Исихазм

Автор Тема: Заключить ум в слова молитвы?  (Прочитано 11964 раз)

Владимир Уралов

  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля

Заключить ум в слова молитвы?
« : 25 Июнь 2009, 22:41:42 »
Братья!
Благословите...
Добрый день!
Кто может пояснить, как заключать ум в слова молитвы?

SINAIT

  • Сообщений: 235
  • Простите меня грешного! Поклон Вам!
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #1 : 25 Июнь 2009, 23:29:57 »
Братья!
Благословите...
Добрый день!
Кто может пояснить, как заключать ум в слова молитвы?
Это значит всё внимание только на слова молитвы, не обращая ни на хорошие мылси ни на плохие! Ум голый, только слышит и внимает словам молитвы.
Не грамотный то я!!! Прошу прощения у тех кому режет глаз мои орфографические ошибки в правописании!
С уважением к Вам Денис.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #3 : 27 Июнь 2009, 14:30:07 »
что есть умная молитва?

молитва мыслью? или молитва мозгом?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #4 : 27 Июнь 2009, 15:12:37 »
как заключать ум в слова молитвы?

Хороший вопрос. Вы уже его неоднократно обсуждали, но найти ответы, разбросанные по разным темам, затруднительно. Постараюсь ответить вечером или завтра.

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #5 : 27 Июнь 2009, 20:54:35 »
  Легко уловить разницу между мыслить и говорить про себя.
По началу Иисусова молитва творится устно.Так вот,когда появляется  навык устного(вслух) повторения слов молитвы,можно попытаться молитву проговаривать не в слух,а про себя.Для этого потребно некоторое усилие,усилие захватывает внимание(ум) и ум оказывается в словах проговариваемой молитвы.
   Другой способ:Прочитывать текст молитвы с листа(по церк.славянски или по-русски) сначала вслух потом про себя,но с некоторым усилием воли,собирая внимание на словах(написанных) молитвы.
   Третий способ:Читать молитву в непривычной редакции,например:Иисусэ Христэ,до 18 века "е" произносилось как "э",(осталось ещё такое произношение у старообрядцев).Воля обращается на старание правильно проговорить непривычные для слуха звуки и ум при этом непроизвольно вмещается в слова молитвы.
   Список можно продолжить,общее у этих способов то,что при них работают в одной связке воля-внимание-ум и вскоре ум становится управляемым :-).
   При желании и смирении сам опыт научает тех.приёмам с подачи самого Господа Иисуса Христа,
   Емуже слава подобает,всякая честь,поклонение и послушание во веки веков!
« Последнее редактирование: 27 Июнь 2009, 21:08:32 от d'URIMAR fossoris »
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #6 : 27 Июнь 2009, 21:08:44 »
   P.S.Вот ещё из Википедии:
Цитировать
Однако, имеется способ совершения Иисусовой молитвы, подходящий для всех христиан (не только монахов) «во всякое время и на всяком месте»[5]. Основа, и практически единственное условие этого метода, — внимание — введение внимания в слова молитвы и удержание его в них. Короче, надо просто слышать слова молитвы, произносимые мыслью или голосом. Некто сказал о невнимательной молитве: «Если ты сам себя не слышишь, то как можешь надеяться, что тебя услышит Бог?»
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #7 : 28 Июнь 2009, 14:08:07 »
Есть два основных метода заключения ума в слова молитвы.

Первый можно (отчасти условно) назвать катафатическим (утверждающим) - это внимание умом, постижение им смысла молитвенных слов. Внимание начинается с нерассеянного слышания умом произносимых слов молитвы. Ум не отвлекается на приходящие помыслы, и ум не увлекается долгим рассматриванием каждого слова молитвы. Он переходит от одного слова к другому, и смыслы их проявляются перед внутренними очами, сменяя друг другу и наполняя глубоким смыслом всю молитву.

Второй метод - апофатический (отрицающий). При этом методе ум как бы не вникает в смысл произносимых слов, он только держится за них, будучи нерассеянным,  свободным и безвидным. Этот метод более сложный и требует немалой подготовки.

При правильном использовании первого метода молитва становится разворачивающейся иконой, наполненной глубоких смыслов. Слова наполняются внутренней силой, начинают звучать. "Обычные" слова шуршат как бумага, осыпаются бессильным шепотом пепла, поэтому еще и убегает от них рассеянное внимание: они скучны и безжизненны. Молитвенные слова, наполненные силой, открывают окно во внутренний мир и вводят в сердечное пространство.

