Исихазм

Автор Тема: Любовь к врагам  (Прочитано 46064 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Любовь к врагам
« : 22 Июнь 2010, 15:36:48 »
Неоднократно на нашем форуме упоминалось о любви к врагам, как важнейшем критерии духовной жизни, ее верного направления и качества. Тоже самое много раз повторял Силуан Афонский. Недавно писал Александр.

Кто же такие враги? Поделюсь своими наблюдениями. Глобальные враги и четко обозначенная сволочь - с ней проще, она к нам отношения обычно не имеет, поэтому любовь к ним абстрактна и по сути к настоящей любви отношения не имеет.

Сложнее с посетителями и даже прихожанами нашего храма, всячески сбивающими наш возвышенный настрой, еще сложнее со священниками и владыками - вот они то НАМ обязаны быть святыми по НАШИМ же меркам. Ан нет...

Далее наши близкие, коллеги-сослуживцы, дети, соседи, попутчики - все кто не вписывается в наши мерки представлений о них и вызывает раздражение, разочарование, гнев. Мне кажется, что в Евангельском смысле это и есть настоящие враги.

Потому что собраться в большом трудно, но более менее реально, а вот в каждодневным мелких до безобразия мелочах - крайне сложно.

В этом, видимо, весь фокус дать людям жить не распространяя свою можель жизни, поведения на них. Признать их своеобразия, особенность, красоту даже в недостатках. Любить как старенькую, но дорогую бабушку, в ее немощи и даже упрямстве.

Любоваться их своеобразием и неповторимостью, пусть даже с нашей точки зрения.

Думаю это возможно прежде всего в памятовании о состоянии смирения - быть С МИРОМ внутри, а с другой стороны, о природе наших реакций на других, вызванных съеденной пищей, инстинктами, умственной ленью, родовыми грехами, городским нервным образом жизни и прочее. Здесь и может родиться смирение, основанное на понимании, что к истинной нашей природе, к высшему все наши плотско-кровяные реакции не имеют отношения.

Тогда мы полюбим самого застроявшегося прорабствующего батюшку, политизированного владыку, тоталитарного президента, соседа, пьющего и орущего, женщину, в транспорте, ГАИшника, врача-взяточника, - всех наших собратьев по плотской жизни и кровяной повернутости ума в сторону живота - жажды жрать до сытости все что ни попадя и людей и себя, и пищу, и природу - весь мир, знания, информацию - ВСЕ до чего только можно дотянуться

Реально в свете этого становится понятным почему "Враги человка домашние его" С одной стороны - это воплощение родовых грехов, а с другой нашей не любви к конкретным живым людям с их слабостями и пороками.

К этому же относится и осуждение всех и вся и властей, и монашества и священства. Хотя и правомерное - но умственное и без любви.

Трезвая оценка нужна, но не жесткий суд и приговор. Именно трезвая оценка с любовью и молитва о спасении душ, прежде всего живых душ, заключенных в деревянные оболочки.

"Горе от ума" Грибоедова - порождает по Гоголю "Мертвые души", и приводит к "Человеку в футляре" по Чехову

Умственное превознесение не имеет ничего общего с любовью к врагам, равно как и умственная снисходительность и терпимость любовь должна быть во всей полноте, всеми силами не зажатого, а именно преображенного естества

Трудное это дело, но весьма благодарное, и действительно очень отражает мир внутри нас. Наши мысли, слова о других людях, эмоции, движения души, ощущения.

Оценка выгодно-не выгодно, человек для чего то, а не просто потому, что человек. Воплощенное потребительство не преображенного живота: хочу-ем-сытость ...

В той или иной степени враги нам все наши ближние в той степени, в которой не вписываются в наш мирок, созданный воображением ума. Тонкое чуткое отношение к людям несомненно возможно только в Духе, иначе это напоминает борьбу с ветряными мельницами, либо Мюнхаузена. В мире образов падшего мира не достичь безобразного понимания других иначе как в благодати, которая рождается в молитвенном предстоянии.

