"Ветхом Завете словом «помазанниками» называли три группы людей: царей, пророков и священников, и это означало, что на них, в отличие от всего народа пребывало некое особое помазание Духа Святого. Часто в начале их служения кто-либо из пророков или священников помазывал их елеем, как символом Божьей благодати и избрания. Но главным образом, слово «Помазанник» относилось к Тому, Которого ожидал народ Израильский, а именно Мессии (Машиях – Помазанник).
Слово «Христос» так и переводится с греческого - «Помазанник», и в связи с этим, необходимо учитывать следующее:
1. Слово «Помазанник» (по греч. «Христос») в Новом Завете употре-----ется либо в отношении Иисуса Христа, Сына Божьего, либо в отношении самозванцев - лжехристов (Мф.24:23; Мр.13:21).
2. Слова «помазание, помазанный» в Новом Завете применяется либо к Иисусу Христу (Деян.4:27), либо ко всем верующим в Него (1 Иоан.2:20,27; 2 Кор.1:21), независимо от их вовлеченности в служение.
3. Употребление слова «помазанник» исключительно в отношении пасторов и проповедников пятистороннего служения по аналогии с царями и священниками Ветхого Завета не может быть правомерно: согласно Писанию – мы все – цари и священники Богу нашему (1 Петр.2:9; Отк.1:6; 5:10).
4. В Новом Завете все христиане помазаны Духом Святым.
5. Использование слова «помазанник» в отношении служителей, согласно христианской традиции, отличается в различных конфессиях. При этом, в любом случае, использовать слово «помазанник» в отношении священнослужителей следует с исключительной осмотрительностью: лишь по некоторой аналогии со священниками В.З., и при этом никак не создавая при этом клан неприкасаемых.
Выстраивание системы жесткой иерархии в протестантских церквях, подчиненной «помазаннику», обладающему пожизненной неприкосновенностью и исключительными правами «де-факто», порождает разделение церкви на два сословия: клир и миряне. В Православии и Католицизме понимание священства подкрепляется определенными каноническими правилами и учением об апостольской преемственности (т.е. передачи особой благодати для служения, передаваемой через рукоположение и идущей от рукоположения апостолов).
В евангельских церквях все верующие являются помазанными Духом Святым, а служение епископов, пресвитеров, пасторов, диаконов, пророков и др. – это просто важные дары в Теле Христовом, имеющие определенные функции для созидания Церкви. Их следует уважать, почитать и слушаться, как учит об этом Библия (1 Петр.5:5), но почтение к служителям строится в первую очередь на понимании их ответственности перед Богом за Божий народ (Евр.13:17), а также по причине их личных качеств, заслуживающих уважения (1 Тим.3:2-7; Тит.1:7-9). Это почтение не раболепное и не граничащее с обожествлением своего руководителя.
Важно понимать сбалансированность в понимании библейского учения о христианских служителях, чтобы не уйти ни в одну из этих обочин: не боготворить их, и не бунтовать или роптать против них."