Исихазм

Автор Тема: Жизнь православного христианина в современном мире  (Прочитано 21530 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

d'URIMAR fossoris... текст (до конца) не читамши, а уже пять сообщений в тему "влепимши".

Всего надо 10-15 минут для прочтения текста, который, в общем-то, написан простым и доступным языком. Или проблема в другом: в несоответствии взглядов на жизнь православного христианина? В нежелании выйти за пределы плоскостного и черно-белого мира? Или все-таки это элементарная лень и инерция ума?..
---

На поле жизнедеятельности современной церкви (формата МП) есть несколько полюсов. Один из них сейчас отделяется, приобретя название диомидовского. Другой - миссионерский - в стиле легкого церковного либерализма и мягкой реформации. К последнему, судя по текстам, и тяготеет иг.Петр (Мещеринов). Понимание его текстов - их подоплеки и направленности - это и лучшее понимание современной церковной жизни в ее специфическом многообразии.

Современное состояние церкви многие находят неудовлетворительным. Один вариант решения предлагает еп.Диомид. Правда, с позитивной программой у него дело пока обстоит плохо, больше критики. Ну, и мыслит он в черно-белой категории, далекой-предалекой от святоотеческого логоса.

Критическое осмысление современной церковной жизни у иг.Петра неизмеримо глубже и тоньше, чем у "динамитной" братии. И направленность не на взрыв и раскол, а на тихую внутреннюю перестройку. Уже по этой причине миссионерские идеи иг.Петра  в черно-белые умы не укладываются. С критической частью его доклада можно согласиться. А дальше начинается позитивная программа.

Вот с позитивной программой сложнее... Если диомидовщина - грубая правда-физика церковной жизни, - то либеральная программа внутренней перестройки иг.Петра может четко определяться как душевная. Именно на развитом душевном уровне, когда человек созревает до того, что основная его жизнь внутри, а не снаружи, предложения Петра (Мещеринова) очень неплохи. И эту "неплохость" следует четко отметить.

Использую известный (киношный) образ матрицы. Иг.Петр говорит, что матрица церковной жизни неудовлетворительна и - внимание! - призывает не ломать матрицу, не возникать на ее руководство, а заняться собственным местом-ячейкой в матрице, улучшать его, и тогда - о, чудо! - будет меняться и матрица. В общем, типа того, когда мистер Андерсен (напоминаю, я обращаюсь к киношному образу) приходит с опозданием на опостылевшую работу, босс вычитывает его, и мистер Андерсен дает согласие работать на благо корпорации, оставляя за собой право интенсивной частной жизни. Только так мистер Андерсен никогда не станет Нео.

Программа иг.Петра направлена на улучшение внутреннего состояния церковных личностей - мистеров сынов человеческих, но это душевная программа, то бишь насквозь матричная. В этой программе нет духовного прозрения, нет духовного прорыва. И в этом отсутствии - непонимание сути жизни и духовной проповеди митр.Антония Сурожского.

Участник нашего форума stas уловил это кардинальное несоответствие, когда сказал:

Не могу согласиться с докладчиком лишь в этом
>>>Очевидно, что прежде чем погружаться в высокие церковные традиции аскетизма, исихазма и проч., необходимо состояться как личность.<<<

Для формирования душевной личности (по иг.Петру) не нужен подвиг, не нужен порыв к высотам Духа. Истинная духовная область запечатана, вместо нее предлагается душевный суррогат личности.

Если у диомидовцев есть горение - с жирной черной копотью и адским треском, - то проповедь иг.Петра теплохладна...