Прошу по возможности поделиться опытом стяжания любви к врагам и обретения смиренной мудрости и кроткого отношения к ближним. И Ваших святых молитв о стяжании духа смиренной мудрости и любви к ближним р.б. Игоря
« Последнее редактирование: 22 Июнь 2010, 16:01:25 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #1 : 24 Июнь 2010, 12:17:14 »
Простите за две большие цитаты, но думаю мысли о. Силуана для всех нас очень полезно вспомнить

Выдержки из СТАРЕЦ СИЛУАН АФОНСКИЙ Иеромонах Софроний http://www.hesychasm.ru/library/silouan/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_20.htm

Часть вторая
ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА I СКУЧАНИЕ О БОГЕ

Цитировать
Дух Святый есть дух мира, сострадания, любви к врагам.

 
Цитировать
   Чтобы понять Старца Силуана, необходимо иметь в виду только что сказанное. Старец был человек единой идеи, которая заполняла все его существо, идеи, которая была следствием непостижимого явления ему Бога. В этом таинственном явлении ему Господа он познал, что Бог есть — беспредельная любовь. Он утверждает, что любовь эта непременно изливается и на врагов, и что познается она только Духом Святым. Дух Святый явил ему Христа. Дух Святый учил его смирению и любви к врагам и ко всякой твари.

   
Цитировать
О, Господи, сподоби нас дара Духа Святого, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле.

   
Цитировать
Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого.

       Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей.

       Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.

       Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне.

       Но спрошу тебя: — если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

       Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко.

       Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией.

       Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них.

       О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей.

Цитировать
* * *

       Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов.

       Господи, все народы — создание рук Твоих, — обрати их от враж ды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь.

       Господи, Ты заповедал любить врагов, но трудно нам грешным, если с нами нет Твоей благодати.

       Господи, излей на землю Твою благодать; дай всем народам земли познать Твою любовь, познать, что Ты любишь нас, как мать, и больше матери, потому что и мать может забыть исчадие свое, но Ты никогда не забываешь, ибо Ты безмерно любишь создание Свое, а любовь не может забыть.

       Господи Милостивый, богатством милости Твоей спаси все народы.

    Господи, пошли на нас Духа Твоего Святого, ибо Ты и все Твое познается только Духом Святым; Которого в начале Ты дал Адаму, а после святым пророкам и затем христианам.

       Дай, Господи, всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою.

       О, Господи, сподоби нас дара Духа Святого, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле.

     Но кто не будет любить врагов, тот не может познать Господа и сладость Духа Святого.

       Дух Святой учит любить врагов так, что будет жалеть их душа, как родных детей.

       Есть люди, которые желают своим врагам или врагам Церкви погибели и мук в адском огне. Так мыслят они потому, что не научились любви Божией от Духа Святого, ибо тот, кто научился, будет проливать слезы за весь мир.

       Ты говоришь, что он злодей, и пусть горит в адском огне.

       Но спрошу тебя: — если Бог даст тебе хорошее место в раю, но ты будешь видеть в огне того, кому ты желал огня мучений, неужели и тогда тебе не будет жалко его, кто бы он ни был, хотя бы враг Церкви?

       Или у тебя сердце железное? Но в раю железо не нужно. Там нужны смирение и любовь Христова, которой всех жалко.

       Кто не любит врагов, в том нет благодати Божией.

       Милостивый Господи, Духом Твоим Святым научи нас любить врагов и слезно молиться за них.

       О, Господи, дай Духа Святого на землю, чтобы все народы познали Тебя и научились любви Твоей.

Цитировать
* * *

       Господи, как Сам Ты молился за врагов, так и нас Духом Твоим Святым научи любить врагов.

       Господи, все народы — создание рук Твоих, — обрати их от враж ды и злобы на покаяние, да познают все Твою любовь.

       Господи, Ты заповедал любить врагов, но трудно нам грешным, если с нами нет Твоей благодати.
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2010, 12:27:32 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #2 : 24 Июнь 2010, 12:26:09 »
 
Цитировать
Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он.

   
Цитировать
Кто смирил себя, тот победил врагов.

 
Цитировать
Невозможно душе иметь мир, если не будем всеми силами просить у Господа — любить всех людей. Господь знал, что если врагов не будем любить, то мира в душе не будет, и потому дал нам заповедь: «Любите врагов ваших». Если не будем любить врагов, то лишь по временам душа будет как бы спокойна, но если мы любим врагов, то мир в душе пребывает день и ночь.

