Исихазм

Автор Тема: Исихазм без оставления всего  (Прочитано 5674 раз)

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Исихазм без оставления всего
« : 12 Июнь 2010, 01:16:51 »
Не противоречит ли   ИСИХАЗМ (от греч. hesychia – покой, - безмолвие, отрешенность) мирянина словам Исаак Сирина:
«И вот закон безмолвия: умолкнуть для всего. А если и в безмолвии окажешься исполненным смятения и будешь смущать тело рукоделиями, а душу заботою о ком-нибудь, то суди сам, какое проводишь тогда безмолвие, заботясь о многих, чтобы угодить тем Богу? - Ибо стыдно и сказать, что без оставления всего, без удаления себя от всякой заботы преуспеваем в безмолвном житии. Богу же нашему слава!»
Не приводят ли упражнения в безмолвии в сочетании с заботой о себе и семье к обнажению ума к самообольщению и самопричислению себя к избранным, ведь «Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним» (там же)?
Появляется ли и расширяется ли «возможность монашеского ( по сути своей) делания вне монастырской ограды (словами Александра)?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #1 : 12 Июнь 2010, 22:25:24 »
Умное делание антиномично ( для обычного чел.ума).

Жизнь и вера христианина проявляется в его делах. Он в постоянном делании (даже находясь в "бездеятельном" созерцании). Если он не занят умным деланием, то его делание неумное. Вот такой выбор: кто не строит свои дела умно, тот строит их глупо. Посему всем христианам полагает умно и с молитвой восходить к Богу. Но участие и степень восхождения у всех разные. Хотя все должны стремиться к полному посвящению себя и трудов своих Богу.

Немногим дано обрести истинное безмолвие - единицам из избранных, - но начатки безмолвия необходимо приобретать при любых условиях.

Господь оставил Себе в мире работающих Ему и радеющих о чадах Его и избрал Себе таких, которые служили бы только пред Ним, - верные слова. Однако мы знаем из Евангелия кого избрал наш Господь на служение: некоторые из них имели семью - прежде всего, Мать Его и муж Ее - и служили только перед Ним. И первые три века - до начала монашества - такое служение продолжалось, и во времена монашества такое служение было, только за монашеством скрылось оно.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #2 : 13 Июнь 2010, 01:25:01 »
Цитировать
Если он не занят умным деланием, то его делание неумное. Вот такой выбор: кто не строит свои дела умно, тот строит их глупо.
Алексндр, я спрашивал об исихазме, как о безмолвии без оставления всего. А вы говорите об умном делании. Правильно ли я понимаю, что смирение, чистота сердца, умное делание и оставление всего, в том числе и монашеской кеновии, являются ступенями для перехода к безмолвию? Мне кажется, Исаак Сирин говорит о невозможности безмолствовать без оставления всего, что связывает его с людьми в миру. У меня исихаст ассоциируется с отшельником, который не станет искать форум исихастов. Форум и Исихазм – понятия антиномичные?
Не совсем понятно ваше высказывание о неумном делании. Был ли глупцом сапожник, меру которого не достиг исихаст св.Антоний, занимаясь умным деланием?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #3 : 13 Июнь 2010, 14:00:33 »
Я говорю и о безмолвии. Безмолвие - начало пути ума, а священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят немногие.

Такой пример. Суфизм - от арабского "суф" - шерсть. Но никто же не будет утверждать, что суфизм - наука ношения шерстяных плащей. Так и исихазм не есть буквальное молчальничество и абсолютное отшельничество.

И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры? Если же он семейный, в семье видеть церковь, а келью устраивать в своей душе? И это начало пути, а дальше ведет Господь, если человек ищет Его. Если же не ищет, то и монастырь не поможет, и отшельничество не спасет.

Слова прп.Исаака Сирина надо понимать, прежде всего, в духовном смысле. Исихаст - в душе отшельник, а в жизни - делатель на том месте, где его Господь поставил. Когда нужно говорит, где нужно промолчит, и земную келью обустроит, и детей воспитает. Лишь бы волю Божию искал исполнить, а не свои представления о ней.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #4 : 13 Июнь 2010, 14:23:55 »
Цитировать
Форум и Исихазм – понятия антиномичные?

