https://www.facebook.com/igpetr/posts/1364593720283075Петр Мещеринов
23 мая 2017 в 14:18 ·
Я не согласен с обвинениями в этой статье (
http://ahilla.ru/tserkov-hrista-ili-tserkov-kronosa/ ) , предъявляемыми именно «МП». В данном случае «МП» как таковая тут ни при чём, и не в её адрес должна быть направлена критика. Речь идёт о системной и глубинной проблеме Православия как такового, о которой я уже лет десять как пишу (за что и получал по шее), и которая в статье обозначена совершенно точно (не обращайте внимания на «МП»):
«Важно, что по факту сейчас в МП нет никакой реальной и подлинной духовной практики, которую могли бы вам предложить в качестве средства духовного и личностного роста. Почти всё, что может предложить современная МП, это клишированный набор религиозных услуг, за которым, как за забором, скрывается пустота духовная и интеллектуальная».
Осознающие это проблему – это и есть те «расцерковляющиеся», о которых я всё время говорю.
Это я вот к чему: я сейчас перевожу трактат Терстегена «О различном понимании того, что́ есть благочестие и преуспеяние в нём». И здесь даётся блестящее описание внутреннего процесса «расцерковления». Но если в современной православной жизни человек этого пугается, впадает в самоедство и уныние и, не получив пастырской помощи, чаще всего уходит из Церкви, то Терстеген, наоборот, высоко оценивает такое состояние, считая его первым шагом к переходу к истинному христианству. Собственно, это и есть процесс «нового рождения свыше»; и его этапы Терстеген раскрывает с большой подробностью. Этого вовсе нет в нашей православной педагогике – и здесь коренится ответ на часто задаваемый вопрос: «а зачем нам (православным) все эти протестанты, когда у нас есть наши святые отцы?» У наших святых отцов такого не прочтёшь.
Итак, вот этот фрагмент:
ГЕРХАРД ТЕРСТЕГЕН. «Путь истины», VI трактат, § 13.
«Переломный момент и переход человека от внешнего благочестия к существенному и внутреннему христианству совершается примерно следующим образом. Все внешние и внутренние благочестивые занятия, вся деятельность души, на которых доселе зиждилось (часто неосознанно) её христианство, становятся для неё тягостными и бессмысленными. У одних это происходит быстро, у других – постепенно. Чтение духовных книг, душеполезные размышления и беседы, устное молитвословие и тому подобное перестаёт питать душу и не может более продолжаться – отчасти из-за того, что прежде столь активный рассудок постепенно обессиливается и делается неспособным рассматривать и понимать духовные вещи так, как это у него получалось раньше; отчасти потому, что понятия и представления, которыми человек прежде наполнил себя, исчерпываются для него, а ничего другого он не может ни принять, ни удержать в себе. Всё, чем душа занимала себя при своём внешнем и внутреннем делании, начинает крайне её отягощать, и больше не производит на сердце и волю такого действия, какое было раньше. Вместо прежнего удовлетворения, сладости и отрады все дела благочестия становятся для души сухими, пустыми, бессильными, или даже и вовсе безрадостными и отвратительными.
При всём этом душа – или сразу, или со временем – начинает чувствовать в себе некое более чем обыкновенное стремление как к внешней тишине и уединению, так особенно к тишине внутренней, приводящей все её силы в неактивное и приимательное состояние . Это состояние характеризуется простотой, внутренней нерасположенностью ко всему сотворённому и забвением оного, сокровенным, тонким, исполненным любви тяготением к Богу и детской верой, сопряжённой с непрестанным вниманием к Его соприсутствию в нас. Последнее – самое важное, оно должно быть в нас и восприниматься нами непременно. Если душа всецело предаст себя этому (для падшего ума столь диковинному, но на деле поистине спасительному) внутреннему привлечению от Отца (Ин. 6, 44) и вождению Духа (Рим. 8, 14), если она будет всё своё попечение направлять на то, чтобы давать в себе место этому действию Божию, – то чрез такую тишину и упование (Ис. 30, 15) ей придёт помощь от Бога. Тогда душа будет отвыкать от всех своих прежних рассеянностей и рассосредоточенностей и от действований по указаниям падшего рассудка, дабы в смиренном безмолвии внимать внутри себя сокровенному воспитанию и научению вечной Премудрости, и, обходя всё несущественное, побочное и привходящее в христианстве, погружаться в сокровенную жизнь со Христом в Боге – что может быть постепенно достигаемо только чрез постоянное умирание со Христом для самого себя и всякого творения (Кол. 3, 3)».
_______________
Целиком трактат, надеюсь, появится на Богослов.ру (скоро), а затем и в книжном виде (не так скоро, но в обозримом будущем).
(
http://ahilla.ru/tserkov-hrista-ili-tserkov-kronosa/Церковь Христа или церковь Кроноса — Ахилла
Не тратьте жизнь, доверяя ее тем, кому на вас наплевать, кто будет вами манипулировать до гробовой доски
ahilla.ru)