Исихазм

Автор Тема: Два священства.  (Прочитано 62429 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #60 : 21 Январь 2009, 02:54:03 »

Цитата: Svetlana
Приведите цитату из Евангелия или святых отцов, чтобы не быть голословной.
В мире ином нам предстоит союз со Христом, ибо душа является невестой Христовой.
  "Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.     Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви "

Светлана, в том, как вы обходитесь с цитируемым текстом, есть неувязка.

"Нам предстоит союз со Христом, ибо душа является невестой Христовой"

Так нам (как множеству) или индивидуальной душе предстоит этот союз? Ведь дальше: "говорю по отношению ко Христу и Церкви..."

Вот хорошая цитата из посланий Климента Римского. Одно время это входило в Новозаветный Канон.
.........................
Итак, братие, если мы творим волю Отца нашего, то мы принадлежим первой Церкви, духовной и созданной прежде солнца и луны […] Посему изберем быть в Церкви жизни, чтобы мы могли спастися. Но не думаю я, чтобы вы не знали, что Церковь живая есть Тело Христово [ср.: Еф. 1, 23 и параллельные места Нового Завета]. Ибо глаголют Писания: мужа и жену сотвори их  [Быт. 1, 27]. Муж есть Христос, жена есть Церковь. И еще Писания и Апостолы глаголют, что Церковь не от настоящего (века), но была изначала . Ибо она была духовна, каков был и Иисус наш, но она явилась в последние дни [1 Пет. 1, 20], чтобы спасти нас. Ныне же Церковь, будучи духовной, явилась во плоти Христа, являя тем самым нам, что, если кто из нас сохранит ее в плоти и не растлит (осквернит) ее, то он получит ее назад во Святом Духе. Ибо сама плоть сия есть вместообразное Духа. Посему никто, растливший вместообразное, не получит действительного. Итак, посему, вот что сие означает, братие: Блюди плоть, чтобы тебе причаствовать Духу. Ныне если мы скажем, что плоть есть Церковь и Дух есть Христос, то истинно, яко бесчестящий плоть обесчестил Церковь. Посему таковый непричастен Духа, Который есть Христос.(2 Клим. 14, 1–4).
.............................

Не берусь пока комментировать. Пусть текст просто повисит  - для общего настроя. Вдруг на что-то выведет.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #61 : 21 Январь 2009, 03:07:41 »
Если же рассматривать с точки зрения личностных отношений  союз Христа и Церкви -  второй личностью этого союза выступает Богородица.

Цитирую Лосского:

Цитата: Лосский
если мы обратимся к образу единения Христа с Церковью у апостола Павла, к образу единения супругов, мы должны будем удостовериться в том, что Христос есть Глава Своего Тела, Глава Церкви в том же смысле, в каком муж есть глава единого тела обоих супругов в браке - "двое в плоть едину"

В этом таинственном союзе /Христа и Церкви/ единое тело, природа, общая двум, получает ипостась Жениха: Церковь есть "Церковь Христова". Но тем не менее она остается второй личностью этого союза, покорной Жениху, и от Него, как Невеста, отличной.

Мы неизбежно должны спросить себя - какова же эта другая личность, личность Церкви, отличная от личности своего Главы? Кто же Невеста в этом союзе "в плоть едину". Какова собственная ипостась Церкви?

У Церкви есть собственная ипостась, ипостась тварная, само сердце Церкви, одна из ее наиболее сокровенных тайн, ее мистическое средоточие, ее совершенство, уже осуществившееся в одной человеческой личности, полностью соединенной с Богом и не подлежащей ни воскресению, ни суду. Эта личность - Дева Мария, Матерь Божия, Та, что дала Свое человечество Слову и родила Бога, ставшего человеком. Та, что добровольно стала возможностью, средством к воплощению, осуществленному в Ее природе, очищенной Духом Святым.

Но Святой Дух сошел еще раз на Пресвятую Деву в день Пятидесятницы... и пречистая природа, носившая в Себе Слово, вошла в совершенное единство с Божеством в личности Матери Божией... смерть больше не имела над Ней власти; как и Ее Сын, Она воскресла и взошла на небо, - первая человеческая ипостась, осуществившая в Себе конечную цель, ради которой был создан мир.

Таким образом Церковь и вся вселенная имеют отныне свое завершение, свое личное совершенство, открывающее путь к обожению всей твари.

