Исихазм

Автор Тема: Два священства.  (Прочитано 62329 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Два священства.
« : 12 Январь 2009, 06:26:44 »
Вопрос о новозаветном священстве меня давно интересовал. Тут недавно наткнулась на проповедь (автор - иеромонах, практикующий Иисусову молитву), через которую для меня многое прояснилось. На мой взгляд, это должно быть прочитано и усвоено (можно и обсудить).

Цитировать
Слово на праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

О ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНЕМ СВЯЩЕНСТВЕ

Апостолы Петр и Павел. Почему они первоверховные? Это не значит, что они главные.

Главным среди Апостолов был Апостол Иаков (об этом надо не выдумывать самим, а нужно читать в книге Деяний апостольских), так как  главной была Иерусалимская община, которую он возглавлял. Именно Иаков, который был братом Господним по плоти  и был самым главным и старшим по званию среди Апостолов.

Но не его называет Церковь первоверховным. Вот в этом-то и состоит одна очень важная особенность устроения именно христианской Церкви.

Про Апостола Иакова мы знаем, что он имел еще ветхозаветное священство, — об этом говорится в Преданиях церковных.

В Церкви была иерархия, во главе которой стоял Апостол Иаков. Но хотя эта иерархия и была, хотя она была важна и возглавлялась Апостолом Иаковом — но все-таки не его называют Первоверховным, и в Церкви существует другая иерархия, кроме этой, которая оказывается гораздо более важной. Что это за иерархия?

О значении этой иерархии говорит евангельский рассказ об Апостоле Петре. Когда Господь спрашивает учеников: «За кого вы Меня считаете?» — и Петр отвечает: «Ты еси Христос, Сын Божий», — после чего Господь и говорит ему эти слова: «Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей».

Святые отцы объясняют настоящий смысл этих слов так: правое исповедание веры — это то, на чем стоит Церковь Христова. Правое исповедание веры — это именно то, что высказал Апостол Петр перед тем, как Господь ему ответил этими словами; то есть это исповедание, что «Ты еси Христос, Сын Божий». И поэтому, как говорят святые отцы, всякий верный, который истинно исповедует Иисуса Христа, тоже становится Петром в этом смысле, и на нем Господь созидает Церковь.

Что же это такая за иерархия? Сразу понятно, что к этой иерархии, в которой первоверховными являются Апостолы Петр и Павел, причастны не те, кто имеет какое-либо священство, не те, кто почтены саном епископства или священства (хотя эти Апостолы, как и все Апостолы, считаются первыми епископами), а все вообще православные христиане. И действительно, если мы дальше углубляемся в святоотеческое учение о священстве в Церкви Нового Завета, то мы видим, что в Церкви Нового Завета есть два священства. Первое священство — это то, которым облечены только священники, которые отбираются из лиц мужеского пола, и которые носят священство видимое. И это священство чисто исторически продолжает ветхозаветное священство, хотя, конечно, с необходимыми изменениями, и по сути своей оно является ветхозаветным. Потому что в Царствии Божием никаких священников в таком смысле не будет. Все священники там будут совершенно на том же месте, как и прочие люди. Другое дело, что со священников спросится больше, потому что сейчас они совершают таинства зачастую вопреки тому, что они лично недостойны той благодати, которая им соприсутствует.

Такое священство по сути своей является все равно священством ветхозаветным, и в Царствии Божием его нет как отдельного священства.

Но есть другое священство, которое святые отцы называют в собственном смысле священством Нового Завета; особенно ясно об этом пишут Максим Исповедник и Никита Стифат. И к этому священству причастны все верные, разумеется, независимо от пола, потому что как раз только в отношении к этому священству и сказаны слова: «Во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский». Про Ветхий Завет этого не сказано, что в Ветхом Завете нет ни мужеского пола, ни женского; наоборот, сказано, что это различие есть и имеет большое значение, в том числе и для священства. Но в Новом Завете его нет, а священником является каждый верный, который в храме своего тела своим умом, или духом (если говорить на более современном языке) совершает священнодействие Богу, т.е. совершает умную молитву.

