Исихазм

Автор Тема: Поясните?  (Прочитано 8441 раз)

Приблудший

  • Гость
Поясните?
« : 15 Март 2005, 15:42:42 »
Здравствуйте!

Я вижу, здесь присутствуют люди, имеющий некоторый мистический опыт. Я хотел бы спросить у вас об одной вещи. Иногда - произвольно или нет, я сталкиваюсь с какими-то явлениями, выходящими за пределы повседневного опыта. Извините, что я говорю очень туманно - мне сложно (технически сложно) описывать это - не уверен, какие слова подбирать. Попробую конкретно. Скажем так, вот сплю я (это всегда происходит где-то на границе сна и бодрствования - либо когда ещё не заснул, либо, когда ещё не проснулся). Затем ощущаю (не физически; чисто аллегорическиэто можно обозначить вторжением какого-то луча что ли, светового, например, теплового) - ощущаю воздействие извне в область лба. Ощущаю присутствие некоей (метафизической) сущности, при этом сам я (от одного факта нахождения рядом с ней) ощущаю ужасающую робость (страх) и беспомощность (хотя в этих состояниях мне никто ещё плохого не делал, не ужасал ничем). Я сейчас рассказываю об одном конкретном случае. Эта сущность говорит мне (укоряет) - почти словесно: "Ты кого делаешь-то? Что творишь?" Испугавшись, я произношу (тоже словесно, насколько это возможно во сне) Иисусову молитву. Мгновенно всё исчезает. И я, очнувшись, лежу в кровати.

Тут надо сказать, что как раз перед этим, за один или два дня, я (нетрезвый) совершил поступок, в котором испытываю серьезное раскаяние. Я сам себя превзошел в своей неизмеримой и бесноватой гордости. На момент явления я поступок не помнил (пьяная амнезия), но постепенно начал вспоминать, и позже попытался хоть как-то загладить его перед пострадавшим человеком.

Побудил меня к этому отчасти вот этот нагоняй. :)

Теперь к сути вопроса: чем является эта сущность, какую природу она имеет? Если это демон/бес, то почему он побудил к хорошему, заставил присмирить гордыню и раскаяться (не надеюсь даже, что я на это способен в полной мере, но хотя бы как могу)? Вниманию же ангелической сущности я недостоин, ангелу и плюнуть-то в меня пакостно. Разве не говорили св. отцы, что подняться до вершин хотя бы мимолетного внимания ангелов - это большое дело? Или я путаю что-то?

С другой стороны, я слышал, мол, "по плодам их судите их" в метафизическом отношении тоже (или опять что-то путаю). Если так, то меня сподвигли на благо. Чисто чувственно я ощущал исходящую от существа строгость, но любовную. Оно не ощущалось неблагожелательным, игривым, издевающимся или злобным (как описывают демонов).

Не могли вы со мной об этом поговорить? Моего разумения не хватает тут разобраться, как и моих знаний.

И ещё один момент с этим связанный: пытаясь делать Иисусову молитву исихастским способом (не имея никаких на то прав, разумеется, и даже не будучи хоть сколько-нибудь воцерковленным), т.е. погружая ум в сердце, я однажды всплыл в то же состояние. Правда, присутствия рядом ничье не ощущалось, хотя было жутко и робко. И светло.

Что это? Я человек изрядно греховный, гордый беспредельно, далекий от истинного раскаяния. Поэтому, я боюсь, что в хорошее место мне не попасть, а молитва моя незаслуженная к худому только и может привести. Духовной практики у меня практически нет.

Кстати, впервые попробовав, я быстренько был отшвырнут в ужас и не-делание видением ужасно улыбавшегося лица. Попробовать ещё раз сумел только через год (наверно, не помню точно). За это время меня нехило так колбасило по жизни и бесновало - и с ножем бегал, и вещи разбивал, и в истерике бился. Удавиться хотел столько раз, что аж вспомнить страшно. У меня едва в молитву не превратилось - всякое дергающее за совесть воспоминание или мнение гнать осознанием возможности самоубийства. Я понимал, что надо что-то менять, и знал куда идти, только вот настоящим намерением это не было, потому и не осуществилось. Тянет-то тянет, да вытянуть не может. Воля нужна.

Ох, прошу прощения, разошелся тут со своими проблемами не по теме. :)

Приблудший

  • Гость
Поясните?
« Ответ #1 : 15 Март 2005, 18:10:38 »
У меня вот появилось такое предположение - а что если лично ко мне это и вовсе не имело отношения (вернее, имело опосредованное, я был второстепенным объектом). А дело касалось только того человека? И тогда воздействие сущности лично на меня ничего не может сказать о её природе, поскольку она ориентировалась вовсе не на меня в этом воздействии? Может такое быть?