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Чем больше читаю Ваш форум, тем все меньше понимаю. Наверно , как кто-то выразилсяоперативки не хватает. Трудно вести диалог с раплывчатыми позициями. Леонид предлагал четко определить понятия "раз и навсегда", и это верно. Исходная точка должна быть едина,тем более среди исихастов. Иначе - это просто искусно замаскированная под беседы об исихазме, круговерть помыслов. Утешило обращение старца Рафаила Берестова от 17 июля - есть еще на Руси бесстрашные люди.Епископ Диомид тихий. смиренный человек, который не унижается до оскорблений(посмотрите фильмы с его участием).
Ваши лозунги,как будто набранные из газетных публикаций дышат лишь эмоциями(о эмоции!) и не подкреплены ничем. Вы считаете что к"святоотеческому логосу" (Логос у нас всех один -Господь Иисус Христос, но уважаемому администр. видимо виднее что Ему ближе)епископ имеет далекое отношение и люди, братающиеся напропалую с раввинами, кардиналами и пр. , ближе. Что ж Ваше право.Слава Богу, что глас епископа не оказался гласом в пустыне и Сын человеческий, пришед обрящет веру на земле. А стало быть еще поживем может . И по мне лучше грубая правда-физика нежели самая утонченная изысканная ложь. Но то, что правда вы сами невольно признаете и мне это видно.А выставлять оппонентов в неприглядном свете - те еще приемчики...Вы же находите в себе силы спорить с бл.Феофилактом болгарским, а он не чета Патриарху... Вас же никто не обвиняет в высокоумии и превозношении? Но не об этом речь. Никто не собирается уходить в раскол и не думайте что есть только епископ Диомид. Это просто мужественный человек. Но дело сейчас не в нем, а в том что именно экуменическая целенаправленная политика митрополитбюро уже давно разделила Церковь. Никто не впдает в экзальтацию и прочиии эмоции(в отличие от противников), а просто несет эту боль в себе уже давно. И когда появился хоть один епископ который сказал правду - это был глоток свежего воздуха. А если вам видится черная копоть там где обличается ересь ( самая опасная уловка сатаны)то я
умолкаю...
Кстати я заметил, как только заводишь речь о об экуменической ереси так тут же вешают ярлык диомидовца. Очень удобно. Только у простых мирян верующих есть своя голова на плечах и сердце в груди, болеющее за чистоту Православия, и не желающее чтобы его публично унижали на смех курам-еретикам. Простите если чем обидел.
"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Несколько краеугольных замечаний.
1. Я категорически не согласен утверждением, что пространство творчества христианина -- Церковь. Мы же не сами для себя открываем Христа, а миру. И еще один нюанс на эту тему. Антония Сурожского читают все: православные, харизматы, магометане, буддисты и все понимают, что слово митрополита -- нечто новое, творческое, дар слова свыше. В этом я вижу смысл жизни христианина -- явить свой дар свыше миру, это и будет исполнением миссии Церкви.
2. "Частное лицо" -- неудачный термин. Я так думаю, что отец Петр просто старался избегать соблазна канонического слова, которое так и просится на язык: жизнь в Духе Святом -- иначе явить Христа миру невозможно. Вот такая жизнь для ищущего Бога часто задавливается миром и это давление настолько велико, что оказывается почти невозможно слышать Бога. А тот, кто слышит -- все равно автоматически будет противопоставляться казарменной церковной идеологии. Что, кстати, и случилось с митрополитом Антонием -- многие его ненавидели и ненавидят за его свободу слова.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Александр, я согласен с Вами, что некоторые минусы имею место в докладе. Обсуждать их... можно, но не хочу. То, что Вами замечено, замечено справедливо. И все-таки мне кажется, что Вы немного бросаетесь в абсолютизм. При этом я не призываю к релятивизму, конечно же. Но нет такой идеи (выраженной линейным языком), которая универсальна для всех людей и всем одинаково полезна. Все-же, и среди православных имеются очень разные умы, и для многих эти идеи будут весьма и весьма полезны, в то время, как другим (тоже многим) этого будет уже мало.
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Цитата: maksgor
А если вам видится черная копоть там где обличается ересь ( самая опасная уловка сатаны)то я
умолкаю...
Кстати я заметил, как только заводишь речь о об экуменической ереси так тут же вешают ярлык диомидовца. Очень удобно. Только у простых мирян верующих есть своя голова на плечах и сердце в груди, болеющее за чистоту Православия, и не желающее чтобы его публично унижали на смех курам-еретикам. Простите если чем обидел.