Те, кто истинно, в соответствии с выраженным святыми отцами учением Церкви понимают учение о священстве, знают, что есть священство внешнее и священство внутреннее, и именно внутреннее является особенной принадлежностью Нового Завета, и именно по иерархии внутреннего священства Первоверховными Апостолами являются Петр и Павел, а не Апостол Иаков.

Апостол Петр, как говорят святые отцы, — это каждый из нас, если он стоит на правом исповедании веры; и можно продолжить эту мысль, сказав, что Апостол Павел — это каждый из нас, если он истинно свидетельствует свою веру перед миром. Если его вера истинна, то она сама будет свидетельствовать. В какой-то мере все — являются светильниками для мира. В этом смысле Христос говорит уже всем вообще христианам: «Вы есте свет мира». И поэтому мы должны нести в себе то священство, от которого мы не должны отказываться и никогда не должны о нем забывать. Потому что в Ветхом Завете священники в одно время предстоят алтарю, а в другое время они отдыхают. А в Новом Завете, во внутреннем священстве, мы все время предстоим алтарю. И поэтому если священники в Ветхом Завете лишь некоторое время готовятся к своему служению, а в другое время могут как-то и расслабляться, то ничего подобного в новозаветном служении каждого из нас быть не может. И поэтому мы должны все время ставить себя пред Богом, все время готовиться к этому служению и одновременно все время и проходить его — сразу и служить, и готовиться, и приносить жертвы, которые не начинаются и кончаются через какое-то время, а постоянно продолжаются в храмине нашего тела.

Аминь.

Такая вот проповедь. Взяла отсюда: http://hgr.livejournal.com/109054.html

P.S. Не вполне уверена, правильно ли я поступила, опубликовав, пусть и в сокращении, но такой длинный чужой текст. Если что-то не так - можно удалить.
« Последнее редактирование: 12 Январь 2009, 07:18:31 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #1 : 12 Январь 2009, 06:33:58 »
Вот еще на ту же тему. Из другого блога (автор - тоже иеромонах, тоже занимающийся молитвенным деланием)

Цитировать
Да будет всякий сам себе первосвященником, и после тщательного приготовления, внидет плотью Христовой во внутреннее святилище души и покропит святою Кровию Агнца перед Богом.

http://blogs.mail.ru/mail/dionisiy1500/40D377015C3A0F34.html

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #2 : 12 Январь 2009, 11:38:24 »
Maska, два замечания. Автор первого поста занимается патрологией и церковной политикой, а не Иисусовой молитвой.
Автор второго поста уже проявил себя - и весьма неадекватно - на нашем форуме. Не вижу смысла развивать и углублять тему, отталкиваясь от "серых" цитат.  

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #3 : 12 Январь 2009, 20:21:54 »
Цитата: Alexander
Автор первого поста занимается патрологией и церковной политикой, а не Иисусовой молитвой.

Автор второго поста уже проявил себя - и весьма неадекватно - на нашем форуме.

Спасибо за замечания.

Мне тут главное было не авторство, а мысли.

А по поводу мыслей (не личностей) - у вас есть замечания и несогласия?

Вот сейчас развертывается тема об учительстве... О том, что учителей в настоящем смысле слова днем с огнем не сыскать. Но учиться ведь нужно...

Печально, если предубеждение (может и справедливое) против конкретных людей, делает нас невосприимчивыми к ценным знаниям и опыту, которыми этот  человек обладает.

Про первого автора - он занимается Иисусовой молитвой. Его за имяславие попросили из какой-то церкви (не помню из какой - но не из МП). От чтения его блога часто передергивает - так много там раздажения, непримиримости к тому, что ценю. И тем не менее, многое через него усвоила. Хотя бы потому, что сам уровень разговора высокий, и то что вызывает протест, требует привлечения сильных аргументов, способствует выходу на глубину.

Это тоже испытание для самости - войти в мировоззрение другого человека, на время отложив свое.

По поводу вашего сайта тоже ведь мнение неоднозначное. Мне указывалось, например, что суть содержания сайта - в его интернет-статусе как "неправославного ресурса".

Цитировать
Не вижу смысла развивать и углублять тему, отталкиваясь от "серых" цитат. 

А от чего оттолкнуться?

