Исихазм

Автор Тема: Сон и молитва  (Прочитано 23135 раз)

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« : 17 Февраль 2005, 23:00:52 »
Я не могу себя по совету старцев приучить меньше спать. Если один раз бодрствовать больше чем обычно то потом по 15 часов спишь и ничего с собой не сделать... :((

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #1 : 18 Февраль 2005, 00:08:20 »
При активном образе жизни в миру сон должен быть достаточно продолжительным - таким, чтобы силы были восстановлены. Если высыпаетесь за 6-7 часов - и хорошо. Важнее научиться быть более сознательным и не проваливаться во сне. Более легкому сну способствует 1-2 пробуждения в ночное время. Полезно научиться днем (вечером) молитвенно входить в непродолжительный сон длительностью ~10-15 минут. За это время можно хорошо отдохнуть.

Короткие сны опасны еще тем, что разбалансируют психику неподготовленного человека и открывают его явному воздействию невидимого мира - это т.н. выходы из тела, чувственное видение, слышание, обоняние... В процессе молитвенной практики иногда приходится сталкиваться с оккультными феноменами, и, если это для кого-то неизбежно, лучше быть подготовленным, чтобы не попасться в многочисленные ловушки.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #2 : 18 Февраль 2005, 23:56:29 »
Спасибо за ответ Alexander.
Что значит не проваливаться во сне?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #3 : 19 Февраль 2005, 01:03:06 »
Желателен сон легкий и чуткий. Как часто люди засыпают: ложатся на бочок или сворачиваются калачиком и утробно уходят в сновидения, забывая, кто они и где они, шастая по закоулкам сознания и просыпаясь с тяжелой головой и бессвязным языком. Можно научиться тихо засыпать, лежа на спине, отсеивая и утишая мысли, успокаивая чувства, в тишине и молитве. Также тихо и ровно просыпаться, отдохнув, а не устав, во время сна.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #4 : 19 Февраль 2005, 01:33:12 »
Alexander, пожалуйста научите меня, или хотя бы порекомендуйте где можно об этом прочитать  :o

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #5 : 19 Февраль 2005, 12:45:17 »
Ну какой из меня учитель! - так, плохой ученик :) Мы говорили на форуме, что пытаемся в меру своего разумия жительствовать по совету, ибо один у нас Учитель - Христос, все же мы - братья.

Для мирян монашеская аскетическая практика не всегда подходит, да и сложно найти в православной литературе развернутые указания и руководства по "сонному" :) образу жизни.  Можно вынести несколько советов, которые применимы к нам, дополнив их сообразно нашему времени и положению. Что попытаюсь сделать чуть позже.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #6 : 23 Февраль 2005, 19:22:21 »
Alexandr,  я всё жду, а вы всё не пишите и не пишите... :((

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #7 : 27 Февраль 2005, 00:31:04 »
Прошу прощения за паузу.

Из монашеской аскезы, "смягченной" применительно к деятельной жизни в миру, можно выбрать несколько правил "ко сну".

По возможности кровать (ложе) должна быть жесткой и узкой, в комнате не жарко, спать лучше, не раздеваясь (по крайней мере, не разнежено). Для семейных, если есть согласие второй половины, спать раздельно. Как я уже говорил, для более легкого и чуткого сна лежать желательно на спине. Некоторым людям заснуть на спине по началу тяжело, а бессонница их страшит, поэтому приучаться надо постепенно, зная, что наработанную привычку быстро не исправить. Конечно же, ложиться спать надо, не объевшись вечером.

О том, как засыпать. Нельзя проваливаться в сон сразу. Засыпать медленно и с молитвой, предварительно успокоив мысли и сняв (отстранив и утишив) дневные переживания. Не ложиться спать в возбужденном состоянии, успокоившись предварительно. Если есть время и желание, перед сном можно прочесть страницу-другую из книги духовного содержания. Читать надо не критически, а богомыслено, погружаясь в текст, и затем переходя к молитве. На успокоение мыслей, если не было контроля за умом днем, уходит не мало времени. У людей умственного труда (например, у студентов во время сессии :) ), вообще, может наблюдаться ментальная лихорадка, которая продолжается и ночью во время сна. Переживания и страсти дня вводят в чувственные сны, поэтому особой работой является успокоение чувственной части души. В начале такой работы должен подключиться рациональный ум для анализа дневных поступков (действий, слов, мыслей, желаний) и контроля за внутренним состоянием на данный момент. Минимально, что  требуется сделать, это утихомирить свои чувства.

