Безусловно, к слышанию ответов в уме надо относиться с большой осторожностью
Другое дело, когда начинают раскрываться смыслы слов Священного Писания
Александр, правильно ли я понял, что к помыслам, раскрывающим смысл Священного Писания нужно хоть и отнестись с осторожностью, но все же принять к рассуждению, которое может стать процессом очищения ума и сердца?
Если так, то мне важно понять границу дозволенного.
Если отвлечься от смысла толкования, то интересна последовательность помыслов, чтобы понять когда надо было остановиться? Сейчас, когда я успокоился, то вспоминаю такую последовательность. В уме вращалось по кругу:
"Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы?". Вращалось, словно кто-то хотел мне сказать смысл этих стихов. Я откликнулся, потому что чувствовал важный подтекст - это необходимо тебе, чтобы правильно делать и.м. Дальше последовал ответ - держи ум свой во внимании и откроются тебе врата молитвы.
Такое наставление о внимании я легко принял, потому что оно согласуется со с.о., а я сильно рассеивался в молитве. Вращение прекратилось. А вот дальше, похоже, что к этому помыслу примешалось много других сомнительного характера, но которые я тоже стал принимать без рассуждения, доверившись первому. Как пишут с.о., стоит открыть дверь одному помыслу даже верному, как вместе с ним пролазят в раскрытую дверь незаметно вражьи помыслы.
Дальше я стал домысливать своим помраченным умом о чаше спасения, приписывать духовнику сокровенный смысл его слов и т.д. Какие были плоды? Я не почувствовал ни смирения, ни тщеславия, ни своей особенности, ни уныния. Просто настроился быть более внимательным на и.м. и отложил в сторону все помыслы.
Когда же почувствовал, что преобразилась молитва, то меня сильно обрадовало два момента. Первое - молитва двигалась сама (Мысль:
неужели самодвижная?). Второе - я не чувствую молитву в горле, но чувствую в груди (мысль -
неужели переместилась сама?). Дальше чувство радости дополнилось ощущением языков пламени. Тепло не ощущал. Это ощущение было в груди, словно я видел себя внутри. Я прекратил стояние, стал готовить завтрак (мысль:
и тебе еще до завтрака, что важнее?). Но молитва продолжалась сама. Это меня еще больше удивило и привело в восторженное состояние.
К этому состоянию стали примешиваться помыслы тщеславия, которые и побудили создать тему на форуме.
Вот он тщеславный помысел -
"Ты только начал, всего два месяца, а уже достиг такого, что другим дается годами".Каюсь перед всеми вами братья и сестры, что по тщеславию открыл эту тему. Каюсь, чтобы избавиться от этого помысла. Как лоха раскрутил меня лукавый, примешавшись к молитве.
Александр, вы правы, сердце только откликнулось однажды. Больше такое не повторилось. Молитва по-прежнему не ниже кадыка и нет самодвижности.