Тема-то нужная. И многое здесь не ясно для меня. Нужно обсудить - а как тогда? Начать новую тему? Посоветуйте.



Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #4 : 13 Январь 2009, 00:47:42 »
Мысли неотделимы от авторства. Человек наполняет слово силой... или не наполняет. И сила (как и бессилие) слова бывает разная. Лучше обращаться к текстам, несущим духовную силу. Отсюда и мое замечание.

Ничего нового (и сильного) в вышеприведенных цитатах я не нашел. Есть слова о священстве царственном у ап.Павла. Вот к кому-бы обратиться в первую очередь. В наше время, как помню, эту тему поднимал Петр Иванов. Еще бы привести немногочисленные  цитаты из святых отцов.

Очевидно, эта тема не популярна, поскольку подрывает авторитет жреческой касты. Одна из задач Лурье - прагматическая и политическая - разрушить такой авторитет, на котором построена МП (по его мнению, полностью еретическая и безблагодатная). Чтобы говорить с силой о внутреннем священстве, надо опытно знать благодать, уметь ее призывать и действенно направлять. А тут у Лурье сбой. И у автора второй цитаты - общая фраза... пожалуй, напыщенная.

Прежде чем практиковать Иисусову молитву, надо научиться не осуждать. Это я по поводу неосторожных слов: 'автор - иеромонах, практикующий Иисусову молитву'.

И последнее. Быть правильным православным - в глазах других - можно только мертвым... иногда - и то через пару-другую сотен лет, когда дух улетучится.

Если же тема кажется важной, и ее нужно обсудить, то и поставьте проблему или задайте вопросы...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #5 : 13 Январь 2009, 05:37:15 »

Спасибо, Александр, буду думать.

Может со временем смогу что-то от себя сформулировать. Задать вопросы.


Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #6 : 13 Январь 2009, 09:00:58 »
"Ветхом Завете словом «помазанниками» называли три группы людей: царей, пророков и священников, и это означало, что на них, в отличие от всего народа пребывало некое особое помазание Духа Святого. Часто в начале их служения кто-либо из пророков или священников помазывал их елеем, как символом Божьей благодати и избрания. Но главным образом, слово «Помазанник» относилось к Тому, Которого ожидал народ Израильский, а именно Мессии (Машиях – Помазанник).
Слово «Христос» так и переводится с греческого - «Помазанник», и в связи с этим, необходимо учитывать следующее:
1. Слово «Помазанник» (по греч. «Христос») в Новом Завете употре-----ется либо в отношении Иисуса Христа, Сына Божьего, либо в отношении самозванцев - лжехристов (Мф.24:23; Мр.13:21).
2. Слова «помазание, помазанный» в Новом Завете применяется либо к Иисусу Христу (Деян.4:27), либо ко всем верующим в Него (1 Иоан.2:20,27; 2 Кор.1:21), независимо от их вовлеченности в служение.
3. Употребление слова «помазанник» исключительно в отношении пасторов и проповедников пятистороннего служения по аналогии с царями и священниками Ветхого Завета не может быть правомерно: согласно Писанию – мы все – цари и священники Богу нашему (1 Петр.2:9; Отк.1:6; 5:10).
4. В Новом Завете все христиане помазаны Духом Святым.
5. Использование слова «помазанник» в отношении служителей, согласно христианской традиции, отличается в различных конфессиях. При этом, в любом случае, использовать слово «помазанник» в отношении священнослужителей следует с исключительной осмотрительностью: лишь по некоторой аналогии со священниками В.З., и при этом никак не создавая при этом клан неприкасаемых.
Выстраивание системы жесткой иерархии в протестантских церквях, подчиненной «помазаннику», обладающему пожизненной неприкосновенностью и исключительными правами «де-факто», порождает разделение церкви на два сословия: клир и миряне. В Православии и Католицизме понимание священства подкрепляется определенными каноническими правилами и учением об апостольской преемственности (т.е. передачи особой благодати для служения, передаваемой через рукоположение и идущей от рукоположения апостолов).

