Исихазм

Автор Тема: О сведении ума в сердце  (Прочитано 153276 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #150 : 07 Сентябрь 2008, 17:21:34 »
***Обратил внимание на боль в голове. Известно, что личных переживаний такого рода никто не оставил письменных свидетельств.***

Как же нет?! У прп.Силуана 40 лет болела голова. Боль, скорее всего, другого характера, но она вполне могла быть связана с молитвой.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #151 : 07 Сентябрь 2008, 17:27:41 »
Не это имел ввиду. "Такого рода" относилось не к боли в голове как таковой. Имел ввиду - никто не оставил личной практики в смысле некоторого подобия дневника наблюдений над свои состоянием (если так позволено сказать)

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #152 : 07 Сентябрь 2008, 17:37:16 »
Леониду.
1. Когда останавливается в гортани, вы не пробовали перенести это ниже. Соединить в одной точке. Вполне вероятно, что это действительно сопротивление разума, он боится отдаться, в некотором роде боится быть поврежденным новым.
2. Простите не до конца понял. Когда "все начинает происходить", вы по прежнему уговариваете себя и продолжаете концентрироваться. За что вы держитесь, когда "все происходит", чем удерживаете внимание или уже такой потребности не возникает? Именно поэтому и спрашиваю как с молитвой. Это понятно, что уже ни о словесной ни умом произносимой по нуждению речь не идет. Что происходит? Извините, может вы и сказали уже что, просто я не осознал информацию.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #153 : 08 Сентябрь 2008, 03:46:29 »
1. Когда останавливается в гортани, вы не пробовали перенести это ниже. Соединить в одной точке.
В гортани ничего не останавливается и не застревает. См. моё первоначальное описание.
Не понял, что нужно соединять в одной точке. Если Вы имеете ввиду внутреннее зрение и внешнее внимание, то по-моему это две слишком разные формы восприятия, чтобы можно было их соединять. К тому же внешнее внимание осуществляется без малейшего усилия вообще (в моем случае).
2. Простите не до конца понял. Когда "все начинает происходить", вы по прежнему уговариваете себя и продолжаете концентрироваться. За что вы держитесь, когда "все происходит", чем удерживаете внимание или уже такой потребности не возникает? Именно поэтому и спрашиваю как с молитвой. Это понятно, что уже ни о словесной ни умом произносимой по нуждению речь не идет. Что происходит? Извините, может вы и сказали уже что, просто я не осознал информацию.
Может я выразил это недостаточно четко, но я себя не уговариваю нисколько, а мои редкие обращения к уму происходят бессловно. Приведенной же фразой я попытался выразить уровень этих, с позволения сказать, отношений. Хотя было бы интересно посмотреть на "того", кто вступает в эти уговоры ума.
Ум перестает производить мысли в самом начале сосредоточения внешнего внимания на ноздрях, это и есть начало молитвы, точнее говоря, молитвенного безмолвного предстояния перед Господом. Остальное же происходит без всякого усилия с моей стороны. Я - просто сторонний и безоценочный наблюдатель. И даже когда бьет меня сильный кашель, то не возникает ни малейшей тревоги - я знаю уже, что все закончится благополучно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #154 : 08 Сентябрь 2008, 10:14:31 »
1. сведения ума в сердце. сказано, что если трудно творить молитву сердечную и возникают волнующие ощущения, следует не принуждать себя некоторое время и переместить молитву ближе к гортани. Вероятно, можно предположить и обратное, т.е. в подобной ситуации сводить внимание ниже. Соединить два в одном.
2. не могу до конца уразуметь  8-) теплота то есть?
ПС Желательно иметь близкого брата, который со стороны рядом может подсказать, если вдруг появятся "неверные" признаки в последующем, к примеру - раздражение к некоторым людям и т.п.
ППС Вы отметили в результате прилив энергии - хочется что-то сделать... Как отметил Александр, как один из результатов это может сказаться на деятельности, в том числе творческой. Поскольку каждому по мере, может на это стоить обратить внимание, имея ввиду вашу текущую деятельность?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #155 : 08 Сентябрь 2008, 10:36:56 »
Хочу напомнить вот какой момент: действие благодати может поначалу парадоксальным образом усилить негативные моменты - потекут мысли, в яркой форме проявятся эмоции, вспыхнут страсти, выйдут наружу физические недомогания... Важно, чтобы это усиление грехов не смело самого человека, и важно не испугаться, поскольку так и начинается действенное очищение.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #156 : 08 Сентябрь 2008, 18:04:22 »
2. не могу до конца уразуметь  8-) теплота то есть?
Hors, я уже отсылал Вас к моему изначальному посту в этом разговоре. Прочтите внимательно, там уже все сказано. А то создается впечатление, что Вы слишком пристрастно расспрашиваете. Простите Христа ради.
ПС Желательно иметь близкого брата, который со стороны рядом может подсказать
Вот, по счастью или по промыслу Господню, такой подсказчик и возник - наш Админ.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #157 : 08 Сентябрь 2008, 18:45:25 »
извините за пристрастие, если это так выглядит  8-)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #158 : 14 Сентябрь 2008, 22:34:01 »
Но этот эффект, конечно же, внутренний: открывается и расправляется внутреннее пространство. И появляется внутренний жар в районе сердца, который может охватить грудь и все тело. И физически становится жарко. Этот внутренний жар, когда он утончается, воспринимается как тонкий расплавляющий (но не расслабляющий) огонь.

