Исихазм

Автор Тема: Четыре стихии покаяния  (Прочитано 55111 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #30 : 03 Август 2010, 13:34:40 »
Стихия воды и водное (эмоциональное, чувственное, страстное) покаяние. Встреча с эмоциональным миром - при умной молитве - происходит, когда ум, обученный первым азам молчания, спускается до уровня горла. Открывается горло - и становятся видны выплески эмоций. Эмоции же подобны волнам на поверхности обширнейшей и глубочайшей стихии душевных (страстных) сил человека. Рациональный ум (легкий, подвижный, сухой и холодный), словно поплавок, плавает на поверхности страстей...

Качества стихии воды - влажность и холод. Стихия же страстей, как правило, влажная и теплая. Ее можно охарактеризовать как душевную. Преображенные душевные силы должны нести качества влаги и холода. Что же понимать под качеством холода применительно к душевным силам человека? Неискаженным качеством холода обладает бесстрастность.  И бесстрастность - по православному учению - удел совершенных.

Рациональному уму (сухому и холодному) свойственно навязывать чувствам свои качества. Такой ум ограничивает душевные силы и порывы, а при постоянном воздействии (напр., в аскезе, направленной на умерщвление страстей) делает их высушенными и холодными. Эта навязанная холодность чувств проявляется в бездушии и не имеет ничего общего (является подменой) с истинным качеством воды - холодом, выражаемым в бесстрастии. 

Как я уже говорил, ум, умеющий сходить в область неочищенных страстей, заимствует от них творческие способности, связанные с качеством влажности. И действительно, ум человека, который ведет эмоциональный образ жизни, уже не столь сух, в нем сильнее выражено страстное начало. Но ум также заимствует у эмоций и страстей искаженное качество тепла: он находит смысл в бесконечной круговерти природных и душевных процессов и он находит оправдание своим страстям - их драмам и трагедиям. Именно таким является ум многих творческих личностей: актеров, поэтов, писателей и пр., которые находят смысл жизни в самом потоке жизни. "Жить, чтобы жить", - так называется известный фильм Клода Лелуша, а остальное - бессмыслица...

Итак, ум, спускающийся в сердце при умной молитве, оказывается между рациональной Сциллой и чувственной Харибдой, которые всячески пытаются пресечь его путь. Если ум остается сухим и холодным, то он навязывает свои качества страстным силам, ограничивает, иссушает и извращает их. Он должен, чтобы войти в изменение, воспринять качества влажности и теплоты, которыми обладают страстные силы человека. Но он не должен быть порабощен эмоциями и страстями, чтобы не стать их исполнителем и рабом. Это поистине неустойчивое состояние. И чтобы не упасть, ум должен находиться в постоянно движении, направляя себя к сердцу, чтобы найти и пробудить в нем сокровенный огонь.

Период водного (эмоционального) покаяния очень ярок и богат на переживания. В это время открываются эмоциональные пласты жизни. Душа, доселе скованная рациональным умом, размягчается и расширяется. Появляется ощущение внутренней теплоты, приходит умиление и текут покаянные слезы. Начинается плач о грехах. Иногда - в покаянном плаче - чувства разгораются так, что охватывают физическое тело, и оно начинает буквально пылать жаром. Это сердечный огонь, скрытый за мутными потоками эмоций и страстей, пробивает себе дорогу и разогревает чувства. И здесь возникает немалая опасность впасть в прелесть чувственного разгорячения.

Продолжение следует...

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #31 : 03 Август 2010, 14:19:37 »
Цитировать
Рациональному уму (сухому и холодному) свойственно навязывать чувствам свои качества.

  Пардон, а куда же всунуть эмоции, которые на самом деле влияют на чувства?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #32 : 03 Август 2010, 14:46:48 »
Способы воздействия эмоций на сухой рациональный ум давно известны. Это или тихое просачивание и постоянное давление, которое исподволь меняет направление рац.ума, или мощный выплеск, который просто смывает все рациональные конструкции.

Capta

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #33 : 03 Август 2010, 16:45:01 »
А где-нибудь о терминах договаривались?
Например, что такое чувства - это эмоциональные переживания,  или физические ощущения?
Или всё вместе?

И ещё вопрос. А Желания, вы не рассматриваете как отдельный элемент? Желания - они ведь как эмоции или мысли, вполне самостоятельный "ингредиент".

« Последнее редактирование: 03 Август 2010, 16:55:15 от Capta »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #34 : 04 Август 2010, 13:28:03 »
Термины когда-то обсуждались. Да, под чувствами можно понимать эмоциональные (и более глубокие - страсти) переживания, которые распространяются и на физику человека. Чувства следует отличать от ощущений, связанных с деятельностью органов чувств.

В желании присутствует волевой импульс. Желание распространяется не только на эмоции, страсти и потоки жизненных сил человека, но и на умственную деятельность (напр., стремление к познанию), и на физическую (напр., стремление к размножению), и на духовную (стремление к Богу).

