную мысль или заботу.
Как давно вы были на Причастии?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #137 : 05 Сентябрь 2008, 22:23:24 »
Леонид, полагаю, правил жестких нет.

Находиться постоянно в сердце затруднительно по двум причинам. Первая - человеческая: надо выполнять работу, надо и спать, т.е. приходится отвлекаться с неизбежным выходом из сердечного места. Вторая причина определяется действием благодатных сил: они живут по своим законам, приходят и уходят, они вовлекают нас в свою работу, которая может быть разнообразной и очень неожиданной. Ведь как благодать показывает нам наши грехи? Не только так, что мы их видим умом... мы даже можем свои грехи вначале почти и не понимать (внешним сознанием), но благодать вводит нас в состояние, в которых грех (несоответствие) начинает проявляться. И чтобы изъять это несоответствие-грех, в него надо войти - и благодать нас вводит... Это болезненное состояние, когда благодатное укрепление как бы теряется, появляется ощущение, что Бог нас оставил в наших грехах. А Он ввергает нас в тьму, чтобы мы призвали в нее Божий свет.

Со временем, даже если мы и не предстоим в сердце, образуется как бы светоносная нить, связывающая нас с Богом. И эта нить дает знание Истины, еще неполное и несовершенное.

Когда ум утверждается в сердце, он соединяется с сердцем и может продолжить свой путь по очищению и возвышению души - уже под сердечным надзором. Этот путь - и вниз, поскольку корни страстей не выжжены (лучше - не исправлены), и вверх, поскольку ум человека должен стать умом Христовым.

Болезненные психосоматические состояния при нисхождении ума в сердце уйдут напрочь. Возможно появление новых весьма болезненных состояний. Одно из них вызвано перестройкой душевных связей: оно воспринимается как умирание: теряются душевные и физические силы, волнами налетают болезни... и при этом развивается и растет - как зародыш новой жизни - новое состояние, мощное и чистое. Оно вдруг проявляет себя на недолгое время, а потом уходит, чтобы спустя какое-то время прийти с новой, большей силой.

Другое болезненное состояние связано с разрывом внутреннего сердечного пространства. Оно тесное - наше сердечное пространство, даже  уже и очищенное. Первый разрыв - прободение сердца. Второй разрыв происходит, когда чужие скорби входят в нас.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #138 : 06 Сентябрь 2008, 00:42:11 »
Как давно вы были на Причастии?
Вы, Hors, хотите что-ли со мной поделиться своим опытом в этом деле? Знаете ответы? Тогда почему начинаете с допроса? Здесь же у нас не inquisitio, не так ли? Мне, к примеру, не любопытно как часто Вы причащаетесь.
Так и быть, открою Вам под большим секретом :-). Исповедовался последний раз в среду вечером на прошлой неделе, а причастился утром 28 августа в день Успения Владычицы Нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Могу также добавить где: в храме РПЦЗ Покрова Пресвятой Богородицы в селе Goshen, в штате Indiana.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #139 : 06 Сентябрь 2008, 00:58:41 »
Другое болезненное состояние связано с разрывом внутреннего сердечного пространства. Оно тесное - наше сердечное пространство, даже  уже и очищенное. Первый разрыв - прободение сердца. Второй разрыв происходит, когда чужие скорби входят в нас.
А если чужие скорби валят валом, этот второй разрыв превращаетя и в третий, и четвертый, и так далее?

Вообще-то, Alexander, я просто потрясен Вашими ответами до основания! Эх, еслиб мне раньше пришло на ум возопить к Вам о вразумлении! Ведь никто-никто и никогда не мог мне объяснить мои состояния, так как это сделали Вы. Моя глубочайшая признательность...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #140 : 06 Сентябрь 2008, 01:13:08 »
Так они и будут валить, эти скорби... Если не замолчат эмоции - в бесстрастии, - то может и разорвать. Эмоциональное содрогание - и начинает разносить. В этом состоянии очень повышена чувствительность - и к внешним воздействиям (чужим словам, эмоциям и пр.), и к невидимому влиянию.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #141 : 06 Сентябрь 2008, 10:59:39 »
Это был ответ на Ваш вопрос. Полностью раскрыл его Александр:

Так они и будут валить, эти скорби... Если не замолчат эмоции - в бесстрастии, - то может и разорвать. Эмоциональное содрогание - и начинает разносить. В этом состоянии очень повышена чувствительность - и к внешним воздействиям (чужим словам, эмоциям и пр.), и к невидимому влиянию.


SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #142 : 06 Сентябрь 2008, 16:18:06 »
Alexander,  ... Моя глубочайшая признательность...

Присоединяюсь к словам благодарности. По-моему, очень полезные объяснения.

SrgK

  • Сообщений: 604
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #143 : 06 Сентябрь 2008, 16:40:24 »
Однако, есть одно "но", касательно вопроса об эмоциях: высший, интуитивный ум у человека связан именно с эмоциональной сферой, а не с рациональным умом (интеллектом), и через эту сферу способен проявлять себя.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #144 : 06 Сентябрь 2008, 17:13:46 »
Вопрос в том что это будет за проявление... Дверь приоткрыта. Еще вопрос к Леониду - что в это время происходило с молитвой?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #145 : 06 Сентябрь 2008, 18:05:41 »
Высший интуитивный ум может проявлять себя и через рациональную сферу (так, к примеру, и появились догматы), и через эмоциональную - в творчестве, и через духовную...