В евангельских церквях все верующие являются помазанными Духом Святым, а служение епископов, пресвитеров, пасторов, диаконов, пророков и др. – это просто важные дары в Теле Христовом, имеющие определенные функции для созидания Церкви. Их следует уважать, почитать и слушаться, как учит об этом Библия (1 Петр.5:5), но почтение к служителям строится в первую очередь на понимании их ответственности перед Богом за Божий народ (Евр.13:17), а также по причине их личных качеств, заслуживающих уважения (1 Тим.3:2-7; Тит.1:7-9). Это почтение не раболепное и не граничащее с обожествлением своего руководителя.
Важно понимать сбалансированность в понимании библейского учения о христианских служителях, чтобы не уйти ни в одну из этих обочин: не боготворить их, и не бунтовать или роптать против них."

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #7 : 13 Январь 2009, 09:50:48 »
(c) Денис Задорожный
http://www.prochurch.info/index.php/news/more/14081

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #8 : 13 Январь 2009, 10:47:40 »
Да, он самый, спасибо за поправку, забыла ссылку поставить. Только Подорожный

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #9 : 14 Январь 2009, 07:23:00 »
Я не думала, что так тема повернет. На разговор о полномочиях, церковных спорах, конфликтах.

Но раз уж так вышло - выложу личную ситуацию, которая произошла летом. И свои мысли по поводу нее. Мысли не сегодняшние - а непосредственно после событий пришедшие.

А как сейчас - уж и не знаю,  как правильно. Все так быстро меняется в моей башке. Я уже не очень в той реальности.

Меня  выгнали с православного форума. Священник, окормляющий форум, сказал, что мое присутствие приносит вред и перекрыл возможность постить.


И что самое сложное - я чувствовала и свою вину.

С одной стороны - полная правота (священник где-то высказал суждение на уровне ереси по поводу неспособности русского к богослужению - я вела разговор со множеством оговорок, что не претендую на абсолюную истину, а лишь высказываю то мнение, которое на данный момент считаю верным и хочу это обсудить).

С другой стороны - вина за разрушительные действия, за "преступание предела". Как реальный прожитый опыт. Не на рациональном уровне.

На том форуме была сложившаяся виртуальная община, которая полностью доверяла священнику, какое-то родство иерархическое, встроенность в подчинение.

Я это разрушила. Там после того, как меня забанили, что-то скособочилось, были протесты (временно, конечно, но все равно).

На меня навалилась тяжесть. Два раза отводило от Причастия. Пока не пошла на разговор со священником (через личку). Вроде личный мир между нами восстановился. Но обратно на форум меня все равно не пустили.

Есть понятие системных закономерностей, системных ошибок.

Сложно разбираться, но нужно.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #10 : 14 Январь 2009, 07:35:01 »
Я упомянула ситуацию на одном межконфессиональном форуме и ко мне обратился за советом один молодой человек.

В его церкви (неопятидесятнической) он попал в похожую (на его взгляд) ситуацию - публично выступил против системы пасторского единоначалия (когда пастор, не столько пастырь-служитель, сколь начальник организации), против обязаловки-десятины и других искажений воли Божьей (на его взгляд)...

Он захотел разобраться - прав ли он со своей правотой?

И попросил обосновать, почему я сделала выводы насчет своей вины и насчет  системы.

Я ему описала свои соображения. Сейчас не знаю как оценить ситуацию. Но на тот момент была такая точка зрения (если бы не было реального разговора, этот опыт вообще бы затерялся в куче всего другого, что в то время на меня наваливалось). Привожу мой ответ в следующем посте.

Сил переделыват текст нет, просто его процитирую.
« Последнее редактирование: 14 Январь 2009, 07:53:00 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #11 : 14 Январь 2009, 07:44:33 »
"Я не знаю, смогу ли вам помочь.

Мой личный опыт очень специфичный. У меня с некоторых пор мистика идет. Череда внутренних состояний, непосредственно с жизненными событиями не связанных. То есть, присутствует еще какой-то дополнительный план существования, которого раньше не было.

Это восприятие церковной таинственной глубины. Я не знаю, есть ли выход на подобное восприятие в протестантизме. Вот есть обыденная жизнь - психология, общение, эмоции, правота, неправота... А есть ужасная сила, которая не на виду (та, которая реально может испепелить).