Святой Григорий Палама в своих беседах, посвященных Пресвятой Деве Марии, видит в Божией Матери тварную личность, соединяющую в Себе все совершенства тварные и нетварные, абсолютное осуществление красоты мироздания. Матерь Божия по словам этого учителя Церкви, есть "грань тварного и нетварного" . Она перешла грань, отделяющую нас от будущего века. Поэтому, свободная от условий времени, Дева Мария является причиной того, что Ей предшествовало; Она одновременно главенствует над тем, что наступило после Нее. Она дарует вечные блага. Именно через Нее люди и ангелы получают благодать. Ни один дар не принимается в Церкви без помощи Божией Матери - Начала Церкви прославленной. Как достигшая предела становления, Она главенствует над судьбами Церкви и вселенной, которые еще раскрываются во времени.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #62 : 21 Январь 2009, 06:14:27 »
Цитата: Alexander
Маска, а как Вы понимаете слова:  пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы (и у Осии еще: и Боговедения более, нежели всесожжений)?

Я помню ваш текст на эту тему. Осмелюсь его публиковать, он ведь прямо как специально для этой темы:

Цитата: Alexander
В законнической и жреческой среде (в нее погружено современное православие) выработан следующий путь к святости по этапам:

1. Принесение жертвы в лице/виде другого. Жрец (священник), не обладая собственной святостью, творит жертвоприношение. Именно такой порядок отношения человека с Богом и привел к распятию Христа. Именно поэтому святые и распинаются миром до сих пор.

2. Принесение себя в жертву Богу. Это путь аскетический, монашеский или самопожертвования (в миру). Этот путь также построен на священнодействии (подвижничества) с соблюдением определенных правил и условий этого мира. По этому пути шел Иоанн Предтеча, который и считается родоначальником христианского монашества.

Второй путь (вобрав первый) находит свое завершение и исполнение, когда приходит Господь.

Так открывается третий путь: любви и милости. И Господь призывал идти именно по этому пути: милости хочу, а не жертвы. Мир не смог принять третьего пути, сделав из Господа Жертву. И делает жертву из Его святых доныне. Третий путь доступен немногим: за него, как правило, выдается первый путь (образчик для мирян) и второй путь (образчик для монахов).

Духовное величие Иоанна Предтечи в том, что, встретив Господа, он умалился (и принес в жертву себя). Следующие (только) по первому пути на такой подвиг не способны - они приносят в жертву Господа, чтобы выжить, - без освящения себя... Посему и любой (литургисующий) священник, который не сораспинается со Господом, распинает Его.

Этим путям должно соединиться, но, к сожалению, единения не было и нет. Почти нет...

А можно вас попросить его пояснить? Тут ничего нельзя добавить про этот "третий путь".

" Мир не смог принять третьего пути, сделав из Господа Жертву." - а если бы мир принял этот третий путь - какое развитие событий вы видите (хоть история и не знает сослагательного наклонения, но ради понимания смысла можно попробовать  им воспользоваться).

Вы думаете, Жертвы (Крестной) не было бы? Какой еще сюжет тут возможен?

Про жертву и ее смысл - это я с вашей подачи думать стала. Но это еще не на один год хватит размышлений. При каждом удобном случае задаю вопросы - глядишь - и когда-нибудь пазлы сойдутся.



Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #63 : 21 Январь 2009, 06:36:15 »
ЖЕРТВА

Про жертву отдельный разговор. Это понятие тоже нуждается в прояснении.

Долгое время в отношениях человека с Богом процесс жертвоприношения (храмового) носил условный характер. Отрывая от себя, человек, по сути ничего не мог дать Богу. Только знак преданности. Еще шел мощный поток информации о будущем смысле будущей Жертвы. Подготавливалось понимание будущих событий как Богова Жертвоприношения.

В случае с Христом жертва настоящая, не условная - это видимая сторона скрытого деяния. Это реальное дело, которое могло быть совершено только через кенозис, умаление, принятие безмерных страданий и смерти. Но акцент следует делать все-таки не на жертвенности страданий, а на самом деянии.

По большому счету жертва как таковая, если за ней нет конкретного делания, никому не нужна.

Мучения же Христа - это "родовые мучения", осуществление дела спасения, сопряженное с такими страшными издержками, в силу "поломанности", болезненности мира сего..

Не зря Господа называют "благоутробным".

Из богослужебного текста про Богородицу:

«На Кресте зрящее Тя, Христе, Мати Твоя волею посреди разбойников висящю, растерзающейся утробою матерски глаголаша: Безгрешный Сыне, како неправедно на Кресте якоже злодей пригвожден еси. Иже человечески род хотя оживить яко благоутробен».