Capta

  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #35 : 04 Август 2010, 13:50:21 »
Спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #36 : 05 Август 2010, 14:06:07 »
Стихия огня и огненное покаяние

Огонь - особая стихия: через нее открывается духовная реальность. Хранится огонь в сокровенном сердце человека. Сокровенное же сердце человека скрыто за сердцем эмоциональным. Путь ума, ищущего огонь сокровенного сердца, лежит через эмоции - сквозь сердце эмоциональное. Эмоциональное сердце при возбуждении - от близкого жара сердечного огня - разогревается. Напомню, что неуспокоенные эмоции влажные и теплые. При разогреве они приходят в еще большее волнение и, закипая, начинают неуправляемо фонтанировать. Человек впадает в эмоциональный экстаз, когда буйство внутренних переживаний соединяется с чувственными видениями. Человек чувственно видит духовный мир, но в него не вхож. Не вхож, потому что мешают войти возбужденные страсти.

Такой вариант молитвы "канонизирован" католической церковью. В православии разгоряченная молитва, сопровождающая экстатическими состояниями, считается неверной по двум причинам. Главная причина уже была названа - человек остается в страстном разгоряченном состоянии и не достигает состояния духовного. Вторая причина - в экстазе человек теряет контроль над собой и утрачивает связь со своим телом. Цель умного делания - умное (сознательное) соединение всех разрозненных частей человека и преображение их в нетварном свете.

Ибо всякий огнем осолится...(Мар.9:49)

Эти слова Господа применительно к вхождению в сокровенное сердце означают следующее. Сердечный огонь выжигает скверну и преображает качества ума и души. Однако для вхождения в стихию сердечного огня и ум, и эмоции (страсти) должны быть подготовлены, иначе они не будут допущены или даже будут уничтожены (сгорят без преображения).

Ум, по мере приближения к огню сердца, отвращается от эмоционального разжжения и начинает искать духовный смысл (тепло) в духовном же мире, который открывается через сердечный огонь. Эмоции и страсти утрачивают свою активность (теплоту) и приобретают первые начатки бесстрастия (качество холода). Когда открывается духовное сердце, из него исходит огонь. Он пожирает и старый ум, и старые чувства. В этот момент ветхий человек умирает - совершается огненное крещение. И нарождается новый человек, ибо должно ему родиться свыше. По времени этот процесс может занимать долгие годы, а может и сокращаться, но быстрым он, видимо, не бывает, поскольку смерть старого и нарождение нового представляет собой грандиозную перестройку внутреннего естества.

Далеко не всегда такая перестройка оканчивается успехом. Огонь может сжечь дотла неподготовленный ум и чувства, и тогда человек сходит с ума. Огонь вызывает огромную душевную ( а порой и физическую) боль, поскольку  корчится и умирает в нем ветхий человек. И тогда ветхий человек, обжегшись, сбегает от сердечного огня и огненных искушений. Совсем неподготовленный человек до сердечного огня просто не допускается.

Когда рождается свыше новый человек, то он подобен спеленутому младенцу, которому требуется забота, уход и защита. Роль заботливых родителей и защитников берут на себя ум (как отец) и душевные силы (как мать). Отдавая себя народившемуся младенцу, они взращивают его, и изменяются в его свете сами.

Продолжение следует...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #37 : 05 Август 2010, 18:09:38 »
Однако для вхождения в стихию сердечного огня и ум, и эмоции (страсти) должны быть подготовлены, иначе они не будут допущены или даже будут уничтожены (сгорят без преображения).
Так что же должно произойти с чувствами(эмоциями)...КАК они должны перемениться...во что превратиться...

И...как с ними(чувствами) работать...на что направлять усилия...

И...есть ли что то, о развитии чувств у святых отцов...я как то не встречал...

ЗЫ: Alexander :-)...спасибо за ваше изложение :-)...само рассмотрение с ЭТОЙ стороны, наводит на множество мыслей...и...мне кажется мыслей полезных...
Понимание того, что происходит, помогает действовать...
Бог в помощь :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #38 : 05 Август 2010, 18:18:02 »
Очень хорошо и понятно это написано для меня, Александр. Важно что бы другие это поняли.
И не боялись. " Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного..."(1-е Петра 4-12)
Потому-что, когда наступает этот момент, как бы человек не был духовно "подкован", сколько бы лет он не "жил" в церкви или монастыре -все это рухнет в одночасье перед открывающей себя истиной. Человек видит свое младенчество и глубокое несовершенство. Ибо и червяк по сравнению с народившейся душой сверхсовершенство.
Жизнь начинается как бы заново...мирское "перестает существовать" как стереотип мышления. Все просматривается через духовную призму ума, пропускается через это...открываются духовные причины и следствия.

