Исихазм

Автор Тема: Отношение к особым детям  (Прочитано 17976 раз)

kirill_mkv

  • Сообщений: 492
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #75 : 25 Февраль 2010, 22:27:21 »
Aksuk
Я про этого Жана Ванье мало знаю, прочел слегка только о нем. Если он верует, то и слава Богу. Но, речь ведь не столько о нем, и не об экуменизме и прочей политике, сколько об отношении к детям, страдающим аутизмом и подобными неудгами.

Как, по-Вашему мнению, следует к ним относится?
В чем отличие от отношения к другим болящим?
Каковы задачи родителей по отношению к таким детям, и задачи прихожан по отношению к их родителям?
Каким должно быть отношение священников к этим детям, их родителям, и прихожанам, общающимся с ними?

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #76 : 26 Февраль 2010, 01:55:49 »
Ох... Спасибо за вопросы. Я конечно думал об этом уже, так что прошу прощения за многабукав.

Как, по-Вашему мнению, следует к ним относится?

Как к людям. Тут есть тонкий момент: мы говорим что к "особым" надо относиться как ко всем остальным. Для кого-то это будет означать наличие у них буквально тех же прав и обязанностей, что и у здоровых. Лукавая советская позиция. Это как если бы мы признавали за безногим колясочником право взбираться на 30-сантиметровые бордюры без пандуса (очевидно мы так признаем за ним право отрастить себе ноги). Мы должны очень хорошо понимать - в чем специфика ребят с особенностями именно душевного развития.

В чем отличие от отношения к другим болящим? 

Прежде всего надо учитывать что они воспринимают окружающий мир не так как большинство. У них очень своеобразные отношения со звуками, есть пристрастия, есть страхи. У них бывает развита эмпатия (до чтения мыслей включительно). Они западают на разные сложные геометрические формы, могут долго с ними играть, иногда - очень творчески.

Они часто не могут постичь законы человеческого общения. Наши формальности и условности для них непроходимы, противоестественны. С одной стороны они иногда напрямую общаются со стихиями (многие рассказывают о своей дружбе с водой, например или с ветром, кто-то и духов видит), а с другой - хорошие формальные логики. Беда только в том, что мир людей мотивирован не формально-логически, а интуитивно-безумно и многие его движущие механизмы аутист не постигнет никогда, например мотивацию неограниченного потребления.

Аутисты не безгрешны, они могут быть капризны, манипулятивны, вредны, агрессивны. При том, поскольку они вполне умны, то часто эти вещи осознаются ими как грех и очень глубоко переживаются. Для них не проблема искренне исповедаться. Проблема в другом - у них плохо развито "Я", самость, юнговская "персона". Чтобы научить иного говорить это местоимение уходят годы. А это означает важную вещь: аутист никогда не станет настоящим злодеем, поскольку у него нет сильной эгоцентрической мотивации.

Учитывая "смещение" мотивации ребенка-аутиста по отношению к норме я считаю, что в ситуации контакта с ними следует сугубо доверять родителям или сопровождающим. Не пытаться трактовать поведение ребенка так, как подсказывает "здравый смысл". Наш "здравый смысл" для такого человечка часто оказывается полным безумием - вот, что надо помнить.

Они кажутся ничего не понимающими, тем не менее именно им (в силу той же особенности восприятия) надо все и всегда вербально объяснять. Если Вы возьмете ребенка за руку и молча потащите от какой-нибудь "святыньки", которая ему приглянулась - получите истерику в храме, да еще со спецэффектами. Прихожане тут же начнут шипеть "воспитывать надо!" и прочие умные вещи, а ребенок, уловив общий настрой впадет в панику. Только объясняя, только "переключая", но никогда - не запрещая. Во всяком случае - до определенного времени, пока ребенок не освоится в храме полностью. Надо объяснить 10 раз одно и тоже - пусть будет 10. - это я уже про родительские обязанности говорить начал.

Процитирую текст, который написал год назад в помощь Татьяне к ее докладу на "Курсах для клириков и мирян".