Скажем, какой-нибудь "целитель" "исцеляет" кого-то силой извне, исцеленному - потешить раны. Целителю - потешить гордость. В итоге всем плохо. Хм.

Мне кажется, это правдоподобно.
Мне кажется, я это и подумал в самом-самом начале.
Тогда и с природой силы всё ясно однозначно.

По-моему, я сам уже ответил на вопрос. :)

Но мнения выслушать рад буду.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Поясните?
« Ответ #2 : 15 Март 2005, 18:25:19 »
Дорогой гость,

То что Вы ощущаете страх и беспомощность во время посещения этого существа является признаком того что это не благодатное явление. Посещения благодати всегда приносят в душу мир, любовь, смирение и несомненное чувство личного присутствия Божия. Даже если это существо укоряет Вас в грехе, это ещё ничего не значит, демоны невероятно хитры и умеют "прикидываться" ангелами и внушать нечто с виду похожее на правду для того чтобы мы им доверились. И то что явление исчезает после произнесения Иисусовой молитвы - ещё одно тому доказательство.

Молитву Иисусову всегда можно творить умом или словами, особенно в моменты таких искушений как у Вас. Но прежде чем заниматься сведением молитвы в сердце исихастским способом, Вам требуется как следует покаяться и постараться изменить свою жизнь, не грешить делами, не напиваться, постепенно воцерковиться и включться в ритм и духовной жизни, найти хорошего духовника. Вам предстоит яростная борьба со страстями, видите до чего они Вас довели? Первое время будет очень трудно, враг без борьбы не отступает. Христос сказал - "Этот род изгоняется только постом и молитвой" (пост имеется в виду не только как воздержание от мясной пищи, но вообще воздержание от страстей плотского человека). Поэтому Иисусова молитва пусть будет Вашим главным оружием. Человек не может сам спастись от рабства страстям и бесам, только Христос спасает - "Если Сын вас освободит, истинно свободны будете", "Всякий делающий грех есть раб греха". Наше же дело - призывать Его всегда на помощь через частую молитву. Призывайте Христа всегда и верьте что Он вас защитит и спасёт, и сами прилагайте усилия насколько возможно. Потребуется много терпения и времени, но цель стоит того - освобождение от рабства страстям, вечная жизнь и радость в любви и в Боге. Спаси и сохрани Вас Господи!

Андрей Приблудший :)

  • Гость
Поясните?
« Ответ #3 : 15 Март 2005, 20:33:46 »
Уважаемый Евгений!

Я вижу, Вы не захотели обратиться ко мне по псевдониму, поэтому исправляю свою ошибку и пишу имя. Чрезвычайно признателен Вам, что вы нашли время для подробного и поучительного ответа. Уверяю, мой вопрос и я вместе с ним не стоили и десятой доли того внимания, которое Вы решили уделить.

Внушенное оказалось для меня действительно похожим на правду (это значит только то, насколько я далек в действительности далек от различения правды и лжи). Однако, сомнения у меня были изначально; чисто рационально "вычислить" всё это оказалось для меня затруднительно из-за зияющего черной дырой недостатка информации и наставления. Вы в одном абзаце лишили меня стольких философствований, на которые мне потребовались бы недели и месяцы, и в результате которые привели бы к пустому в своей двойственности выводу в никуда.

То, что я пока не могу заниматься молитвой этим способом, мне теперь ясно. Нужно было разбить себе нос об эту стену, чтобы понять - не просто так она проходится. Насчет покаяния - иду пока по-тихонечку, маленькими шажками, сорваться очень не хочется. Падал, дно видел, больше туда идти - беда. Зато пришло понимание, где поверхность искать. Поскольку на утопление ушли многие годы (разрывы с людьми, вскармливание грехов, магия и весь прочий набор с атеизмом впридачу), думать, будто всплыть можно за пару лет - безумно. И, видимо, безумно вредно, поскольку приведет к срыву и повторному погружению, кто тогда знает, смилостивится ли Господь ещё раз и сумею ли я найти его милость. К тому же, падение это начиналось далеко не близко от поверхности.

Что же касается мистического духовного пути (именно - умное делание), мне в любом случае придется когда-нибудь на него встать. Потому что рухнул я в своё время здесь, и подниматься мне тут же. Впрочем, всё взаимосвязано, без одного нет другого.