       Блюди в душе мир благодати Святого Духа; не теряй его за малые дела. Если ты дашь мир брату своему, то Господь даст тебе несравненно больше, а если оскорбишь ты брата, то и на твою душу неизбежно придет скорбь.

       Если придет блудный помысл, сразу же отгони его, и тогда сохранишь мир души своей, а если примешь его, то душа потеряет любовь к Богу, и уже не будешь иметь ты дерзновения в молитве.

     
Цитировать
  Если отсечешь свою волю, то победил врага, и в награду получишь мир души, а если сотворишь свою волю, то ты побежден врагом, и уныние будет мучить душу твою. Кто имеет страсть любостяжания, гот не может лю бить Бога и ближнего; ум и сердце такого человека заняты богатством, и нет у него духа покаяния и сокрушения о грехах, и душа его не может знать сладость мира Христова.

    Всеми силами смиряйте, братия, свою душу, чтобы Господь возлюбил ее и дал ей Свою милость. Но она не пребудет в нас, если мы не будем любить врагов.

       Духом Святым познала душа моя Господа, и потому мне легко и приятно о Нем размышлять, и о делах Божиих; а без Духа Святого душа мертва, хотя бы она весь мир изучила.

       Если бы люди знали, что есть духовная наука, то побросали бы все свои науки и технику, и созерцали бы только Господа. Красота Его пленяет душу, и она влечется к Нему и вечно желает пребывать с Ним, и ничего другого не хочет. На все царства земные смотрит, как на плывущие по небу облака.

     
Цитировать
Господь хочет, чтобы мы любили ближнего; и если ты помышляешь о нем, что любит его Господь, то значит, что любовь Господня с тобою; и если ты думаешь, что много любит Господь создание Свое, и сам жалеешь всю тварь, и любишь врагов своих, себя же считаешь хуже всех, это значит, что с тобою большая благодать Святого Духа.

    Христос молился за распинавших Его: «Отче, не поставь им греха сего; не ведают бо, что творят». Архидиакон Стефан молился за тех, которые побивали его камнями, чтобы Господь не вменил им этого во грех. И мы, если хотим сохранить благодать, должны молиться за врагов. Если ты не жалеешь грешника, который будет мучиться в огне, то значит нет в тебе благодати Святого Духа, но живет в тебе злой дух, и покамест ты жив еще, старайся покаянием освободиться от него.
 
       Многие святые мученики в страданиях познали Господа и помощь Его. Многие монахи несут большие подвиги и тяжелые труды ради Господа; они познали Господа и борются, чтобы победить в себе страсти, и молятся за всю вселенную, и благодать Божия учит их любить врагов, потому что кто не любит врагов, тот не может познать Господа, Который умер на кресте за врагов, и дал нам образ в Себе, и дал нам заповедь любить врагов.

Цитировать
* * *
       Господь есть любовь; и нам повелел любить друг друга и любить врагов; и Дух Святой учит нас этой любви.

       Душа, которая не познала Духа Святого, не разумеет, как можно любить врагов, и не принимает этого; но Господу всех жалко, и кто хочет быть с Господом, тот должен любить врагов.

       Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: «И будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» и будем видеть славу Его.

       Ты говоришь, что много людей страдает от всяких бед и от злых человеков; но прошу тебя, смирись под крепкую руку Божию, и тогда благодать научит тебя, и ты сам захочешь страдать ради любви Господней. Вот чему научит тебя, Дух Святой, Которого мы познали в Церкви.

       А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

   Из-за гордости теряется благодать Божия, а вместе с нею и любовь к Богу и дерзновение в молитве; и тогда душа мучается злыми мыслями и не понимает, что надо смириться и надо любить врагов, ибо иначе нельзя угодить Богу.

       
Цитировать
  Ты говоришь: «Враг гонит нашу Святую Церковь. Как же я буду его любить?» А я тебе на этом скажу: «Бедная твоя душа не познала Бога; не познала, как Он много нас любит и желанно ждет, чтобы все люди покаялись и спаслись. Господь есть любовь, и дал на землю Духа Святого, Который учит душу любить врагов и за них молиться, чтобы и они спаслись. Это и есть любовь. А если судить их по делам, то они заслуживают наказания».