Цитировать
Самое главный вывод - то, что приходская ситуация только выявляет с большой отчетливостью те же проблемы, с которыми мы сталкиваемся в мирской жизни - невнимание и закрытость. Мы, родители здесь, как и в обычной жизни, не требуем ничего сверхъестественного, ни на чьи плечи работу по воспитанию наших детей не перекладываем. Просто наши дети по природе так устроены, что жизненно нуждаются в минимуме внимательного, неформального подхода, в этом их "особость" по сравнению с "не особенными", которые по-видимости (на самом деле - конечно нет) могут обходиться даже и без этого. Если эта явленность в ребенке потребности быть любимым и жалеемым, присущей всем людям вообще, и не выносится на передний план в ситуации жесткого городского пространства, она от этого не перестает быть менее острой. И церковная община мне видится тем особенным местом безопасности, исцеления, любви, где можно встретить понимание и не чувствовать себя виноватым в том, что мой ребенок какой-то "не такой". И, кто знает, может быть тогда и к простым детям, и не только к детям отношение изменится...

http://aksuk.livejournal.com/138206.html - вот весь текст полностью. Я бы хотел, чтобы его прочти те, кому интересная тема. Надеюсь, что и на Ваши вопросы он ответит. Что же до конкретных рекомендаций к пастырям, то у меня их быть не может. Кроме одной: отношение к особым детям просто должно быть, поскольку они - группа риска и наименее защищенная группа прихожан. Не должно быть незнания. А дальше - каждый сам выберет - в какой мере и как могут быть интегрированы "особые" в жизнь его прихода. Может он захочет просто запретить (как иногда запрещают детей приводить) - это тоже позиция и ее можно понять. Просто она должна быть озвучена.
р.б. Антонио

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #77 : 27 Февраль 2010, 00:03:00 »
Aksuk, детскими литургиями в Пушкинском благочинии московской области занимается отец Владимир Архипов, храм Сретения Господня, село Новая Деревня.

Aksuk

  • Сообщений: 453
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #78 : 27 Февраль 2010, 02:25:47 »
Aksuk, детскими литургиями в Пушкинском благочинии московской области занимается отец Владимир Архипов, храм Сретения Господня, село Новая Деревня.

Пушкино? Хорошо знаю, эти места, думаю, доберусь туда. Хочется пообщаться насчет их опыта.
Храм приятно выглядит. Такой ухоженный теремок. http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=9188

Посмотрел "Форпост". Прежде всего надо благодарить  за то, что есть такой отец Михаил. И за его вроде бы приземленные слова - уже ему - большое спасибо, это слова практического, утвержденного человека.

А вот режиссерский текст, особенно ближе к концу, когда начинается гражданская лирика, выбивает из колеи, я просто на последних 10 минутах звук выключил, ибо пафос не просто запредельно велик, он еще и полностью не тот .

Но все равно обязательно надо смотреть. Ради этих детей.

(Юнии) я тоже плакал, :cry: хотя недостатков у кино действительно очень много и может быть стоит как-нибудь их проанализировать.
р.б. Антонио

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #79 : 27 Февраль 2010, 02:59:00 »
Еще бы быть неухоженным храму, где до сих пор помнят отца Александра Меня, его могила рядом с храмом. Кстати, у меня жена работает в специализированном логопедическом детском садике. У них есть группа аутистов, так что если интересует - могу у нее узнать насчет наработок в этой области. Пиши в личку, дабы не засорять форум.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #80 : 27 Февраль 2010, 15:42:36 »
Меня тоже "Форпост" очень сильно расстрогал и "зацепил",
но одновременно огорчило то, что эффект воздействия
на зрителя снижает сам режиссер своим же обломным текстом,
явно не понимая что творит и что ему гораздо лучше вовремя умолкнуть.
А ведь говорилось о продолжении...

Умка

  • Сообщений: 284
    • Просмотр профиля

Re: Отношение к особым детям
« Ответ #81 : 07 Июнь 2010, 21:14:18 »
Переношу свой пост сюда...

«Таким образом, аутистов можно разделить на два типа: первый тип, решил вообще не наводить мосты с "миром" который пытался его истребить в лице своего представителя мамочки-палача.
Второй тип (к коему принадлежу и я) - те кто решился выйти из своей "скорлупы" и связаться с обще»
 
Сразу оговариваюсь, я не спец от науки.
Но видимо всё гораздо сложнее.
Я понимаю, что мои знания фрагментары. Но природа аутизма, видимо, разная. И вообще моя история больше двигалась моей интуицией. И наверняка спецы найдут ошибки.
Как было, так было...