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #146 : 06 Сентябрь 2008, 19:58:31 »
Имел ввиду несколько иные последствия, а именно качественные, что зависит от чистоты сердца и Веры. Т.е. это тот момент когда зарождается тот последующий выбор и путь, где может и подстерегать прелесть. Слово это конечно уж всем оскомину набило но...
Из книги Евергетин. Когда до настоятеля обители дошли слухи что прп. Симеон Столпник странным образом совершает молитвенное бдение, он решил направить старцев, что вразумит брата и заодно проверить не впал ли он в прелесть. Призвав двоих, он сообщил миссию - велел сходить к прп. Симеону и велеть спустится со столба, не смущать и вернуться к братии. Старцы опечалились сей миссии, поскольку преподобный Симеон уже славился святостью. Дпле, сказал настоятель сделайте следующее - пойдите к Симеону и скажите что мы велим спуститься и вернуться к нам. Если он откажется, мы будем знать, что он в прелести. Если же послушается, то велите ему продолжать свой подвиг. Так и пошли печальные отцы.
Пришли к Симеону и огласили повеление отцов. Симеон улыбнулся, спустился со столпа и начал собираться в путь. Тут то они и сказали ему вторую часть поручения. Вместе помолились о сем и старцы довольные направились в путь. Симеон же продолжил свой подвиг...

Не знаю, почему то вспомнилось к случаю...

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #147 : 07 Сентябрь 2008, 02:53:13 »
Это был ответ на Ваш вопрос. Полностью раскрыл его Александр
Не понял, зачем Вы спрашивали меня о моем последнем причащении. Объяснитесь.
Еще вопрос к Леониду - что в это время происходило с молитвой?
В какое время? Что Вы имеете ввиду? Если во время описанной мной "процедуры", то это и была молитва.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #148 : 07 Сентябрь 2008, 12:09:31 »
Хочу сразу определится. Все сказанное было без сарказма либо какого подвоха. Только исходя из своего понимания весьма скромного, иного и не может быть.
Подобные психосоматически (не очень люблю эти термины :)) изменения могут быть схожимы у разных людей, но говорить они могут совершенно о противоположных вещах. Все зависит от личности, каждому по вере и мере. Посему, для правильного понимания следует определить все фактические обстоятельства дела, как говорят в юриспруденции. Вполне уместно говорить анлогиями. Вспомните, как Мотовилов во всех своих поисках принял одну проблему - Причастие без исповеди. Именно поэтому обратил Ваше внимание в качестве уточнения к вопросу. Исключительно из своих скромнейших познаний, отмечу очевидно и Вам известный факт. В эти моменты наблюдается весьма часто изменения в работе сердечной мышцы - тахикардии и вплоть до подозрения прединфарктных состояний (которых на проверку нет). Обратил внимание на боль в голове. Известно, что личных переживаний такого рода никто не оставил письменных свидетельств. Видимо они сугубо индивидуальны, кроме того общего - где зарождается экстатическое ощущение, а именно - низ живота, меж грудьми или в сердце. Первое - похотливое, второе- от гордыни. Т.о. головная боль может иметь весьма простое пояснение - от изменений в работе сердечной мышци следуют изменения везде, т.е. от физиологических предпосылок в организме вполне возможна головная боль. При нормальном течении эти симптомы должны пройти. Рвота же - это нормальный рефлекс. Главное не тереяься на эти проявления а постоянно держать внимание в сердце. Говорю не истину, но то как сейчас это воспринимаю. Возможно и неправ, пусть братия поправит...
Что касается молитвы. Не могли бы вы точнее описать как во время этой "процедуры" шла молитва - вы сами творили или она шла сама, как бы изливаясь, самотворясь?

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #149 : 07 Сентябрь 2008, 17:12:03 »
Обратил внимание на боль в голове. Известно, что личных переживаний такого рода никто не оставил письменных свидетельств. Видимо они сугубо индивидуальны, кроме того общего - где зарождается экстатическое ощущение, а именно - низ живота, меж грудьми или в сердце. Первое - похотливое, второе- от гордыни. Т.о. головная боль может иметь весьма простое пояснение - от изменений в работе сердечной мышци следуют изменения везде, т.е. от физиологических предпосылок в организме вполне возможна головная боль.
Я говорил не о боли в голове, а о распоре. Он начинается в лобной части и распостраняется довольно быстро на всю голову. После опущения его в горло, никаких ощущений в голове не остается. Я теперь понимаю для себя это явление как некое сопротивление узурпатора-ума, когда молитва сгоняет его с неподобающего ему места - из головы.
Что касается молитвы. Не могли бы вы точнее описать как во время этой "процедуры" шла молитва - вы сами творили или она шла сама, как бы изливаясь, самотворясь?
Как, может быть Вы, Hors, поняли, я, начиная молиться в спокойном состоянии, не проговариваю в уме слов молитвы. Внутренним как бы зрением начинаю смотреть внутрь грудной клетки без концентрации на каком-либо конкретном месте. Поэтому мне и не можется называть это "сердцем".
В это же самое время мое внешнее внимание без усилия усаживается на перегородке между ноздрей наблюдать за вдохом и выдохом, и тут все начинается происходит само по себе. Моего усилия по "проталкиванию" ума внутрь меня нет. Ну может быть, крайне редко я говорю ему ласковые слова, обращаясь с ним как с малым ребенком типа: "Ну что ты, мой хороший, не упрямься, давай иди на свое место. Ты же помнишь как тебе там было хорошо и спокойно. Да и все твои игрушки останутся с тобой."
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.