Бог воплотившийся...что за понятие?

разве исихасты не писали письма... :-)

при все нелюбви к админу. преумнейший море ставит знак качества на предыдущий пост. :-) аминь брат...
« Последнее редактирование: 13 Июнь 2010, 14:34:10 от Monte More »

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #5 : 14 Июнь 2010, 00:23:09 »
И где ныне - в монашеском миру - найдешь полное отшельничество? И какого монаха сразу допустят до молчания и ничегонеделания? До священнобезмолвия дорасти надо. Суть же в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Ведь забот в монастыре, которые отвлекают, никак не меньше, чем в миру. А в миру что мешает человеку устроить келью из своей квартиры?
Александр, спасибо. Достойный ответ ученику. Мне нравятся ваши ответы тем, что они вселяют надежду на то, что и мирянину доступен монашеский путь, к которому не призвал нас Господь или к которому мы не готовы по лености и малодушию.
Ваши слова, как бальзам на душу, после слова Лествичника:
«Может ходить и тот, кто связан узами житейских дел и попечений, но неудобно; ибо часто и те ходят, у которых железные оковы на ногах: но они много претыкаются, и получают от этого язвы. Человек неженатый, а только делами связанный в мире, подобен имеющему оковы на одних руках; а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию; женатый же подобен имеющему оковы и на руках и на ногах».

Простите, не могу отделаться от помысла, что призыв мирянина к священнобезмолвию в душе, в лучшем случае не полезен ему. Может вы поможете?

Ваши слова могут иметь и другую напоавленность:
Разве когда-либо - в светском миру - найдено было полное отшельничество? И какого мирянина допустят до молчания и ничегонеделания? Ведь забот в семье, которые отвлекают, гораздо больше, чем в монастыре. В монастыре все мешает монаху устроить квартиру из своей кельи, а в миру все мешает мирянину устроить келью из своей квартиры. Мирянин – в мечтах исихаст и умный делатель, а в жизни - плохой делатель на том месте, где его Господь поставил - плохой отец, работник и муж. Суть не в том, что расти можно и в миру, и в монастыре. Суть же в том, что священнобезмолвие - вершина. Путь для всех, а до вершины доходят те, кто не связан по рукам и ногам.

Исихазм – привлекает вершиной. К вершинам есть тропы, проложенные монахами. А мирянин, начитавшись с.о., садится в Исихазм, как в автомобиль, включает мотор умного делания, берет в качестве навигатора посты по исихазму и мечтает заехать в теплохладном климат-контроле с супругой  и детьми на заднем сиденье на вершину священнобезмолвия. Мирянин-исихаст похож на духовного туриста-паломника, который знакомится с окружающими его достопримечательностями, описанными святыми отцами, но не живет в них и не может иметь истинного представления о них потому, что завтра ему надо возвращаться к себе.

Мирянин-исихаст в душе «обнажается от материальных и мысленных образов, и ум-дух приближается к той грани, за которою может явиться Свет. Но и эта грань может остаться непройденною, если ум обратится на себя. Не исключены при этой обращенности на самого себя случаи, когда ум увидит себя подобным свету. (Софроний)».
Что для монаха не исключено, то для мирянина скорее всего так и будет, потому что мирянин живет в постоянной обращенности на себя и свое.

Начало умного пути к священной вершине исихазма не в безмолвии, а в оставлении всего своего. А как иначе понимать: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #6 : 14 Июнь 2010, 01:30:57 »
***Простите, не могу отделаться от помысла, что призыв мирянина к священнобезмолвию в душе, в лучшем случае не полезен ему. Может вы поможете?

Помочь не сложно, если Вы помните Писание. Точнее, не сложно показать, сложнее исполнить... А кто говорил, что быть христианином - по духу - очень просто?.. Итак, посмотрите на жизнь Господа и Матери Его. Мать родила Его, воспитывала, за хозяйством следила, мужу помогала. И руки Ее, и ноги Ее, как семейной, были в оковах - по слову Лествичника. И Господь в семье жил... не в монастыре. И что же? А вот что: Матерь Божия, бывшая семейной, стала Наставницей монахов. Если семейная - и в непорочности - монахов наставляет, то почему семейные не могут искать непорочности в уме и сердце своем?