Тут этот образ родов - он явлен. Про Богородицу знаем, что Она "без истления Бога Слова рождшая", т. е. без страданий. То есть получается, Ее настоящие роды были при Кресте, страдания не физические. Пир кресте страдала утробою и утробою не вещественной, не плотской.

В этом контексте и в проклятии жене вскрывается тот смысл, что это откровение о смысле всех человеческих страданий - что эти страдания увязаны с благим процессом рождения.

/В общем, опять у меня сумбур получился, простите/

« Последнее редактирование: 21 Январь 2009, 07:24:19 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #64 : 21 Январь 2009, 07:06:18 »
ЖЕРТВА.

Я когда-то в разгоне написала про свое понимание жертвы (но это давно было):

Цитировать
А почему жертва обязательно должна быть принесена кому-то?

Я в богословии не очень, больше по жизни стараюсь разобраться.

Вот женщина заводит ребенка: тут родовые муки, уйма потраченных сил, времени, отказ от своих каких-то интересов. И для чего все это?
В итоге разговор:я тебе всю жизнь пожертвовала. А в ответ:а я тебя об этом не просил(а).

Так вот, если она эти силы жертвует кому-то, то это дело сомнительное. Кому-то это может оказаться и не нужным.

А вот если ей самой это нужно, (ну не может она без этого, жизнь без этого вроде и легкая, а никакая), то тут появляется смысл.
В чем-то себя запрячь как лошадь, а в чем-то новое качество жизни получить.

Жертва, в первую очередь, нужна самому жертвователю. Если без нее - неполнота .

А потом у Шмемана почти то же самое прочла, удивилась совпадению:

Цитата: Шмеман
Понятие жертвы прежде всего лежит в области онтологии. Это главное откровение жизни,  ее духовный смысл. Жизнь как жертвенная любовь.

Это самоотдача, совершаемая не потому, что я хочу приобрести себе нечто большее, и не ради удовлетворения объективной необходимости, но потому, что это единственно возможный для меня путь достижения полноты.

Но это все жертва в контексте падшем, больном.

А изначально жертва - это не страдания, не лишения, а иное.

И об этом тоже хорошо у Шмемана:

Цитата: Шмеман
В сказании о творении человек создан как существо алчущее, вот почему  Бог делает мир его пищей.

Человек зависим, и объективно эта зависимость есть рабство. Вот здесь начинается тема жертвы и священства. Священник это прежде всего совершитель жертвоприношения, а значит, это человек, который может свободно преображать эту зависимость. Он - человек, который может сказать "благодарю Тебя".

И в тот миг, когда созданный Богом раб может возблагодарить Его за жизнь и пищу, он становится свободен.

Жертва, приношение благодарения - это освобождение.

Ну и тут ничем иным не закончить как словами из Литургии, начало главной молитвы - Анафоры:

"Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити. Милость мира, Жертву хваления".

Суть Литургии - такое благодарение, такая хвала - такая Мирная Жертва.


« Последнее редактирование: 21 Январь 2009, 07:19:43 от Maska »

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #65 : 21 Январь 2009, 10:48:37 »
" читаем в Евангелии о призвании апостола и евангелиста Матфея. Интересно, что об этом рассказывает нам сам Матфей, но даже он не приводит никаких особенных деталей этого призвания, никаких психологических подробностей, которые нам так нравятся. Все, как в истории с Авраамом: позвали — и пошел. А все остальное мы можем только домысливать. Матфей — мытарь, сборщик податей, налоговик на нынешнем языке. Все мы понимаем, как искусительна эта работа. То есть он собирает деньги с людей вроде не для себя, а для государства, но и для себя ведь тоже. И вот по первому слову Иисуса он оставляет это все и идет за Ним. А кроме того, есть еще один момент: он собирает деньги с народа Божьего в пользу языческого Рима, поэтому в глазах иудеев он — вдвойне грешник, он коллаборационист, он изгой, с ним никто не общается. Может быть он давно хотел бросить эту ненавистную, отягчающую его совесть работу, но не мог, потому что не надеялся на то, что кто-нибудь примет его. И вот Иисус, Учитель, прорывает эту стену отчуждения и безнадежности и зовет его. Как часто мы считаем людей окончательно погрязшими в грехе и проходим мимо них, успокаивая себя тем, что мы-то верующие, в церковь ходим! Это к нам обращены слова Иисуса: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы».
Мф 9:9-13
http://www.bible-center.ru/note/20010921/cath


Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #66 : 21 Январь 2009, 12:15:39 »
***Вы думаете, Жертвы (Крестной) не было бы? Какой еще сюжет тут возможен?***

Думаю, мы не должны абсолютизировать Жертву, ибо Любовь больше ее. И человеческая милость, как проявление Божьей Милости (Любви), больше жертвы и жертвоприношения.