 
Несколько лет я ...ну можно сказать сопровождала мальчика-аутиста.
В первый класс привели не мальчика, а крепко сжатый комок с удивительно тёмным лицом. 
…В начальной школе он сидел на уроках уткнувшись в парту. На любое внимание со стороны учителя к нему реагировал ещё большим уходом в себя, когда она пыталась любым способом добиться своего, следовала агрессия. На все её требования, просьбы, уговоры - реакция отказа.Как-то смогла она гнайти средний вариант поведения и прожила с ним четыре года. Родители были с претензиями, считали своего ребёнка очень развитым и умным. А тут…Невозможно ставить ему отметки. Молчит. Временами только письменные работы… И то редко…С ребятами не общался вообще.
Когда я увидела амбиции родителей, кое-что стало понятно. Папа-начальник.  Вырос в неблагополучной семье. И однажды для себя принял решение, что у его сына будет всё. Дорогие игрушки, компьютеры, книги-журналы, велосипеды...путешествия...Всё самое лучшее ему. У сверстников такого не было. И он выделялся этим среди них.
Мама –умная, образованная и категоричная. Трудно с ней было говорить, потому что на всё знала ответ заранее. Любящие бабушка, дедушка. Растили-растили, берегли-холили.
Постепенно как-то само-собой появилась установка в семье, что семья-это здорово, хорошо, тепло...всё нужное есть для счастья...
    А то, что вовне...Кругом враги. Дети вокруг невоспитанные, разболтанные...микробы опять-таки разные. В столовой кушать нельзя. В школу и со школы встречали-провожали и т.д. Любые школьные конфликты сразу становились достоянием семьи.
А дети, конечно же докапывались до него. В ответ следовала ...очень сильная агрессия и жестокость.Он так бил...неистово, беспощадно...Еле усмиряли его...оттаскивали.
В подростковом возрасте проблемы выросли вместе в ним и классом. Учителей не признавал. А их стало много. Некоторые воспринимали его протест общаться с ними как личное оскорбление и никакие предупреждения не работали. Тут родители забили тревогу.
Стали спрашивать и слушать хотя бы. Стали сомневаться в собственной правоте хотя бы.
Парень очень умный получился, развитый...Замечательно рисовал комиксы...рисовал томами, собирал конструкторы, изучал новые компьютерные программы ... Щедрый, добродушный. Вернее в нём не возникали злые мысли. Он только реагировал на других зло.
 А в семье он стал просто манипулятором. Основная битва разворачивалась вокруг компьютера. Он поглощал всё его время и силы. Резко и агрессивно реагировал, когда его оттаскивали от любимого дела, из его мира увлечений. Даже не пытался понять других. Требования родителей убираться  хотя бы в своей комнате не находили отклика и чем дальше, тем труднее. Труднее ему. Труднее родителям...классу, учителям.
Ему специально в путешествие брали за компанию родственника-мальчика (потому что, он по мнению родителей, благополучный ребёнок), а путешествия не получалось. Просился домой наш герой ...потому что скучал...
     Думаю, что совместно нам получилось всё-таки смягчить ситуацию. Отец стал растить в нём мужчину. Теперь за работу с его служебными бумагами, сын получал карманные деньги. Стали учиться договариваться. Дед стал брать его в походы и на рыбалку. И т.д.
Были интересные мои личные наблюдения...
Когда я просила его нарисовать что-то конкретное, он напрягался и молча сидел перед чистым листом. И это при том, что он хорошо рисовал сам по себе. Мы уже с ним на тот момент нашли общий язык и он приносил мне какие-то свои вещи, что-то рассказывал...за жизнь начинали говорить. Общение стало без проблем у нас. А рисовать по просьбе- никак. « Ну нарисуй здесь хотя бы линию  для начала»- просила я, показывая на лист. Чтобы он сделал хотя бы первое движение навстречу, первый шаг. Чувствовался сильный барьер. Почти физически. Барьер, который он не может перейти. Хочет, это видно было, но не может. До сих пор помню те ситуации. Хочет волей поднять руку, а внутри словно враг. Нет сил сладить.
Ломать, конечно, же не хотелось...И я мягко переключала наше внимание на другое....
   К тому времени он уже отвечал стоя, даже  у доски на уроках  и зарабатывал свои хорошие отметки. Учитель рисования смирился. Как я поняла, он ещё очень требователен к себе был в этом и не хотел, чтобы получилось плохо.
     На перемене были постоянные проблемы. Да и возраст пошёл сложный, 7 класс.
Он почти не общался в классе с ребятами. А бежал сразу ко мне, в мой кабинет. Мне, конечно же, было приятно, что получается, что он хочет видеть меня, доверяет…Это была маленькая победа. Тогда она казалась мне только моей. Сейчас понимаю, что совместная.
   Так, как у меня в кабинете собирались разные дети, он волей—неволей оказывался в среде ребят. Других. Разного возраста. Разных. Стоял рядом, наблюдал, слушал. А мы что-то друг-другу рассказывали, иногда играли во всякие легкомысленные игры. Иногда я мягко вводила его в общение. Так как дети не знали, какой он, видимо ему было легче. Он что-то говорил, шутил тоже. Я, когда этого позволяла ситуация, рассказывала ребятам о том, чем увлекается он и о чём он может многое рассказать. Он был интересен, как источник информации. Ну, например, мог рассказать про тех же черепашек-ниндзя. Об этом он знал всё. Когда он рассказывал, речь его была ...Как бы это сказать...Ну словно говорит искусственный человек. Несвойственным ему голосом. Как через щель. И шутки его были часто  малопонятными для ребят. А некоторые ведь незамедлительно отреагируют сарказмом. Приходилось говорить, что так шутят в Интернете, что там продвинутый народ и шутки соответствующие. Особое испытание было для меня и него, когда у меня находились мальчишки-старшеклассники. Они цепляли его. Я, переживая внутри, как могла держала «оборону». Наверное была буфером. Думала, что не выдержит, сбежит. А он не уходил и принимал всё. Удивительно мне это было. Но я не спрашивала почему и как.  Только восхищалась его стойкостью.
*Аутист, даже с высоким интеллектом, пытается (подло) втесаться в общество "нормальных" - паразитируя на ценностях этого общества.   Если в обществе ценится весёлость - он пытается быть весёлым,... если безбашенность - он пытается быть безбашенным....   Но "общество" как свора псов безошибочно различает запахи...   ОН ПАХНИТ НЕТАК! Вроде всё при нём... но он НЕ НАШ!*
 