Цитировать
Для этой церковности характерно выпячивание традиции и обряда как самоценности. Плоды такой экклезиологии - подмена трезвенной евангельской реальности неким виртуальным, неадекватным миром. Человек оказывается в сказочном "параллельном" пространстве: он погружается в лубочность, играет в детский сад со старцами и духовниками, ищет врагов, с религиозным рвением, достойным иного применения, ждёт Царя-батюшку, борется с глобализацией, масонством, модернизмом, экуменизмом и ещё тысячью вещей, мечтает вернуться в прошлое, и т.д., и т.д. - и всё это под вывеской "Церковь".
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Александр, я согласен с Вами, что некоторые минусы имею место в докладе. Обсуждать их... можно, но не хочу. То, что Вами замечено, замечено справедливо. И все-таки мне кажется, что Вы немного бросаетесь в абсолютизм. При этом я не призываю к релятивизму, конечно же. Но нет такой идеи (выраженной линейным языком), которая универсальна для всех людей и всем одинаково полезна. Все-же, и среди православных имеются очень разные умы, и для многих эти идеи будут весьма и весьма полезны, в то время, как другим (тоже многим) этого будет уже мало.
.Рим.215  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.



"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

maksgor

  • Сообщений: 170
  • максим
    • Просмотр профиля

Цитата:
=============================================================================
Одним из популярных писателей о молитве в наше время стал известный английский митрополит Антоний Сурожский.

Многотысячными тиражами выходит его книга под названием «Школа молитвы».

«Слово Владыки, укорененное в свято- отеческой традиции молитвенного делания, – читаю в кратком предисловии издательства “Христианская жизнь”, – исходящее из глубины личного опыта, обращено непосредственно к человеку, мало знакомому с традицией…». Ну, думаю, это для меня: человек я малограмотный и хотя в церковь хожу давно, все же считаю себя новоначальным.

Но, прочитав книгу митрополита Антония, я обратил внимание на то, что она опирается скорее на опыт инославного вероисповедания, чем на святоотеческую традицию. Признаюсь, что я пришел в немалое смущение и как православный христианин, и как врач. По долгу профессии мне нередко приходится встречаться с людьми, повредившимися от неправильной, так называемой «прелестной» молитвы и мне знакомы сектантские восторги, доводящие своих адептов до истерии и даже до шизофрении. Поэтому когда я увидел нечто подобное в учении православного владыки, то пришел в недоумение.

Да не подумает кто-либо, что я собираюсь осуждать владыку Антония – Бог всем судья. Постараюсь лишь предложить читателю внимательнее рассмотреть его наставления в свете православного вероучения. Заранее прошу простить меня, если причиню кому-то боль. Врачам свойственно делать больно, чтобы человек стал здоров. И, как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не гораздо ли лучше досадить подобным нам рабам, чтобы приобрести спасение, нежели раздражить против себя Господа?»[1]

Не смея опираться на свои малые знания в области молитвы, я обратился к писаниям святителя Игнатия Брянчанинова. Его истинное знание молитвенного делания, надеюсь, поможет нам разобраться в этом вопросе и увидеть теоретические и практические ошибки в «Школе молитвы».


Влияние Запада

Говоря об осторожности, с которой надлежит приступать к молитве, владыка Антоний весьма неосторожно приводит «назидательные» примеры из многих мировых религий, а также рассказы из жизни людей, никогда не принадлежавших к Церкви. В православии предостаточно примеров благочестия, достойных подражания. Однако владыка Антоний обращается за молитвенным опытом не к святым отцам Церкви, а к западным светским писателям-мечтателям. Так, он останавливает внимание читателей на рассказе французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который, как известно, не имел даже понятия о христианстве. К тому же одобрял богоборческий коммунизм и располагал далеко не христианскими понятиями о морали [2].

Непонятно, что побудило владыку прибегнуть к такому нововведению, никогда не имевшему места в учении Церкви. Как он из еретических и безбожных учений выбирает то, что никак не может послужить добрым примером, не внимая при этом словам священномученика Иринея, который говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, Апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине...» [3].

Стараясь как-то найти оправдание учению владыки, я предположил, что такое многообразие «назидательных примеров» поможет современному англичанину, не знакомому с православной традицией, быстрее понять и найти правильный путь к молитве. Но такое понимание к учению владыки, к сожалению, не подходит. В Англии огромное количество древних местночтимых православных святых, жития и подвиги которых могут и должны служить примером нашим современникам. Это св. блг. король Освальд, св. Винфрид-Бонифаций, св. Беда Досточтимый, св. отшельник Гутлак и множество других. Всего на иконе «Всех святых, в Британии просиявших» изображено около пятисот человек.

Думается, что не только англичанам, но и вообще всем верующим было бы гораздо назидательнее познакомиться с молитвенным опытом православных британцев, нежели учиться у еретиков. Святитель Игнатий Брянчанинов [4] по этому поводу пишет: «Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным. Так утверждают светила Церковные – святые Отцы… Писателем на твоих скрижалях да будет един перст Божий» [5].

Но, возможно, кто-то скажет, что владыка Антоний поступил так по примеру святителя Василия Великого, который в «Наставлении юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» учит выбирать из них все хорошее. Но святитель Василий, обращаясь к юношам, изучавшим греческую философию, и приводя примеры из Гомера, учил их выбирать то, что сказано о добродетели, одновременно предостерегая об опасности. Так, он пишет: «Надобно, чтобы с ними (добродетелями) незаметным образом не принять в душу чего-либо худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества».[6]

Владыка же Антоний приводит примеры из еретических учений, не только не предостерегая, но, к сожалению, выдавая «яд» за добродетели. Так, он приводит пример «молитвы» одного французского крестьянина, проводившего целые дни в деревенском костеле. Когда его спросил Арский Кюре [7] о том, что он делает, сидя там целыми днями, то он отвечал: «Я гляжу на Него, а Он глядит на меня, и нам хорошо вместе» [8].

Особенно кощунственно звучит вторая половина фразы «нам хорошо вместе». Какой благоразумный человек может сказать, что он пребывает вместе с Богом? К тому же Бог неизменяем и Ему, если можно так выразится, хорошо и без католического крестьянина. Что же касается воли Божией относительно человека, то она заключается в активных действиях христианина – в покаянии и любви, а не в пассивном бездействии, которое мы встречаем в примере с крестьянином.

Из сказанных католиком слов, любой, хотя бы немного знакомый с учением Церкви, непременно поймет, что бедный крестьянин находится в состоянии духовного самообмана – прелести, которое особенно свойственно западным «молитвенникам». Ибо его слова свидетельствуют о явной гордыне. И последствия могут оказаться весьма плачевны. Если человек, пребывающий в таком состоянии вовремя не осознает, что с ним происходит, то в лучшем случае скоро становится пациентом психиатрической больницы, а в худшем – самочинно лишает себя жизни. В психиатрии такое состояние называется обсессией [9]. Подобное «молитвенное» воображение способствует развитию болезни.

Святые Отцы Церкви учат нас, что пребывание с Богом – цель, к которой должен стремиться каждый верующий, но кто считает, что он уже достиг ее, тот обольщает себя. Может ли быть вместе с Богом что-либо нечистое? А кто может сказать, что он чист? Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас [10]....."
"Где двое или трое соберутся во Имя Мое..."Евангелие от Матфея
" ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: `Я Христос', и многих прельстят." Евангелие от Матфея

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Такой порочный круг: "Пребывать с Богом можно чистому, но никто не чист, а кто говорит что пребывает с Богом - лжёт, потому что никто не чист, и пребывать с Богом можно чистому, но..." (и опять сначала).

Думаю, что владыка Антоний взял пример Экзюпери потому, что он - во-первых намного ближе и понятнее (и проникает глубже ввиду понятности) в сердца, чем сложные построения Отцов (достуные далеко не каждому), во-вторых Экзюпери известнее, и гораздо больше вероятность что читатели знакомы с его произведениями, нежели с святоотеческими творениями, а значит и им легче воспомнить прочитанное и понять, что хочет сказать владыка, и в-третьих - хотя Экзюпери не был "правильным христианином", но веяние Духа чувствуется в его творчестве. Дух ведь дышит где хочет, и даже через "грешника" Экзюпери может говорить. А "прелесть" можно найти где угодно, даже многих Отцов считали "прельщёнными", и что? Собака лает, караван идёт.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Люди, обладающие сильноразвитым эгоизмом, не любят, когда им прямо или косвенно делают замечания. Не любят они также и когда их эгоизму, будь-то эгоизм социального характера, или религиозного, косвенно брошен вызов в определенной литературе. И когда они сталкиваются с этим - знаю по себе - начинают выискивать любую мелочь, чтоб дискредитировать автора той литературы...