Шмеман рассуждает как жрец, доходя до предела жреческого отношения к Богу и Его Милости. И такое рассуждение уже крайняя редкость. Но дальше он не идет. Не Господь пришел совершить жертву, а люди не приняли Божьей Любви, сотворив из Него Жертву. И мир живет этой Жертвой, потому что отказывается принять большее.

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #67 : 21 Январь 2009, 12:21:37 »
И мир живет этой Жертвой, потому что отказывается принять большее.
Милость.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #68 : 21 Январь 2009, 12:49:39 »
Не вижу многого определенно как в догмах..Пришел на землю Иисус Христос искупить кровью нас..А если хорошо посмотреть на это-да смерть была и добровольная..Но история не закончилась с теми кто в ней принял участие..Если раньше быков резал священик-то священику за это даже от быка не доставалось наказния..То при распятии участникам пришлось понести тоже смерть но кроме ее еще вечные муки-об этой части никто не хочет думать-только до Пасхи- Воскрес и пошли яйца катать с бугра ..радости... но бесы видя крест приходят в ужас от косвенного содействия-потому что делал человек зло..почему злые не трепещут как бесы..может надо до конца рассказывать историю события-Как Ирода ангел с небес нашел быстро и зарезал как отрубили голову Пилату..всё это важно -потому и писали..вот вам милость...за зло надо всегда платить не сейчас так в аду..

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #69 : 21 Январь 2009, 13:11:27 »
отрубили голову Пилату..всё это важно -потому и писали..вот вам милость...за зло надо всегда платить не сейчас так в аду..
Потому и милость, что не жертву, а милость явил нам Христос своей жертвой.
Как ни странно это звучит.
Предупредил об аде своим распятием.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

варюшка

  • Гость
Re: Два священства.
« Ответ #70 : 21 Январь 2009, 13:41:38 »
сколько не пишут о Кресте ,сколько не читаю...не понимаю Распятия умом, вообще эту связку Рождество - Крещение - Распятие - Воскресение. душа трепещет. ум- не понимает, не принимает.

больная тема. говорят, это значит -очень далеко отстоишь от Бога...

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #71 : 21 Январь 2009, 14:15:08 »
вообще эту связку Рождество - Крещение - Распятие - Воскресение. душа трепещет. ум- не понимает, не принимает.
Бог.
Мы пытаемся навесить Ему наши человеческие понятия.
А это БОГ.
Творец всего. Суть всего. И эта "суть всего" опускается до нашего уровня и говорит с нами и дает Путь. Путь Христа.
Дело не в том: Рождество - Крещение - Распятие - Воскресение
А в том, что человек (богочеловек, сын человеческий не зря так себя называет) показывает путь человекам к Богу Отцу.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: Два священства.
« Ответ #72 : 21 Январь 2009, 14:24:52 »
сколько не пишут о Кресте ,сколько не читаю...не понимаю Распятия умом, вообще эту связку Рождество - Крещение - Распятие - Воскресение. душа трепещет. ум- не понимает, не принимает.

Может потому, что пропускаете Преображение?
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

варюшка

  • Гость
Re: Два священства.
« Ответ #73 : 21 Январь 2009, 14:25:58 »
то есть путь каждого верующего лежит через Голгофу, если он истинно пошел за Христом?
и это потому, что мир так и не принимает истинную любовь?
так что ли?
почему я и  уважаю понятие священства и монашества.
истинно - это сознательное взятие на себя креста.
не потихоньку, как миряне,   а сразу - всю тяжесть.
отвержение себя за ради Христа и его Церкви.
кстати, недавно слышала интервью с покойным Патриархом, он сказал в нем ,что его основная функция не административная, а -богослужебная. совершение богослужения.
и ни раз не было о взятии на себя всей тяжести проблем церкви, о распятии себя со Христом.
хотя о таких вещах не говорят...

варюшка

  • Гость
Re: Два священства.
« Ответ #74 : 21 Январь 2009, 14:29:26 »
Может потому, что пропускаете Преображение?
то есть истинный крест получает
уже освобожденный преображенный человек, так?