Точно...
Помню как над ним ржали старшеклассники, когда он переспрашивал их словом «Что?».
Все вокруг говорят «Чо?».
Прям напрямую удивлённо  хохоча мне говорили: «А чё это он?»
 Он стойко держался. Вроде как и я так говорю. А я пользовалась у них каким-никаким авторитетом. Да и в семье культуре речи его сознательно учили.
 Помню, как был момент его «социализации». В один какой-то день он, видимо, действительно захотел стать «своим» в классе.
 Дисциплину стал нарушать на уроках, причём неумело так. Переговариваться с учителями начал.
Пошло шутить.
Родители в ступор впадали.
Я сильно сомневаясь, всё-таки как могла, успокаивала их, вспоминая принцип маятника...
Ну качнуло малость...
Подожём.
Выравнится всё.
Выравнилось.
Временами случались драки на переменах между ним и кем-то из одноклассников. Ребята, когда приходили ко мне, взахлёб жаловались мне на него, крутили у виска пальцем. Он мог, избив кого-то, потом  упасть в исступлении на пол и биться головой. При мне такое тоже было. Концов не найдёшь. И это при том, что их класс был  дружным. Быстро как-то у них всё забывалось и начиналось с нуля. Приходилось говорить и с классом, и с учителями, и родителями-родственниками... Трудились как могли все. Родители, наконец, поняли, что стараясь воспитать из всего ребёнка исключительного, самого лучшего...Воспитали на тот момент искусственного человека, изолированного и неприспособленного к среде. Не имеющего иммунитета. Тогда и я поняла, как опасно держать в голове идеалы. И тем более воплощать их.
…Много приходилось  общаться  с ним. Это не было похоже на работу, мы просто дружили...Причём переделывать-улучшать напрямую, как я поняла –это тупиковый путь.
Рассмотреть, понять...чувствовать, как он...полюбить человека...
 
Я часто вспоминаю его.
Так получилось, что со школы я ушла.
Видела пару раз. Отрастил волосы. Взрослеет. Находится среди ребят. И с ними и не с ними одновременно. Они его всё-таки приняли как индивидуальность. Нашёл себе друга. Тоже своеобразного в чём-то. Такой же умненький и увлечённый. Класс тоже посчитал его индивидуальностью и принял их как одно...Неразлучное, непохожее на всех.
 
Самое грустное в этой истории то, что как-то не так давно неожиданно позвонила его мама. Попросила встречи. Плакала. Много накопленной боли в ней было. Сломленная...
Муж загулял с другими женщинами и  стал сильно пить.
Семья распалась.
Много говорили.
Ей так хотелось меня отблагодарить...
Что-то предлагала...деньги...
Я не хотела ничего от неё и одновременно чувствовала, что ей что-то хочется мне отдать за помощь...
В результате дала свой номер телефона.
Предлагала его как возможность мне позвонить ей, если мне вдруг что-то нужно будет.
Мы обе всё понимали...
Это был лишь символ. Мне нужно было что-то взять у неё. На уровне символа, но взять.
И я приняла.
Вот и держу теперь  номер в своём телефоне.
 
Не знаю, как дальше его жизнь сложится.
Просто прошли некоторое время жизни  вместе.