Врачу же, процитированному, скажем: "врач, исцели себя".
« Последнее редактирование: 21 Июль 2008, 00:30:20 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Вот был на всенощной в Песчанском храме,вдруг почувствовал,что всех люблю - всех участников форума,игумена Петра,владык Антония,Кирилла,Диомида.А прежде почитал Каллиста Ангеликуда:
http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Kall_Ang.htm с радостью,правда не до конца.
   Мне,как стадному животному надо держаться своего стада,чтобы жизнь в современном мире была подготовкой к миру грядущему :-)
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Victor:
Цитировать
Такой порочный круг: "Пребывать с Богом можно чистому, но никто не чист, а кто говорит что пребывает с Богом - лжёт, потому что никто не чист, и пребывать с Богом можно чистому, но..." (и опять сначала).

Это то, против чего боролись "последние" святые отцы-исихасты - ересь ересей. ИМХО
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Victor:
Цитировать
Такой порочный круг: "Пребывать с Богом можно чистому, но никто не чист, а кто говорит что пребывает с Богом - лжёт, потому что никто не чист, и пребывать с Богом можно чистому, но..." (и опять сначала).

Это то, против чего боролись "последние" святые отцы-исихасты - ересь ересей. ИМХО
 
  И мне так думается. Зачем кому-то нужен недоступный Бог?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Вопрос можно еще поставить по-другому: не зачем, а кому?
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Вопрос можно еще поставить по-другому: не зачем, а кому?
  Можно! так даже вернее. Ибо Бог воплотился для человеков. Пришел к грешникам. И видели Его и осезали.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

За Иисусом Христом бесконца бегали какие то садукеи,фарисеи.Несмотря на это на внешнюю принципиальность и деловой подход к изучению Божественных Законов-Моисеевых-многих пророков-не достигли все ничего.Кроме Семена который более 350 лет прожил на этом свете,вдова которой было более 80 лет и еще несколько человек.Богородица Дева Мария да Иосиф.Все остальные сколько учились-сколько молились-из Рода Абрама и Сары так и не имели провильного понимания-как ныне говорят были в ереси и прелести.А кто не был в их кругу,типа дядя Лот со своими-те вообще дошли до злостного мужеложства,что уже кидались на кого попало и где угодно.Мы не далеко от такого состояния -обитаем среди людей измученных алкоголем и наркотиков.Сегодня проведал-лежат устали.Утрудились-да нет чередовали пиво с какой то травой.Говорю бросайте жара такая -тяжело ходить а они в такую жару разжигаются. лежат недышат.В принципе это верно-с Богом надо быть предельно откровенным и чистым.Вина родителей что родили-не уверен не берись,вина первородного греха,получили по наследству,школа атеистическая-Богопротивная поломала в душе все что Бог заложил в нее.-и в таком растроеном состоянии надо было самому вдруг сделаться чистым-отреагировать правильно в любой ситуации.Я тут недавно имел неосторожность привести пример как глава церкви дал анафему епископу-Хорошо вы вовремя похватились-заглушили-но все же видимо епископ успел прочесть это дело и дал анафему главе церкви.У меня такое бывало уже вроде как бы совпадение такое.И что это такое -пока еще не выяснил.Один игумен сказал мне это мистерии.И было однажды даже такое -Будто жизнь вся моя была как от начала моего рождения-в созданной ситуации-и эта ситуация начала вращаться вокруг меня -как бы касаясь меня всего-и надо все это двигать в направлении к Богу.Мы не в современном мире-мы в ситуации-и ее надо спасти-именно спасти ситуацию..А то влезет какая то фигура -обьявит мировую войну и ситуацию уже не спасти-она выйдет из под контроля..