Во время сна. Помогает раз или два за ночь проснуться (хотя бы по будильнику) и снова войти в сон с молитвой. Искусство сна - тема отдельная. Кто-то помнит сны, а кто-то не помнит, у кого-то бывают спонтанные выходы из тела, кто-то путешествует во снах... Поэтому здесь скажу только одно простое и действенное правило - в любых необычных состояниях надо начинать молиться. Молитвенному правилу во время сна очень хорошо "помогают" т.н. нападения бесов, когда как раз и проверяется наша вера, решимость и умение молиться. Одно дело осенить себя крестом на вечернем правиле, а другое - заградить крестным знамением путь бесу, который нападает ночью и только смеется над жалкими потугами. Из плохих снов можно научиться выходить.

Просыпаясь, не валяться долго в постели и не вскакивать сразу, но выходить тихо, чувствуя границу перехода. Некоторые сны полезно запомнить, потому что есть связь между сновидениями и дневными событиями. Эту связь можно поймать.

Днем или вечером для отдыха и сокращения общего времени сна полезны - я об этом уже говорил - короткие, на 5-10-20 минут, погружения в легкий сон.

Пожалуй, для начала достаточно.

Конечно же, работа со сном рассчитана не на дни и недели, а на месяцы и годы. Я буду рад, если кто-нибудь дополнит или исправит сказанное выше.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #8 : 27 Февраль 2005, 06:23:48 »
Хотел добавить еще кое-что. По своему опыту и вполне согласно со св. отцами, черезвычайно важно отходить ко сну и просыпаться с молитвой. Первое настраивает на "бодрственный" молитвенный сон, второе даёт молитвенный заряд на весь последующий день.

Константин Н.

  • Гость
Сон и молитва
« Ответ #9 : 28 Февраль 2005, 19:50:25 »
Цитировать
По своему опыту и вполне согласно со св. отцами, черезвычайно важно отходить ко сну и просыпаться с молитвой.

С какой молитвой? Я перед сном, уже лежа в постели молюсь об умерших и живых родственниках, друзьях. Подскажите как лучше?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Сон и молитва
« Ответ #10 : 28 Февраль 2005, 20:22:50 »
Цитата: Константин Н.
С какой молитвой? Я перед сном, уже лежа в постели молюсь об умерших и живых родственниках, друзьях. Подскажите как лучше?


С Иисусовой конечно. Можно в постели помолиться и о ближних, покаяться в грехах, но засыпать лучше с Иисусовой молитвой. Длинные молитвы требуют напряжение ума и памяти и не позволяют заснуть, Иисусова же (или другая простая краткая молитва) не мешает приходу сна. По пробуждении же она быстро настраивает и восстанавливает ум и сердце в молитвенное состояние.

Anonymous

  • Гость
Сон и молитва
« Ответ #11 : 28 Февраль 2005, 20:39:59 »
Спасибо Evgeny!

ron

  • Гость
Сон и молитва
« Ответ #12 : 03 Март 2005, 15:59:33 »
Розов
Цитировать
С Иисусовой конечно.


Согласна с Evgeny. И далее вы через некоторое время сможете заметить (может через пару месяцев, может через год), что ваш сон укоротился сам собой на час-полтора. Резко влезать в сферу сна принудительными способами не стоит.

Anonymous

  • Гость
Re: Сон и молитва
« Ответ #13 : 05 Март 2005, 14:43:15 »
У меня с этим делом еще хуже.