Неправильное использование первого метода. Неправильным следует полагать стремление к визуализации, специфическую мечтательность (построенную на излишнем  рассматривании слов молитвы), излишнюю эмоциональную возбужденность. Вообще эту молитву - а при ней ум постепенно нисходит в сердечное пространство - сопровождает на некоторых ее этапах эмоциональное возбуждение в виде покаянного чувства, слез и умиления. Это хорошие переживания, говорящие о правильности пути... Внимание! Как только они становятся самоцелью (т.е. молитвенник начинает ловить их, молиться только ради них, ублажаться ими), молитва скатывается на путь прелести и искушения. Грань же между правильной молитвой и молитвой прелестной тонкая и неустойчивая, она смещается по мере очищения страстей и освоения внутреннего пространства молитвы.

Правильное использование второго метода. Ко второму методу тяготеют люди с развитым и достаточно организованным умом. Особенно если они начитались учебников по безОбразной молитве :) Для этой молитвы требуется некоторая постоянная практика по отвержению умственных и чувственных образов, соединенная с умением безмолвствовать. При этой молитве ум, замолкая, держится за слова как за поплавки, никак не рассматривая их, и постепенно погружается в сердечное пространство, поскольку мешающие (любые) образы расходятся и больше не удерживают его на поверхности. В этом погружении ему приоткрываются неизреченные тайны сердечной жизни человека. Эти тайны, будучи названы или оформлены в образы, теряют свою истинную силу.

Неправильное использование второго метода. Это потеря эмоциональной наполненности, высушенность человека при рациональном ведении молитвы. Человек становится жестким, нетерпимым, принимает рациональное знание о чем-либо (прежде всего о догматах) за истинное знание, и на основе ложного знания судит. Сие означает, что молится он с неочищенным и непробужденным истинным покаянием сердцем. И ум его при такой молитве опускается не в сердце, а уходит в как бы безвидное воздушное путешествие-блуждание - по умственным мирам. В этом путешествии ум  может постепенно демонизироваться.     

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #8 : 28 Июнь 2009, 16:39:04 »
Цитировать
"Обычные" слова шуршат как бумага, осыпаются бессильным шепотом пепла
очень поэтично


Alexander, порекомендуйте пожалуйста, "учебники по безобразной молитве".

И про прелести катафатического метода тоже.
« Последнее редактирование: 28 Июнь 2009, 16:53:05 от Melong »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #9 : 28 Июнь 2009, 17:56:47 »
Alexander, я сам поискал - то, что просил у Вас, видимо, отчасти изложенно
в "Духовных беседах" Макария Египетского. А что еще порекомендуете?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #10 : 28 Июнь 2009, 21:32:56 »
Melong, я говорил про такие учебники с улыбкой. В том смысле что, начитавшись православной подвижнической литературы, для которой общим местом является безвидность молитвы, некоторые начинают понимать даваемые советы слишком безапелляционно, абсолютизируя их.

А так список по молитве Иисусовой у нас в библиотеке немалый. Советы разбросаны по разным текстам. И такой систематизации,как у меня, в них, полагаю, нет.

А что именно Вы нашли у Макария Ег.?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #11 : 29 Июнь 2009, 22:03:04 »
Alexander,
по катафатической молитве -
http://www.hesychasm.ru/library/makari/besed1.htm#bs08
2 вопрос и ответы на него № 2-5, про амплитудное ослабевание-усиление благодатной сладости и благодатной сладости.
Но это не совсем в тему, просто искал в гугле по безобразной молитве и нашел статью с упоминанием Макария Египетского и Симеона Нового Богослова...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #12 : 30 Июнь 2009, 11:54:13 »
Да, слова замечательные. Говорит человек, имеющий опыт, и его слова -даже через перевод - несут в себе свет благодати.

Там есть и о пленении помыслов (заключении ума уже не в слова молитвы, а в неизреченные глаголы благодати):

На это время происходит в помыслах забвение о земном мудровании; потому что помыслы насыщены и пленены Божественным небесным, беспредельным, непостижимым, и чем-то чудным, чего человеческим устам изречь невозможно. В этот час человек молится и говорит: "о, если бы душа моя отошла вместе с молитвою!"

Владимир Уралов

  • Сообщений: 3
    • Просмотр профиля

Re: Заключить ум в слова молитвы?
« Ответ #13 : 06 Июль 2009, 21:57:27 »
Спаси Господи, братья...
Благодарю всех за участие и помощь!
Владимир