          Слава Господу, что Он так много нас любит, и прощает нам грехи, и Духом Святым раскрывает нам тайны Свои.

Цитировать
* * *
       Господь дал нам заповедь: «Любите врагов ваших» (Мф. 5, 44). Но как же их любить, когда они делают зло? Или как любить тех, кто гонит Церковь Святую?»

          Когда Господь шел в Иерусалим, и самаряне не приняли Его, то Иоанн Богослов и Иаков готовы были свести огонь с неба и истребить их за это; но Господь им милостиво сказал: «Я не пришел погубить, а спасти» (Лк. 9, 54-56). Так и мы должны иметь одну мысль: чтобы все спаслись. Душа жалеет врагов и молится за них, что они заблудились от истины и идут во ад. Это есть любовь к врагам. Когда Иуда задумал предать Господа, то Господь милостиво вразумлял его; так и мы милостиво должны поступать с теми, кто заблуждается, и тогда спасемся милосердием Божиим.

Цитировать
Господь научил меня любить врагов. Без благодати Божией не можем мы любить врагов, но Дух Святой научает любви, и тогда будет жалко даже и бесов, что они отпали от добра, потеряли смирение и любовь к Богу.

Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: »Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих, и обрати их на покаяние», и тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем, и Сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией, и не познал он Бога.

   
Цитировать
    Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще — совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твои злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые.

       Добрый человек думает: всякий, заблудившийся от истины, погибает, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.

          Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды.

          Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай, и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: «Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Так отсюда еще начинается вечная жизнь; и мука вечная отсюда начинается.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #3 : 24 Июнь 2010, 13:17:27 »
Во враге важно увидеть самого себя. Тогда различишь душу человеческую, которую мучают желания, страсти, пороки, столь  знакомые самому тебе. И ненависть обратится не на душу, а на то, держит ее в плену.

stas

  • Сообщений: 328
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #4 : 24 Июнь 2010, 13:45:26 »
Многие враги и не враги вовсе (в том смысле, что хотят или причиняют нам зло),  а становится врагами из-за фантазий в уме.
яко немощен есмь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #5 : 24 Июнь 2010, 13:55:06 »
Если бы не был бы врагов, то ты мало бы познал себя. Они, как никто другой, вскрывают наши гнойники.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #6 : 24 Июнь 2010, 14:15:13 »
Прп. Силуан Афонский пишет, что любовь к врагам дает нам Дух Святой, и это благодатный дар Духа стяжавшим его! Говорить об этом, не имея благодати (говорить не имеющим) всё равно, что описывать красоту радуги слепцу. Любое представление слепца о радуге не будет объективным! Это будет просто игра ума воображающего, что такое радуга. Имеет, смыл поговорить о сотворчестве с Духом в Сфере Любви (безусловного принятия)! Я говорю о психотехниках любви для привлечения Духа Святого. Техника № 1, дана самим Христом, это попытка молится о врагах (пусть через силу). Из неё приходит осознание единства Адама. (Тоже самое о смирении, целомудрии, кротости и т.д.)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #7 : 24 Июнь 2010, 14:55:42 »
***Я говорю о психотехниках любви для привлечения Духа Святого. ***

Режет уши.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #8 : 24 Июнь 2010, 14:57:50 »
Согласен, но сказах еже сказах... Лучше не смог... Ксати меня сейчас толкают бесы чревоугодия, так что мой ответ заражён страстью! Осторожней!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #9 : 24 Июнь 2010, 15:07:31 »
Цитировать
***Я говорю о психотехниках любви для привлечения Духа Святого. ***

Режет уши.

Когда человека, каким-то краем коснулась благодать Духа Святого, то говорить о каких-то техниках ее привлечения просто невозможно, Святой Дух - Бог и Он приходит туда, куда Хочет и действует так как хочет. Его можно просить, призівать, готовиться к приходу, но не вызывать в магическом смысле. Любовь - одно из имен Творца, ну не может быть ее психотехник ...