Утром встаю с такой тяжелой головой, что невозможно молиться.
Как-будто пьяный. И это почти каждый день.
Да и вечером, иногда, так устаю от всяких трудов,
что ноги не держат, а сознание просится в отключку.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Сон и молитва
« Ответ #14 : 17 Январь 2014, 23:16:48 »
Из темы Сон и сновидения:

 Для семейных, если есть согласие второй половины, спать раздельно. Как я уже говорил, для более легкого и чуткого сна лежать желательно на спине.
Засыпать медленно и с молитвой, предварительно успокоив мысли и сняв (отстранив и утишив) дневные переживания.
Во время сна. Помогает раз или два за ночь проснуться (хотя бы по будильнику) и снова войти в сон с молитвой.
Молитвенному правилу во время сна очень хорошо "помогают" т.н. нападения бесов, когда как раз и проверяется наша вера, решимость и умение молиться. Одно дело осенить себя крестом на вечернем правиле, а другое - заградить крестным знамением путь бесу, который нападает ночью и только смеется над жалкими потугами. Из плохих снов можно научиться выходить.

Просыпаясь, не валяться долго в постели и не вскакивать сразу, но выходить тихо, чувствуя границу перехода. Некоторые сны полезно запомнить, потому что есть связь между сновидениями и дневными событиями. Эту связь можно поймать.

Днем или вечером для отдыха и сокращения общего времени сна полезны - я об этом уже говорил - короткие, на 5-10-20 минут, погружения в легкий сон.

Конечно же, работа со сном рассчитана не на дни и недели, а на месяцы и годы. Я буду рад, если кто-нибудь дополнит или исправит сказанное выше.

Александр, воспользуюсь вашим приглашением и добавлю из своего опыта.

Трудно было найти время для молитвы. Пробовал в разное время и вечером, и ночью, и утром. Одно время дожидался, когда домашние лягут спать и ночью молился 1,5-2 часа. Ложась спать, не хотелось спать, но только из благоразумия ложился, чтобы поспать перед работой. Интуитивно не сворачивался в клубок, а лежал на спине, подложив подушку повыше. Даже четки не хотелось выпускать из руки. Переход в сон происходил незаметно и легко. Если так засыпать после ночной молитвы, то во сне продолжалась молитва и просыпался с молитвой.   О, благодатное было начало!

Ночная молитва особенная и есть предупреждения об опасности несвоевременного перехода к ночной молитве из-за утонченных уловок бесов против  молящихся ночью. Я не испытал прямых нападок, возможно потому, что молился крестом. Но после ночной молитвы во сне были нападки по реальности, превосходящие реальность. В таком сне бесы не давали совершить крестное знамение. И это было страшно. После такого сна просыпался в страхе, как если бы сна и не было. Мой духовник, имея страшный опыт ночной брани с бесами в начальном периоде его молитвенного опыта, не советовал мне молиться ночью. Но я не хотел оставлять ночью молитву. Ночью молитва преображалась и я насыщался источником благодати, миром, радостью, горением и т.д. Так что день пролетал в ожидании ночи.

Но в супружестве трудно выдерживать такой образ жизни длительное время по понятному недовольству супруги. И я стал чередовать время молитвы. Нашел вариант  частично спать вечером около часа по приходу с работы и  затем становиться на молитву до полуночи  в любых окружающих обстоятельствах, исполняя правило на 1,5-2 часа. Надо сказать, что это изменило отношение домашних к молитве. Они стали меньше шуметь и даже стучаться в дверь, если им надо было зайти ко мне. А я перестал скрывать от них, что молюсь Иисусовой молитвой.

Я обнаружил, что небольшой вечерний сон после работы очень помогал молитве. После короткого сна утихали все помыслы, чувства и желания, накопившиеся за день. Тело вставало отдохнувшим, а ум свежим. После молитвы я ложился спасть и вставал в 4 утра (это уже не ночь), молился 1 час и затем снова ложился спать до 7 утра.  Спал также по 20 минут по пути на работу и с работы  ( в корпаративном автобусе). В совокупности за день я спал 6-7 часов. Очень тосковал по ночным молитвам. Но Господь показал, что и вечерняя молитва ему угодна, и утренняя, если есть горение к молитве. Некоторое особое благоволение приходило в обстоятельствах шума, смеха и прочих помех за стеной. Но особенно часто утром сразу после сна, когда просыпался с молитвой в сердце и наставлениями  в иступлении ума. 

Так продолжалось до времени, пока я не попал в ловушку превозношения ума.