Исихазм

Автор Тема: Прилог, помысел, страсть  (Прочитано 57437 раз)

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #30 : 08 Июль 2009, 22:18:56 »
св.отцы и подвижники уделяли внимание подобным аспектам лишь в том объеме в каком это было необходимо дабы не уклониться от Цели которая есть Бог, а не для самопознания...или я ошибаюсь ?
Вот именно. Познавать Бога надо, а Он уже и нас нам покажет.
Остальное от сатаны самонадеянность.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #31 : 08 Июль 2009, 22:48:53 »
Лишь в том объеме?..  :) Этот объем аскетического опыта огромен, и мои малые слова в этой теме - капля по сравнению с океаном их поучений. И Вы не знаете, что познание себя отцы ставили целью, которая ведет к Богу? Да Вы почитайте, как много отцы говорят про отслеживание помыслов и борьбу с ними. И борьбу со страстями. Обращают внимание на любые мелочи, собирают поучения как драгоценности.

Напомню, что практически все аскетические приемы, используемые в христианстве, можно найти в других религиях и практиках. Так что будем сибаритствовать, предаваться лени и греху, чтобы быть не такими, как аскеты-язычники? И будем выдавать лень своей души и тупость своего ума за великую ценность, которую Господь спасет по нашему покаянию? Грехи Господь не спасает, и тем, кто  в них коснеет, в благодати отказывает.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #32 : 08 Июль 2009, 23:06:04 »
Ну что же, Бог в помощь - занимайтесь самопознанием...а я пас...:-)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #33 : 08 Июль 2009, 23:19:35 »
Если бы у меня не было бы внутреннего пережитого опыта столкновений с прилогами, и не только столкновений как непосредственного моментального сочетания с ними, но как возможность "видеть" их приближение, и даже в некоторой степени удерживать их на расстоянии рассматривая что он(это прилог) в себе несет, и если бы я не познала от этого великую пользу для души, то я согласилась бы с Вами 000, но мой мизерный опыт подсказывает обратное-Александр прав.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #34 : 09 Июль 2009, 00:02:50 »
Спасибо Alexander.
Остается несколько вопросов. Ясновидение - что это? Природная особенность конкретного человека "видеть" прилог?
Далее: сны. Во сне человек свободен от грубого шума страстей.
И еще. Вы не упомянули связь с разными видами молитвы: сердечной (или по Паламе) с возможностью выйти на новый уровень самопознания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #35 : 09 Июль 2009, 01:38:30 »
Думаю, ясновидение совсем из другой области. Видение прилогов - это видение своих грехов, начала их зарождения.

Сны бывают разные. Обычно они являются продолжением шума страстей.

Борьба с помыслами - часть аскетической практики, которая сочетается с практикой молитвы, и имеет отношение к разным способам молитвы. При сердечной молитве (когда приходит благодать), грехи обнажаются, и лучше видна греховная основа набегов помыслов. (Здесь я не говорю про благие помыслы.)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #36 : 09 Июль 2009, 01:39:55 »
Хорошее пояснение дали в моем жж. Выношу его сюда.

Кажется, переводчик Влахоса не совсем верно понял переводимый фрагмент (66 гл.), а Феофан Затворник вообще непонятно как перевел (вот его перевод: «Помыслы страстные представляют образы страстных вещей. Действие помышлений невещественно; но они напоминают и влекут к вещественному и бывают причиной плотских грехов»). Речь судя по всему идет о бесформенных (или невещественных) нетварных и тварных ангельских логосах, касающихся чувственных вещей и их усвоении во внутреннем человеке. После чтения славянского Добротолюбия в переводе прп. Паисия Величковского все более менее встает на свои места: «Писание часто называет помыслами логосы вещей, иногда помышления (noemata) именуются логосами, а иногда логосы - помышлениями. Бывает это по той причине, что движение [этих логосов] само по себе невещественно (иными словами бесформенно, как и они сами, в противовес скажем демонским и нашим помыслам, которые всегда являются формой, т.е. либо словом, либо образом чувственной твари): благодаря [чувственным] вещам оно воображается, т.е. принимает [на стадии сочетания] вид\форму\образ (т.к. любая чувственная вещь состоит из формы и материи), и [тем самым это движение] изменяется; таким образом являемый прилог (до того непознаваемый разумом, т.к. бесформенный), познается [разумом = словесной силой, которая и оперирует формами, т.к. ее движение и энергия всегда формальны] и глаголется (может быть выражен словесно, сначала мысленным, потом внутренним, после и внешним словом)».

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #37 : 09 Июль 2009, 01:43:35 »
Чтобы лучше уловить соответствие. То, что прп.Паисий называет логосами, я называю смыслами. Движение (у него), у меня - энергия. 

tpash

  • Сообщений: 318
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #38 : 09 Июль 2009, 07:50:23 »
 .... к Богопознанию вся эта деятельность будет иметь весьма и весьма отдаленное отношение..
 
у меня вспомнился фрагмент книги Антония Сахарова "Духовные беседы", там автор красной нитью проводит сущьность аскетической православной борьбы: "не отдать ума врагу".
Если уж ТАКИЕ (познавшие опытно Благодать Святаго Духа) подвижники об этом явно говорят, то явно этот момент не явняется таким уж второстепенным.
и еще, вот вы говорите:
....Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати
 
Но разве имя Исуса Христа Сына Божия, не есть Тот Свет, просвещая ум Которым, мы в малюхотной части наусаемся различать духов? Различение духов и "острота зрения" духовного ока приходит большинству во время духовного роста, а не сразу де-факто.


