Загадка первой заповеди исихазма в проклятии змея ( протоевангелие Бога).
Что такое «Пята» и как понимать первую заповедь духовной борьбы, которую дал Господь в книге «Бытия»?
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет блюсти твою голову (блюсти - по греческому тексту Библии, по древне еврейскому мосаретскому тексту – поражать в голову), а ты будешь жалить его в пяту»
Этот сложный для понимания текст, становится совершенно понятным для ставшего на путь исихазма, если послушать лекцию Евгения Авдеенко («Чтения по книге Бытия»). Вот его толкование.
Семя жены. У жены нет семени. Семя по еврейски - мужского рода. Он, семя жены – это Христос и его последователи.
Семя змея – это «Порождения ехиднины!»(Мф. 12:34), или те, чей «отец диавол» (Ин. 8:44), или как апостол Павел говорит – чей Бог есть чрево (змей то на чреве ходит). "Они мыслят о земном", - говорит апостол.
Блюсти – подстерегать, выслеживать, выполнять.
Единственное уязвимое место сатаны – это голова, или помыслы.
Соблюдение помыслов от лукавого и есть вражда со змием.
Точно так как мы соблюдаем змея, он соблюдает нас.
Диавол привязан к человеку и от него не отвяжется. Сатана будет всегда с человеком. («На персях (на груди) твоих и чреве ходить будешь» – то-есть диавол не поднимет голову от земли и будет есть землю во все дни жизни его. Есть землю – это означает, что ему теперь питанием будут самые низкие помыслы человека)
Нам заповедано и указано единственное уязвимое место змея. Оно находится не в нем, а в нас – это наши помыслы. Тот кто блюдет свои помыслы посрамит сатану. Наше уязвимое место, которое постоянно выслеживает сатана – это пята.
ПЯТА – это опора на земное в наших помыслах о земном. Когда мы уповаем на земное и уверенно наступаем, когда все наши помыслы о земном, тогда мы становимся уязвимы. Сатана создает условия и караулит момент, когда все наши помыслы о земном. В этот момент мы уязвимы. А если наши помыслы о небесном, мы стоим на земле безопасно.
Есть различие между греческим и древнееврейском текстами Библии. В данном случае оно существенное и не случайно подправлено позднее мосаретами, потому что все их помыслы были о земном. В мосаретском тексте используется глагол «поражать». Получаетя так – Он, семя жены будет поражать змея в голову. Что значит поражать в голову? Может надо пяткой его топтать и беречься, чтобы он не ужалил нас в пятку? Или наоборот, змей может укусить нас в пятку, когда мы смотрим на небо и не видим его. Может лучше на землю смотреть? А может змей тогда опасен, кода мы пытаемся его пяткой топтать? Может, его вообще лучше не трогать. Получается путаница.
В греческом тексте ясно сказано. Он тебя выслеживает и ты его выслеживаешь. Ты его блюдешь, он тебя блюдет. Между вами дуэль на равных в области помыслов. Не о пятке речь, а в сфере духовной жизни происходит настоящая борьба. То-есть, глава змея не пяткой поражается и не тогда он нас жалит, когда мы силимся его поразить. Не нужно боятся за свои пятки, когда метишь змею в голову.
Вражда. Под враждой понимают обычно злобность по отношению к врагу. Здесь вражда – это незлобность, которую заповедал нам Христос. Духовная вражда – это есть охранение помыслов. Не силой побеждается сатана, но соблюдением помыслов.
Проклятие. Не проклинал Бог змея. Господь никого не проклинает. Проклятие происходит от нарушения Божьего миропорядка. В проклятии, как следствие нарушения миропорядка, мы наблюдаем лишение чего-то свойственного и привязанность к чему-то чужому. «Проклят ты (не сказано Я проклинаю) от всех скотов и от всех зверей земных» То-есть, сатана - ангельский чин ниспал на уровень скотов. Это клеймо, это печать, это позор и весть о спасении. Возвещение Богом о проклятии-ниспадении змея – это первая благая весть, данная человеку после его грехопадения, надежда на спасение, потому что проклятие завершается поражением.
Протоевангелие.
От Бога нам положена вражда духовная. Это наша жизнь после грехопадения. Первое, что нам надо знать о себе – я могу враждовать со змеем. Второе, в проклятии сатане содержится впервый раз благая весть. Так с.о. и называют это – протоевангелие. Человечеству до Христа было обещано, что Он будет блюсти голову змея. Это наша надежда. Это особая сила души, которой раньше не было до грехопадения. В раю не нужно было до грехопадения надежду иметь. Кто хочет иметь надежду должен иметь вражду. Надежда – не мечта, а духовная способность о Боге. Человеку дано сопрячь вражду и надежду. Когда он обретает одно, он обретает и другое. Вражда и надежда не бывают друг без друга. А вот когда они вместе, тогда человек обретает всестороннюю помощь Божью, которая именуется всеоружием. Облекитесь во все оружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:10-12).