 Хочу заметить, что наверняка  ощущение "жара"- это не аксиома. У меня доминирует  ощущение изливающиеся изнутри волн теплоты согревающих и душу и тело. Становиться действительно жарко и пробивает пот. Но первоначальное ощущение это поднимающаяся глубинная волна обволакивающая человека теплотой.
 А вот возгорание огня у меня совсем не связано с этим процессом, скорее я могу сказать, что это не подвластное действо происходит непредсказуемо. Это тайна. Хотя есть некоторые моменты которые сопряжены с молитвенным действием, но и так же само возгорание огня внутри может быть последствием благоугодного помысла...и не только... Даже порыв страха и глубокого волнения ,и не оправданного гнева может быть неким побуждающим моментом этой огненной истины....вот тогда испытываешь ощущения жжения, слегка болезненного.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Денис Матусов

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #159 : 29 Сентябрь 2008, 14:58:18 »
Начал регулярно творить молитву Иисусову чуть более недели назад. Чувствую, что творится она, пока, посреди лба (прошу прощения за оккультный термин в чакре Третий Глаз).
Стоит ли мне пытаться направить ум выше (к макушке) или ниже (к гортани) или ещё некоторое время (подскажите какое) оставить ум там где он есть во время творения молитвы Иисусовой?
Свет Свят

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #160 : 29 Сентябрь 2008, 15:23:52 »
Что духовник говорит?

Денис Матусов

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #161 : 30 Сентябрь 2008, 01:14:33 »
Что духовник говорит?
Сами занятия исихазмом одобряет, но в конкретику старается не влезать, ибо сам (если я его правильно понял) стоит лишь на уровне молитвы умно-сердечной деятельной (по классификации Владыки Антония), т. е. лишь на ступеньку выше меня.
Поэтому и стал я форумчанином на этом форуме, с его согласия, кстати.
Надеюсь, те кто продвинулся куда дальше, смогут мне дать подходящие советы с учётом моей неопытности.
Постскриптум: если это оффтоп, прошу модераторов отделить этот мой пост в отдельную тему. Ибо эти вопросы и ответы, которые надеюсь на них последуют, очень важны для меня, а возможно пригодятся и другим неофитам в молитве Иисусовой.
Свет Свят

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #162 : 30 Сентябрь 2008, 10:39:56 »
простите, духовник знает что Вы всего лишь на ступеньку ниже по классификации? 8-)

Денис Матусов

  • Сообщений: 43
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #163 : 30 Сентябрь 2008, 10:51:11 »
простите, духовник знает что Вы всего лишь на ступеньку ниже по классификации? 8-)
Мы обсуждали с ним это.
Свет Свят

Александр Змей

  • Сообщений: 5
    • Просмотр профиля

Re: О сведении ума в сердце
« Ответ #164 : 30 Сентябрь 2008, 21:35:25 »
Начал регулярно творить молитву Иисусову чуть более недели назад. Чувствую, что творится она, пока, посреди лба (прошу прощения за оккультный термин в чакре Третий Глаз).
Стоит ли мне пытаться направить ум выше (к макушке) или ниже (к гортани) или ещё некоторое время (подскажите какое) оставить ум там где он есть во время творения молитвы Иисусовой?

Могу предположить из мое небольшого опыта, что для начала не нужно думать о месте где находиться внимание. Я предпологаю что, в начале в течении где нибудь месяца нужно особенно внимательно отнестись к совету святых Отцов о пребывании ума в словах молитвы. Я бы особенно посторался настроется на покоянный смысл молитвы и исповедание своей греховности.