И еще напомню: со времен Лествичника много воды утекло. Вот и монахи сами одели на руки и ноги оковы своим многопопечительством и обеты превратили в путы. Чем путь нерадивого монаха отличается от пути нерадивого мирянина, если оба в одну пропасть идут? Если же мирянин стопы сердца своего направляет ко Господу и руки ума к Нему простирает, то и Господь идет к нему - и оковы с рук и с ног снимает. И становится такой мирянин - по сердцу и уму - монахом - в соработничестве Господу.  А нерадивый монах, если не изменится, в оковах ума и сердца останется.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #7 : 14 Июнь 2010, 09:53:27 »
Немногим дано обрести истинное безмолвие - единицам из избранных, - но начатки безмолвия необходимо приобретать при любых условиях.

Истинное безмолвие это удел будущего века, непрестанного совершенствования на пути к Богу, а удел земной жизни, выбрать именно этот путь.

А в Жизни Вечной, Бог создаст все условия для исихазма, и отсутствие попечений, непосредственное руководство великих старцев наставников, да  и сам Христос поможет.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #8 : 14 Июнь 2010, 11:30:06 »
Чем путь нерадивого монаха отличается от пути нерадивого мирянина, если оба в одну пропасть идут?
Это ясно. А чем путь радивого монаха отличается от пути радивого мирянина? Или столько воды утекло, что наступила постмонашеская эпоха, когда все едино? И Афон уже не тот, и Валаам, и Оптина? А есть ли монахи среди участников форума? Не в уме, а реально живущих по монастырскому уставу?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #9 : 14 Июнь 2010, 12:30:01 »
*** А чем путь радивого монаха отличается от пути радивого мирянина?

Опять-таки ответ дает Писание. Посмотрите на путь Иоанна Предтечи и на путь Божией Матери.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #10 : 14 Июнь 2010, 13:05:01 »
не забываем про Симеона Богоприимца, трудившегося в создании септуагинты, единственного без сомнений веровавшаго в Боговоплощение (аля Енох, как Иоанн - Илия)
http://www.pravoslavie.uz/Jitiya/2/3.htm#5
Цитировать
О святом Симеоне, принявшем на руки свои принесенного в храм Младенца Иисуса и благословившем Марию Богородицу и Иосифа, многие думают, что он был священником при храме Иерусалимском, как и Захария, ранее принимавший вводимую в храм младенца Марию, имевшую быть Матерью Иисуса. Так говорят об этом: святой Афанасий Великий - в книге об общем естестве Отца и Сына; святой Кирилл Иерусалимский - в слове о Сретении Господнем; святой Епифаний - в учении об отцах Ветхого Завета, и другие. Евангелие не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в песнопениях св. Церкви он называется "священником", "святителем", "священнодетелем", "приносившим законные жертвы" и "очищавшим кровными жертвами люди Израилевы". Сами действия св. Симеона при Сретении Господа (Лк 2:23-37) также показывают, что он был священником.
а иудейские священники были обязаны иметь законных жен

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #11 : 14 Июнь 2010, 14:25:50 »
Спасибо за долготерпение. С миром изыдем.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #12 : 14 Июнь 2010, 16:50:43 »
полезный опыт на эту тему
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1343.msg27575#msg27575
отв. #72
..Ни что мне не помогало, не было у меня никаких ощущений в сердце долгие годы, хотя старался творить молитву при любой возможности, в метро, на лекциях, на улице, на ходу и т. д. Но из-за того, что я простой мирской человек и у меня есть семья и много обязанностей, я вынужден был совмещать молитву с другими делами и как я сейчас понимаю для новоначальных это совмещение вредно. Но бог дал мне возможность. Только более 7-ми часов в день практики меня пробило..

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #13 : 15 Июнь 2010, 17:49:27 »
Ученик: Простите, не могу отделаться от помысла ...
Александр: Помочь не сложно, если Вы помните Писание.
Спасибо Александр. Достаточно было вспомнить Писание, как помысел испарился. Сила вашего примера оказалась именно в переключении ума на Евангелие.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Исихазм без оставления всего
« Ответ #14 : 15 Июнь 2010, 17:52:43 »
полезный опыт на эту тему
Спасибо, Elm, было полезно прочитать.