Хотя то, что Вы хотели сказать понятно ...
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2010, 15:33:26 от Игорь Спасский »

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #10 : 24 Июнь 2010, 15:19:14 »
Я как раз не про магию (будь она неладна!) говорил, а про сотворчество с Богом. Психотехника здесь выступает в качестве нашего нуждения. По-моему преп. Иоанн Синайский говорил, что если хочешь получить дар целомудрия, веди себя как целомудренный, и Бог, видя усилие, даст дар. Вы всё хорошо, правильно написали! Психотехника это голое ничто, доколе искренность не коснётся сердца и не приклонит его изменится, и вознестись к Богу. Тогда придёт Дух Святой и подарит залог благодати для новых шагов в Царствие.

rb-mixail

  • Сообщений: 132
  • Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #11 : 02 Июль 2010, 14:40:13 »
Надо молится за врагов. И тогда враги становятся благодетелями.
За каждого кто возмущает дух, словом, взглядом, поведением, и т.д.. Тогда от них приходит благодать, мир сердца и из тебя лично выходит конкретный грех. Я люблю своих врагов, конечно вначале приходит смущение но когда хорошо помолищься за конкретного врага такая сладкая тишина приходит. Иногда в особых случая приходится молится и весь день но вконце кайф. Это конкретный и красивый способ избавится от своих грехов.
 
Когда молишься за друзей выступаешь донором и от тебя уходит тишина.
Можно сбалансировать этот процес, какое то время за врагов какое то время за друзей.

Я часто так делаю если не сказать постоянно.

Молюсь ИМ сприбавлением р.Б. ...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #12 : 02 Июль 2010, 15:07:42 »
Михаил, может быть, я неверно истолковал Ваши слова, но из них как будто следует, что цель молитвы за врагов - это подпитка себя благодатью, потраченной на молитву за друзей.
Но не извращается ли при таком подходе (если я его правильно понял) цель самой молитвы? Не становятся ли враги и друзья лишь средством поддержания "благодатного баланса"?

Air

  • Сообщений: 662
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #13 : 02 Июль 2010, 15:18:45 »
В самой евангельской постановке вопроса "любовь к врагам" есть парадокс, не так ли?
Отказ воздать отмщение и наказать, и причинить ответное зло врагу -
встречалось мне у св.отцов трактование этого как "действие" ,
когда подвижник старается исполнять заповедь любить врагов.
Отказ отмщения - это действие по выполнению заповеди любить врагов.

Док

  • Сообщений: 374
    • Просмотр профиля

Re: Любовь к врагам
« Ответ #14 : 02 Июль 2010, 15:21:26 »
Есть такие враги, что сколько ни молись - они никогда не изменятся. И единственный способ выразить им своё уважение и любовь - отрубить им голову.


В самой евангельской постановке вопроса "любовь к врагам" есть парадокс, не так ли?
Отказ воздать отмщение и наказать, и причинить ответное зло врагу -
 Отказ отмщения - это действие по выполнению заповеди любить врагов.

Тут парадокс только с точки зрения человеческой (земной) логики.

Я понимаю это так: когда ты видишь (осознаешь) какие мотивы движут твоим врагом, то просто не можешь испытывать к нему ненависть, а только жалость или сочувствие, т.е. ты сам уже не пропитываешься ненавистью, поскольку знаешь, какие мотивы движут врагом. Знание – сила!

С другой стороны, термин враг надо всегда конкретизировать, чтобы не впасть в маразм.

Если против меня, моей семьи, страны совершается агрессия, нападение, то я имею полной право убить врага, и это никаким грехом быть не может. Это высшее проявление любви к своим близким и уважения к врагу. Я не буду испытывать к нему ненависти, я просто отрежу ему голову.


А то многие часто понимают «любовь к врагам» и «не убий» как отказ от всякого сопротивления, капитуляцию и превращаются в эдаких чудиков-тошнотиков, не способных вообще ни к чему, кроме как рыдать да молиться.
« Последнее редактирование: 02 Июль 2010, 15:33:54 от Док »
"Ведь некоторые не знают, что нам суждено здесь погибнуть. У тех же, кто знает, сразу прекращаются ссоры".  (Дхаммапада 1.6.)