Поверьте мне: 2 минуты в аду - это целая жизнь (Дж.Константин, фильм "Константин")

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #39 : 09 Июль 2009, 08:27:08 »
Видение прилогов - это видение своих грехов, начала их зарождения.
Увидел сообщение на форуме - не торопись скорее писать в ответ, рассмотри себя - не грех ли зарождается :)

Чтобы лучше уловить соответствие. То, что прп.Паисий называет логосами, я называю смыслами. Движение (у него), у меня - энергия. 
Ценно. Иначе несводимость какая-то присутствовала.

mehj

  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #40 : 09 Июль 2009, 09:07:45 »
Alexander, нмв,  вы все очень точно здесь сформулировали.

Но, вот это сомнение - не беспочвенно:

....Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати
 

У меня есть ощущение, что помимо внутренней работы очень важны внешние факторы. Например, правильное окружение, тесный контакт с кругом единомышленников. Может быть чье-то, пока не видимое нам заступничество...

Как вы считаете, Alexander?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #41 : 09 Июль 2009, 11:45:06 »
 author 000
 
Цитировать
Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати,

Да это так, и в Евангелии говориться что это дар-ДАР различение духов. Но осознавать их существование можно и не приобщенному. Только это получается несколько размыто.

Цитировать
да и истрезвится без благодатной помощи кому под силу, разве  только очередную иллюзию создать о вытрезвлении.
А вот трезвлению можно учиться и не ощутившему еще благодатной помощи. Это практическое делание к которому могут примкнуть все. Стоит только войти в нее(с благородной целью) как через некоторое время этот труд не останется тщетным, Бог "идет" навстречу, какбы поддерживая начинания.
Цитировать
  Я этот разговор  завел потому что те моменты которые Вы перечислили можно успешно развивать и  применять и не являясь христианином, да вообще не принадлежа ни к какой религии.... но и это не главное это можно развивать и применять вообще черте что исповедуя и черте чем занимаясь (как я ранее например) и несмотря на все развитые способности..... к Богопознанию вся эта деятельность будет иметь весьма и весьма отдаленное отношение..
Опять таки важна правильно выстроенная цель- для чего Вы это делаете.
 
Цитировать
 А необходимость соединения с Богом это центральный момент всего христианства...отсюда вопрос а зачем мне опять в эти дебри лезть.
А как Вы соединяетесь с Богом если не поработаете над собой? Я сколько раз повторяла не пустые слова: что Бог творит все Новое и человека обновляет тоже, но без нашего соучастия, соработничества с Богом- ВСЕ БУДЕТ НАПРАСНО. Да и слова ,что в Царствие Божие ничто нечистое не войдет, сами просят человека побеспокоится об этом.
 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #42 : 09 Июль 2009, 11:47:58 »
Но, вот это сомнение - не беспочвенно:

....Крайне сомнительно  что человек сможет научиться различению духов не вкусив  благодати
 

Вот чего "не понимаю". Разве кто-то сомневался, что благодать нас просвещает и дар различения духов от нее? Так мысль, что без Бога мы не можем делать ничего, проходит красной нитью во всех темах форума. И что благодать Божия никак не исключает нашего соработничества.

В сообщении 000 присутствует очень нехорошая вещь. Как бы приписывается, что я отрицаю исключительное значение благодати. И с какого рожна делается такой вывод, если я на форуме постоянно говорю именно о важности получения благодати, без который все рассыпается?.. Если я говорю об элементах соработничества человека, его сотрудничества - с Богом! - в деле своего спасения, то это никак не исключает Самого Бога. Это очевидно.

Впечатляет другое. Отцы называли умное делание и молитву художеством художеств, искусством искусств. Если в простом ремесле требуется немалая профессиональная подготовка, то сколь большей должна она быть в молитвенном делании! И вот слышим: мы только на милость Бога уповаем! А сами что, сидим - в носу ковыряем? И это путь истинный?.. Если человек уповает на Бога, а Он к нему не приходит, то фальшиво его упоенное ковыряние в носу.

Уже в который раз на форуме вылезает одна и та же змеюка (не человека имею в виду). И пытается жалит каждый раз, когда происходит хоть какое-то продвижение в постижении молитвенного опыта. Зато пустая болтовня о других верах, дальних странах и других тараканах очень даже поощряется.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #43 : 09 Июль 2009, 11:55:50 »
Мне кажется, это от знания. От начитанности - ловить на словах, вкладывая во фразы собеседника содержание своего разумения некоего диспута. "Слово борется со словом" и получает от этого некую усладу. Часто трудно подобрать слова, понимая что есть нечто, что и выразить словами не под силу, потому как все сказанное преломляется чрез позитивное знание собеседника, который только и готов, что разнести в пух и прах твои слова посредством придания иного смысла и оторвано от контекста. Скажешь даже "Я дума, что.." тебе тут же возразят на полуслове "Не можешь ты думать, в твоем "я" уже гордыня.." ;)) Где то так, нескладно ...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Прилог, помысел, страсть
« Ответ #44 : 09 Июль 2009, 12:35:44 »
Думаю, причина немного другая. Она кроется в защите своего невежества. А защищаться невежество может только ложью и агрессией.