На меня навалилась именно СИЛА. Ощущала гнет, как будто несу непосильную ношу. Так было несколько дней. Если у вас нет опыта подобных состояний, то вам сложно понять, о чем речь. Но это уже не жизнь получается, а полубесчувственное передвижение, цель которого - собрать все силы для этого передвижения.

В один момент в маршрутке слышу (не ушами, а как всплывающий внутренний смысл) к себе обращение (в то время это у меня не редкость было - самой с собой разговаривать - может и не с самой):

- ну как ты.
Отвечаю
- плохо.
- Сама виновата.
- Да, сама.

После этого кто-то вмешался и "разгрузил" меня. Смогла опять сносно дышать. Услышала еще

- больше не ввязывайся.

(И помощь тоже не один раз получала в сложных пространствах, куда на волнах психики заплывала).

Впоследствии я как-то стала перечитывать форумскую тему и копировать посты, чтобы ознакомить нашего священника (он был в курсе, и взгляды на русский язык у нас общие). И опять изнутри беззвучный смысл

- Прекрати.

Я поняла, о чем речь, но как-то невероятно было, не вполне уверена была.

- Что прекрати?
- Не ВВЯЗЫВАЙСЯ.


Вот это слово НЕ ВВЯЗЫВАЙСЯ - оно меня убедило. Оно мост перекинуло к диалогу в маршрутке.

Вряд ли для вас что-то пригодится из того, о чем вам поведала.

Теперь о вашей ситуации. Я могу только высказать свое мнение с позиции церковности, как это понимается ИЗНУТРИ ПРАВОСЛАВИЯ.

На мой взгляд, в церкви должно быть доверие Богу и уверенность в Его присутствии. А значит со священником разберется Бог.

Когда я предпринимала шаги примирения с форумским священником, я как раз на это и рассчитывала. Умалиться, нейтрализоваться - тогда тот груз, который я на себя взяла, автоматом на священника переложится. Теперь пусть это его проблема будет. ВЕРА у меня была в подобную логику событий.

Церковный организм немного по иным законам функционирует, чем общественный. Качать тут права - значит пытаться живое дерево исправить при помощи столярных инструментов - рубанка и пилы.

Церковь вырастает как дерево, а не строится как дом. И многие вещи по законам естественного роста происходить должны. Медленно. В любви. По взаимному согласию. В уверенности, что Бог управит то, что в данный момент худо.

Но в протестантизме, насколько могу судить - все иначе. Может это здание, а не дерево.

Тогда ваша правда - выступайте, настаивайте... Не знаю."

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #12 : 14 Январь 2009, 07:48:05 »
Насчет голосов (которые тогда были, но на данный момент - уже нет).

Я думаю, что это голос того, кто в традиции христианства именуется "ангелом-хранителем".  В античной культуре Сократ его называл внутренним "даймоном" (гением). В современных практиках расширения сознания есть такое определение - "внутренний гуру".

Подобные вещи очень спорны и способны запутать.

В тот момент это мне здорово помогло. Возможности вернуться на форум, чтобы продолжить общения не было - меня отключили. И получился бессмысленный груз, от которого меня освободили, что оценила как благо.

Но на каком-то этапе я так устала от каши в голове, что заняла позицию активного сопротивления по отношению к любым внутренним текстам. Удалось от этого избавиться.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #13 : 14 Январь 2009, 07:51:30 »

В Ветхом Завете есть рассказ о Скинии Завета. Ее нельзя было касаться под страхом смерти.

В один момент, когда Скиния накренилась и чуть не упала, ее поддержали двое носильщиков. И тут же былы испепелены огнем от Бога. Хотя их намерения были самые хорошие.

Тут грозное предупреждение. Указание на важный смысл.

Почему-то в тот момент я именно в этих категориях прожила эту ситуацию. Может это все фантазии - про страшную внутренню силу, под которую не нужно лезть.  Сейчас не знаю. А тогда была уверенна.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #14 : 14 Январь 2009, 10:33:13 »
Может это все фантазии - про страшную внутренню силу, под которую не нужно лезть.  Сейчас не знаю. А тогда была уверенна.
Это не фантазии.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно