Исихазм

Автор Тема: Наследие форума или повторение - мать учения  (Прочитано 19909 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #60 : 09 Февраль 2010, 23:46:24 »
Задал вопрос на сайте Одесского Святотроицкого собора настоятелю о. Виктору и получил следующий ответ:

http://www.troitskiy-sobor.od.ua/11/423/

Цитировать
Вопрос #43 от Игоря (9.02.2010)

О. Виктор, чтобы Вы могли посоветовать почитать начинающему делателю Иисусовой молитвы? Спаси Господи за Ваши труды!

Ответ:

Прочитайте книгу “Откровенные рассказы странника”

Мне нравится Слово Митрополита Сурожского Антония (Блума) об Иисусовой молитве.

Те, кто читал “Откровенные рассказы странника” знакомы с выражением “Иисусова молитва”. Так называется краткая молитва: Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, помилуй мя, грешного, повторяемая непрестанно. “Рассказы странника” – это повествование о человеке, который хотел научиться молиться непрестанно (1 Фес. 5, 17). Но поскольку человек, чей опыт передан в этой книге, был странником, многие его психологические особенности, а также тот способ, каким он научился молитве и как употреблял ее, обусловлены именно его образом жизни, и это делает книгу менее общезначимой, чем она могла бы быть; и все же она – наилучшее введение к этой молитве, которая представляет собой одно из величайших сокровищ Православной Церкви.

Эта молитва глубоко коренится в духе Евангелия, и не напрасно великие учители Православия всегда подчеркивали, что молитва Иисусова заключает в себе всю суть Евангелия. Вот почему молитвой Иисусовой во всей ее полноте может молиться только тот, кто принадлежит Евангелию, кто действительно член Церкви Христовой. Все Евангельское благовестие, и более того – вся реальность Евангелия заключается в имени, в личности Иисуса. Если вы возьмете первую часть молитвы, вы увидите, как она выражает нашу веру в Господа: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. В самом сердце молитвы мы находим имя Иисусово; это имя, перед Которым преклонится всякое колено (Ис.45,23), и когда мы произносим его, мы утверждаем историческое событие Воплощения. Мы утверждаем, что Бог, Слово Божие, собезначальное Отцу, стало человеком и что в Его личности полнота Божества обитала среди нас телесно (Кол. 2,9).

Для того, чтобы в галилеянине, в пророке израильском увидеть воплотившееся Слово Божие, Бога, ставшего человеком, мы должны быть водимы Духом, ибо и Воплощение Христа и то, что Он есть Господь, открывается нам только Духом Божиим. Мы называем Его Христом и тем самым утверждаем, что в Нем исполнились ветхозаветные пророчества. Говоря, что Иисус есть Христос, мы признаем, что вся история Ветхого Завета – наша, что мы принимаем ее как истину Божию. Мы называем Его Сыном Божиим, ибо знаем, что Мессия, Которого ждали иудеи, человек, которого Вартимей называл Сыном Давидовым, есть воплотившийся Сын Божий. В этих словах заключено вкратце все, что мы знаем, все, во что мы верим об Иисусе Христе на основании Ветхого и Нового Завета и многовекового опыта Церкви. В этих нескольких словах мы произносим полное и совершенное исповедание нашей веры.

Но недостаточно исповедовать так свою веру, недостаточно верить. Бесы также веруют и трепещут (Иак. 2,19). Веры недостаточно, чтобы осуществилось спасение, она должна привести к правильному отношению с Богом; итак, исповедав во всей полноте, точно и ясно, нашу веру во Христа как Господа и как личность, веру в Его историчность и Божественность, мы ставим себя перед Ним лицом к лицу в правильном сознании: Помилуй меня, грешного!

Это слово – помилуй – употребляется во всех христианских Церквах, а в Православии это ответ народа на прошения, произносимые священником. Греческое слово, которое мы находим в Евангелии и ранних литургиях – elehson, “элеисон”, , “элеон”, обозначающее оливково дерево и его масло. Если мы просмотрим весь Ветхий и Новый Завет, отыскивая все места, связанные с этим основным понятием, мы встретим его в целом ряде разнообразных притчей и событий, позволяющих полностью понять значение слова. Образ оливкового дерева мы находим в книге Бытия. После потопа Ной посылал птиц, чтобы выяснить, есть ли суша, и одна из их, голубь – и не случайно именно голубь – вернулась с маленькой оливковой веточкой. Эта веточка была для Ноя и всех находившихся с ним в ковчеге вестью, что гнев Божий престал и что Бог дает человеку возможность начать все заново. Все, кто находится в ковчеге, могут снова поселиться на твердой земле, попытаться жить по-новому и никогда больше, если только сумеют, не подвергаться гневу Божию.


В новозаветной причте о милосердном самарянине оливковое масло возливается для того, чтобы облегчить боль и исцелить раны. В помазании царей и священников в Ветхом Завете опять же на голову их возливается масло в знак благодати Божией, которая нисходит и изливается на них (Пс.132, 2), давая им новую силу совершать то, что вне человеческих способностей. Царь должен стоять на пороге между волей людей и волей Божией, он призван вести свой народ к исполнению Божией воли; священник также стоит на этом пороге, чтобы провозглашать волю Божию и даже больше: чтобы действовать за Бога, возвещать повеления Божии и осуществлять Божии решения.
Масло говорит прежде всего о прекращении гнева Божия, о мире, который Бог предлагает людям, согрешившим против Него; оно говорит, далее, об исцелении нас Богом для того, чтобы мы могли жить и стать тем, чем призваны быть; и так как Он знает, что мы не способны своей собственной силой исполнить ни Его волю, ни законы нашей тварной природы, Он обильно изливает на нас Свою благодать (Рим.5,20). Он дает нам силу на то, чего иначе мы не могли бы делать.
Слова “милость” и “помилуй” по-славянски – того же корня, что и слова, выражающие нежность, умиление; и когда мы произносим эти слова –eleison, have mercy on us, помилуй, мы просим Бога не только избавить нас от Его гнева, – мы просим о любви.
Если мы вернемся к словам Иисусовой молитвы – Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, то увидим, что первые слова точно и полно выражают евангельскую веру во Христа, историческое воплощение Слова Божия; а конец молитвы выражает все многогранное богатство взаимоотношений любви, существующих между Богом и Его творением.

Молитва Иисусова известна множеству православных как молитвенное правило или как добавление к нему, как одна из форм поклонения, возможность мгновенной молитвенной сосредоточенности, доступная в любую минуту, при любых обстоятельствах.

Многие писали о физических аспектах молитвы, дыхательных упражнениях, внимании к биению сердца и целом ряде других, менее значительных черт. Добротолюбие полно подробных указаний о сердечной молитве, даже со ссылками на технические приемы, разработанные суфизмом. Древние и современные Отцы занимались этой темой и всегда приходили к одному выводу: никогда нельзя браться за физические упражнения без неукоснительного руководства со стороны духовного отца.

Но что доступно всем, что даровано Богом – это сама молитва, повторение слов без какого-либо физического усилия, даже без движений языка, молитва, которой должно пользоваться систематически для того, чтобы достичь внутреннего преображения. Больше, чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас.

Молитва Иисусова употребляется двояко: это такой же акт богопочитания, как и всякая другая молитва, а на уровне аскетическом это фокус, собирающий внимание воедино и позволяющий хранить его в присутствии Божием.

Эта молитва – очень добрый спутник, дружелюбный, всегда близкий и вполне личный, несмотря на кажущуюся однообразность при ее повторении. В радости или горе она, когда станет привычной, является силой, оживотворяющей душу, всегда готовым откликом на любой Божий призыв. Слова святого Симеона Нового Богослова применимы ко всему ее действию на нас: “Остальное же, что бывает при этом, узнаешь после”.

http://www.troitskiy-sobor.od.ua/11/423/

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #61 : 10 Февраль 2010, 02:19:24 »
Спасибо за приведенный ответ.
Интересно, значит о.Виктор тоже считает, что "технические приемы разработаны суфизмом".
Тогда вполне допустимо, что зикр
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зикр
и ИМ имеют как минимум общие корни.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #62 : 10 Февраль 2010, 09:46:52 »
Цитировать
Интересно, значит о.Виктор тоже считает, что "технические приемы разработаны суфизмом".
Тогда вполне допустимо, что зикр
http://ru.wikipedia.org/wiki/Зикр
и ИМ имеют как минимум общие корни.

Большое спасибо, про Зикр очень интересно было прочесть. Очень помогает снизить ощущение исключительности :) Слава Господу, за Его полноту и премудрое промышление о ВСЕМ мире!!!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #63 : 10 Февраль 2010, 10:01:13 »
Интересно, значит о.Виктор тоже считает, что "технические приемы разработаны суфизмом".

Это, скорее всего, вычитанное - схема, выпавшая из ученых голов. А вообще, на пустой вопрос - дан такой же пустой ответ...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #64 : 10 Февраль 2010, 10:27:26 »
Цитировать
Это, скорее всего, вычитанное - схема, выпавшая из ученых голов. А вообще, на пустой вопрос - дан такой же пустой ответ...

Кажется не такой уж он и пустой - этот ответ, он просто общий. А вопросы подобные этому не раз задавались и Вы лично на них отвечали ...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #65 : 10 Февраль 2010, 11:42:55 »
Вы не совсем поняли. Если бы только-только пришли в церковь, чуть-чуть услышали об умной молитве, то Ваш вопрос о том, что почитать начинающему делателю, был бы уместен... возможно. И этот вопрос косвенно свидетельствовал бы о Вашей внутренней несамостоятельности, неумении и нежелании найти правильный ответ у признанных авторитетов. Но ведь Вы не такой... И Ваш вопрос становится игрой (для ума). На пустой вопрос следует такой же пустой и безликий - общий - ответ. Кстати, из него и извлекается прозелитом какая-то побочная, совершенная ненужная - в контексте данного вопросоответа - часть о зикре. Был бы вопрос не пустым, и ответ мог бы наполниться смыслом.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #66 : 10 Февраль 2010, 15:00:39 »
Цитировать
И Ваш вопрос становится игрой (для ума).


На самом деле, это был не мой вопрос, просто для одного моего друга, хотел дать подтверждение, что батюшка, который для него авторитет, тоже считает важным УД. Что возможно и его сподвигнет к поиску.

Хотя на самом деле согласен доля игры и экзаменации батюшки тоже имела место ...

Цитировать
Кстати, из него и извлекается прозелитом какая-то побочная, совершенная ненужная - в контексте данного вопросоответа - часть о зикре. Был бы вопрос не пустым, и ответ мог бы наполниться смыслом.

Да, с этим не поспоришь, я тоже заметил даже по формулировке тем, если действительно ставишь настоящий вопрос (в потоке, что ли если можно так сказать сознания), то тема развивается совершенно по иному, чем умственно-притянутая и в итоге мертворожденная.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #67 : 10 Февраль 2010, 17:39:18 »
***Хотя на самом деле согласен доля игры и экзаменации батюшки тоже имела место ...***
 :roll: :-D

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #68 : 10 Февраль 2010, 17:47:23 »
 :-)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #69 : 12 Февраль 2010, 12:14:15 »
Цитировать
Делатель же жатвы Христовой, каким был митр. Антоний, совершенно не занимается прямым устроением чьих бы то ни было судеб. Он не берёт никого за руку и не тащит туда, куда он считает нужным. Он, как я уже сказал, именно свидетельствует, показывает, обнаруживает пред всеми: вот - Христос, вот что Он значит в моей жизни; если хотите - идите к Нему, только сами. Вот в этом "сами" и коренится пастырский метод Владыки, который базируется на глубоком, подлинно евангельском уважении к личности человека, к свободе его нравственного выбора.

К большому сожалению, именно эта, чрезвычайно важная сторона христианства остаётся плохо понимаемой и реализуемой в нашей современной православной действительности. Традиционно в России личность категорически не уважают. Это общее, фундаментальное, и, боюсь, неискоренимое до конца времён основание всей нашей жизни проникает и в Церковь, и, увы, составляет одну из основ нынешней духовнической идеологии и практики. Между тем совершенно очевидно, что никакое христианство невозможно без понимания того, что Бог не только любит нас (любовь в российском понимании - штука своеобразная; мне приходят на память размышления Пятачка по поводу Слонопотама: любит ли тот поросят, и главное - как он их любит…), но и безмерно уважает всякого человека. Осознание этого естественно порождает и ответственность за свою жизнь пред самим собою, Богом и людьми. Только личная, свободная и уважительная к себе ответственность может по-настоящему реализоваться в любовь к Богу и ближнему. Именно это и находят люди у Владыки; пастырство, основанное не на авторитарном духовничестве, но на уважении к человеку, даёт великий творческий импульс, который реально приносит и всегда будет приносить добрые плоды.

 человек не просто лично ответственен, но именно нравственно ответственен за себя и за Церковь, за свои отношения с Богом и ближними. Основа таких отношений - человечность, порядочность, честность, незашоренность какой бы то ни было идеологией, христианское дерзновение - всё это и есть евангельская нравственная жизнь. Несомненно, что она чрезвычайно востребована сегодня; и это то, что располагает к образу и учению Владыки не только христиан, но и всех нормальных порядочных людей.

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1512/

m-vv68

  • Сообщений: 100
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #70 : 16 Февраль 2010, 13:43:16 »
За те несколько дней, в которые я нахожусь на Форуме я узнал:
1. Здесь есть люди, способные вербализировать свои мысли и чувства, относящиеся к исихии, чего не удавалось мне увидеть (по моей неопытности и слепоте) при четырехлетнем чтении писаний с.о.
2. Во мне плохого гораздо больше, чем я думал, т.к. за такое малое время "умудрился наследить".

За 1-ое: спасибо большое. Что касается 2-го: простите меня за мою "неотесанность".

 

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #71 : 28 Февраль 2010, 15:38:49 »
От Александра

Цитировать
Чтобы компетентно говорить о других практиках, надо быть знакомым с ними опытно. Мы говорим здесь о православном пути, и, как мне видится, должны избежать двух крайностей: размывания умного делания в угоду синкретическому духу современности (пример такого размывания у А.Позова в его «Сокровище ума и сердца» http://www.bvw.ru/pozov/tm.htm ) и ментального замыкания на терминологии и опыте отцов прошлого (иногда под этим прошлым почему-то понимается лишь опыт и взгляды на умное делание русских подвижников 19 века). Такое замыкание наблюдается и в современной патрологии, для которой уже зачастую нет живых в Боге Максима Исповедника, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, а есть иконно-бумажные МИ, ГрСин, СимНБ…

Одной из немногих попыток говорить об опыте святых отцов языком современности была статья митр.Антония Сурожского «О созерцании и подвиге» -  http://www.hesychasm.ru/library/praksis/antony.htm, в которой упоминается о центрах (местах сосредоточения): головном, горловом, грудном, сердечном. Введение понятия «центр», прямо не используемого отцами прошлого (они говорили о месте: голове, горле, груди, сердце, пупке…), приветствуется, естественно, не всеми, тем более что о центрах сил в человеке говорится много в других практиках. Говорить больше о проблеме соответствия мест сосредоточения (в православной практике) и центров (в практиках иных) здесь я не буду – это отдельная тема.

В рамках данного разговора для нас важно знать, что о месте сосредоточения в районе сердца - сердечном центре (чакре) – известно в разных религиозных и оккультных практиках. Я считаю, что мы не должны игнорировать этого факт, и, если занимаемся умным деланием, нам полезно знать из описаний, как проявляет себя сердечный центр. Полезно нам это потому, что и при собственной молитве, и в описаниях молитвенных действий, которые встречаются у православных подвижников, мы сталкиваемся с определенными психосоматическими переживаниями и опытами в районе сердца.
Найти истинное место таким переживаниям можно лишь тогда, когда начнет открываться духовное сердце. Об этом говорят св.отцы, называя некоторые благодатные проявления такого раскрытия - это внутренний мир (смирение), тишина, ясность, прозрачность, полнота, созерцательность, тонкая сладостность, присутствие невидимого света, ясное видение и понимание своих грехов и др. Раскрытие духовного сердца может сопровождаться психосоматическими переживаниями, психосоматические переживания могут заслонять собой раскрытие духовного сердца и, наконец, психосоматические переживания могут подменять собой духовное сердце. Последний вариант представляет собой прелесть, когда работа сердечного центра принимается за благодать.

Проявления работы сердечного центра. (Около)Физические и чувственные ощущения: давление в районе сердца (груди), ощущение наполнения и потока, проходящего через сердце, ощущение расширения сердца, ощущение чаши в районе груди, ощущение раскрытия сердца, потепление в районе сердца, чувство горения, покраснение кожи и др. Чувственно-эмоциональные и страстные: радость, чувство благодарности, эмоциональная наполненность и желание излить переполняющие чувства восторга и благодарения, слезы (плач о грехах или от радости), чувственное переживание греховности своей души, чувственное(!) раскаяние, доходящее до терзания себя, сочувствие и сострадательность, эмоциональная экзальтация и др. О видениях, слышании и обонянии я здесь не говорю, хотя они вполне возможны. И еще хочу лишь указать, что при искусственном напряге сердечного центра возможно проявление дурных склонностей сердца.

Что важно для нас: 1) любые из этих переживаний не есть истинная благодать; 2) любые из этих переживаний не являются целью умного делания; 3) эти переживания могут в большей или меньшей степени сопровождать (а могут и отсутствовать) молитвенное делание, посему ошибкой будет увлечение такими переживаниями. Пример: постоянно текущие слезы при молитве всего лишь слезы, а не явный признак благодатного утешения, хотя могут и свидетельствовать о благодати. Это отмечал один из оптинских старцев (кажется, Амвросий Оптинский).

Конечно же, о сердечном центре сказано для критического обсуждения, а ни в коей мере не для поучения.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Наследие форума или повторение - мать учения
« Ответ #72 : 25 Октябрь 2010, 00:47:42 »
Александр:
 
Цитировать
    Практика и теория умного делания / Аскетическая практика / Все о ней, о молитве    : 04 Ноября 2004, 11:52:54
В молитвенном делании можно обнаружить внутренний ритм. Святые отцы говорили о сочетании и попеременном делании разных видов молитвы, предлагая определенные правила применительно своему опыту, конкретному времени и типу жительства. И я соглашусь с Леонидом - нам надо научиться чувствовать молитву, чтобы она не стала механическим повтором выцветших слов без каких-либо результатов.

Отступление от правил может быть двояким: по нашей немощи и по действию (чаще скрытому) благодати. Наша жизнь полна внештатных ситуаций, когда слепое следование давно заведенному правилу не полезно. Так и молитвенная жизнь становится полнокровной и в разумной степени разнообразной. Да и молитву следует понимать не только как словесную и умственную, но включать в нее свои дела и нужды. Молитва рук не менее действенна для стяжания благодати, чем молитва уст.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Alexander
Administrator

Сообщений: 5453


            Критерий "умности" молитвы
« Ответ #5 : 05 Июня 2005, 19:31:30 »   

Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Владислав, смотрите сами, трезвенно ли состояние ума, ясен ли он, видите ли Вы помыслы, различаете ли их и душевные изменения, можете ли управлять (отклонять, исправлять...). Это уровень умной молитвы, не сердечной.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.


Irina

Сообщений: 73


           Критерий "умности" молитвы
« Ответ #10 : 08 Июня 2005, 00:52:09 »   

Здравствуйте.

Цитата: Alexander
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.


Я понимаю так, что у человека духовного должно не только духовное сердце сформироваться, но и  должна вырасти духовная голова. Сила ума высвобождается из грязи обыденных мыслей и приходит в свою цельность. Сердечная молитва очищает чувства, а умная молитва совершенствует силу ума, возводя его к духовному знанию - «вводя в ум Христов».

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Irina

Сообщений: 73


           Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #2 : 15 Июня 2005, 00:51:49 »   

Для меня такой опыт воспринимается как  нечистота собственной души. Заглядываешь внутрь, а там – болото. И вот эта муть начинает проворачиваться под действием молитвы, и вся наша грязь  всплывает наружу. А если еще примешивается сила воображения, то здесь нет предела разного рода фантазиям. Они просто парализуют ум и необходимо усилие, чтобы вырваться из этих пут. Я думаю,через это нужно смело проходить и продолжать молиться. Чуть проявим слабость и мы – в проигрыше.

    Записан



Alexander
Administrator

Сообщений: 5497


            Усиление брани при Иисусовой молитве
« Ответ #3 : 15 Июня 2005, 01:09:40 »   

Именно так. И очередность обычно наблюдается: сначала брань мысленная, затем брань чувственная, а потом проблемы с телом.

Evgeny приводит хороший прием: отойти на время пика брани в сторону.

Отойти в сторону можно по-разному.
1. Как бы сбежать (и сбежать без как бы - но это почти поражение, которого и добиваются силы враждебные, что веют...), чтобы потом вернуться на старую позицию и продолжать заниматься молитвой.
2. Как бы сделать шажок вбок, "сгруппироваться" и выдержать напор стихии. Так можно поступать, имея  некоторый опыт и силу. Велика опасность -тут уж никуда не денешься - быть потрепанным.
3. Подняться над бранью. Это подобно тому, как поднимаются на гору во время наводнения. Какая-то часть нас будет "затоплена", но командный пункт цел. И дед Мазай спасет своих зайцев.
4. Стать прозрачным или(и) непоколебимым как скала. Впрочем, здесь в сторону отходить не надо, разве что бесенку хвост накрутить
5. Есть такое правило: когда враждебные силы нападают, они должны на время раскрыться и могут быть сокрушенны. Но это уже действия воина Христова.