Обычно, те кто гонятся за стяжанием этого огня-попадают в ловушку, о которой Вы написали как о "сгорании", ибо от гордости делают это. Но Божья милость столь избирательна, что сей огонь подается, в прямом смысле слова, людям не достойным по всем мирским и не мирским меркам, но с детской непосредственностью в сердце.
Да, прохождение через это искушение весьма болезненно, как на душевном так и на физическом плане-и с этим согласна.

Цитировать
Когда рождается свыше новый человек, то он подобен спеленутому младенцу, которому требуется забота, уход и защита. Роль заботливых родителей и защитников берут на себя ум (как отец) и душевные силы (как мать).
 Я бы еще добавила о той неизмеримой благодати Божьей, которая крыльями своими осеняет, защищает, оберегает новорожденного.

Цитировать
. В этот момент ветхий человек умирает - совершается огненное крещение.
 Да, это так. Только об этом лучше не говорить священникам, а то они посмотрят на вас с таким недоумением, будто вы сумасшедший.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #39 : 05 Август 2010, 18:25:27 »
Александр, можно ли предположить, что крещения, о которых говорится в Евангелии - суть последовательные встречи со стихиями воздуха, воды, огня и земли?
Можно ли сказать, что крещение воздухом - есть приход человека в мир (физическое рождение) и его умственное развитие, крещение водой (крещение Иоанна Предтечи) - это встреча с эмоциональным миром, крещение огнем  (крещение от Господа) - это сошествие на человека Духа Святого, и, наконец, крещение землей - это смерть на кресте, смерть физического тела?
Допустим ли такой взгляд?

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #40 : 05 Август 2010, 23:13:17 »
Я так понимаю, что возжение этого огня, есть перемена и переосмысление, всего духовного пути, меняются отношения как с божественным миром, так и с демоническим. Огненная это последняя перемена перед обожением?

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #41 : 06 Август 2010, 08:47:36 »
Я так понимаю, что возжение этого огня, есть перемена и переосмысление, всего духовного пути, меняются отношения как с божественным миром, так и с демоническим. Огненная это последняя перемена перед обожением?

  Это полное изменение ума. Но до обожения шагать и шагать...ибо огненное крещение не предполагает полное изничтожение страстей. Борьба продолжается. Так в кратце...спешу на работу. А демонизм становится  явной реальностью.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #42 : 06 Август 2010, 14:05:07 »
Это полное изменение ума. Но до обожения шагать и шагать...ибо огненное крещение не предполагает полное изничтожение страстей. Борьба продолжается. Так в кратце...спешу на работу. А демонизм становится  явной реальностью.

Но я так понимаю что на начальном этапе огненного крещения, огонь изменяет тяжёлые, земляные страсти, блуд и чревоугодие, и это помогает вздохнуть легко?

Какая связь между этим огнём и адским огнём преп. Силуана?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #43 : 06 Август 2010, 19:47:38 »
Так что же должно произойти с чувствами(эмоциями)...КАК они должны перемениться...во что превратиться...

И...как с ними(чувствами) работать...на что направлять усилия...

И...есть ли что то, о развитии чувств у святых отцов...я как то не встречал...

Покаяние, о котором так много говорят святые отцы, в частности, и есть работа над своими чувствами. Воспитание добродетелей - тоже работа над чувствами, связанная и с их развитием. К примеру, смирение - и дар Божий, и добродетель. которую можно развивать. И т.п.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Четыре стихии покаяния
« Ответ #44 : 06 Август 2010, 20:16:52 »
Александр, можно ли предположить, что крещения, о которых говорится в Евангелии - суть последовательные встречи со стихиями воздуха, воды, огня и земли?
Можно ли сказать, что крещение воздухом - есть приход человека в мир (физическое рождение) и его умственное развитие, крещение водой (крещение Иоанна Предтечи) - это встреча с эмоциональным миром, крещение огнем  (крещение от Господа) - это сошествие на человека Духа Святого, и, наконец, крещение землей - это смерть на кресте, смерть физического тела?
Допустим ли такой взгляд?

Думаю, допустим. Я хотел говорить об этом чуть позже. Можно и здесь.

Крещение (омовение) воздухом - принятие помышлением своим и закрепление в слове (необязательно) веры в Бога. Человек вдруг понимает (далеко не всегда осознанно, часто стихийно), что он верит во что-то большее и лучшее себя, в то, что управляет миром, в то, что дает жизнь. Эта вера растет и персонифицируется. И человек уже может заявить о ней вслух.

Крещение водой - омовение жизненными силами. Страсти и эмоции лишь часть жизненных сил. (Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Иоан.7:38)

Крещение огнем - сошествие Духа на человека (и в его сердце). Каждое из трех крещений знаменует постепенное умирание ветхого человека и возрождение нового.

Крещение землей - смерть на кресте или сораспятие Господу. Оно связано со смертью физического тела и его последующим воскресением.