Спаси и сохрани Вас Господи!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Поясните?
« Ответ #4 : 15 Март 2005, 20:41:14 »
Я присоединяюсь к мнению Evgeny. Вообще, к покаянию могут (и должны) побуждать любые события в нашей жизни. Безотносительно от кого был "нагоняй" - это повод осмыслить свое поведение.

Хочу еще отметить, что ощущение неуверенности и страха при измененных состояниях сознания (напр., в тонком сне) - явление обычное по началу, тем более, если рядом появляется невидимое существо. Такой же страх может испытывать ребенок, попав в незнакомое место без родителей.

Исихастский способ Иисусовой молитвы - это образ жизни прежде всего, а затем уже специфические методы наподобие погружения ума в сердце. Если жизнь посвящается Богу, то и ум погружается в сердце. Святые отцы говорят, что наши страсти суть бесы. Эти слова нужно понимать буквально. Мы отказываемся видеть ужасные лики наших страстей, потому что влекомы ими. Мы боимся посмотреть на них прямо, потому что они - хозяева.

Мы понимаем, что надо что-то менять, и знаем куда идти, только вот настоящим намерением это не является, потому и не осуществляется. Тянет-то тянет, да вытянуть не может. Воля нужна.

Розов

  • Сообщений: 41
    • Просмотр профиля

Re: Поясните?
« Ответ #5 : 15 Март 2005, 22:21:46 »
"То что Вы ощущаете страх и беспомощность во время посещения этого существа является признаком того что это не благодатное явление. Посещения благодати всегда приносят в душу мир, любовь, смирение и несомненное чувство личного присутствия Божия" Evgeny

Я встречал в критике христианского вероучения такое утверждение : " Павла по дороге в Дамаск обратил дьявол, т. к. те же самые "симптомы": свет, страх, растерянность и т.д."

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Поясните?
« Ответ #6 : 15 Март 2005, 22:47:35 »
Цитата: Розов
Я встречал в критике христианского вероучения такое утверждение : " Павла по дороге в Дамаск обратил дьявол, т. к. те же самые "симптомы": свет, страх, растерянность и т.д."


Ап. Павел был в "трепете и ужасе" от ощущения присутствия Божия. Человеческими словами трудно описать разницу между леденящим душу страхом который приносит диавол, и между священным потрясением (трепетом и ужасом) вызванноым посещением Божиим. Всякая встреча с миром иным повергает человека в ужас, но ужас от диавола очень далёк от Божественного ужаса. Научиться по "духовному вкусу" отличать одно от другого есть необходимая часть духовного опыта. Св. отцы приводят такое сравнение - вино и уксус похожи на вид, но разницу можно определить только попробовав и то и другое на вкус. Также бывает и с различением  благодатнх и диавольских посещений.

"[Хотя враг], укрываясь от неопытных, пытается свое обольщение выставить [под образом] действия благодати, но время, опытность и чувство обыкновенно обнаруживают сатану перед теми, которым не безызвестно совершенно его коварство. Гортань, по слову Писания (см.: Иов 34, 3), различает яства, то есть вкус духовный показывает ясно и безошибочно все, каково оно есть."

"Следует знать, что Божественный страх не имеет трепета, но трепетную радость, образующуюся с помощью молитвы в пламени Божественного страха."
Прп. Григорий Синаит

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Поясните?
« Ответ #7 : 23 Март 2005, 16:57:17 »
Если я что-то правильно понимаю, то попробую прибавить капельку своих соображений. Иисусова молитва, если она искренняя, подходит для любого человека.
 Интересные слова я встретил в описании жизни Иоанна Кронштадтского. У него спросили
 - Верят ли бесы?
Он ответил
 - Верят, но трепещут.
 В этом смысле вреда от Иисусовой молитвы быть не может, вред может быть от неправильного ее употребления, от воспитания в себе той же гордыни, опираясь на молитву (явление совсем не редкое). А вообще все верно было сказано о чувствах человека, встречающегося с чем-то непонятным или просто новым. Наша внутренняя природа гораздо "умнее" развитого разума и сигналы подает сразу же, только кто-то их не чувствует.
 Я, например, перед тем как попасть на этот форум довольно много времени провел за попытками что-то для себя и своей практики вытащить с форумов, посвященных восточной культуре. За одно могу сказать им всем большое спасибо - слово "исихазм" я нашел там же. А когда первый раз вошел на этот форум и почитал некоторые темы и ссылки, то возникло ощущение, что я наконец-то домой пришел. Перепутать его с чем-то другим было трудно.