Бес может сообщать касанием свою характерную порчу и ужасное томление, опустошающее, с обычными телесными разгорячениями/энергиями не спутаешь… Явление бесовское несёт шум, неопределённость, со слабых мест и с тыла (чаще во сне)…
Ужасное томление - это может быть то, что психиатры называют депрессией. Тут могут быть определенные физиологические причины - банальная нехватка какой-то химии, или, наоборот, выброс порции нежелательных гормонов.
Давно, когда еще не молилась, были периодические провалы в глухую острую душевную муку. Бросала все, ложилась и "засыпала" этот момент. Помогало.
Потом нашла у Исаакак Сирина тот же совет. Когда бесы так наваливаются, что даже молиться не получается - тогда остается только одно: залечь спать, потому что долгим такой период не бывает.
Так бесы это, или нет? А вот как проживешь, так и будет: если видишь в этом бесовское воздействие, тогда внутри ума сооружаешь площадку встречи с собственной внутренней тенью.
В иудаизме различаются
ангел-противник и
бесы.
Сатана и
шедим. Это как внешнее и внутреннее зло:
шедим - порождение
йецер а-ра (=злого начала) человека.
Сатан относится к потенциальному
йецер а-ра мира, перешедший из потенциальности в актуальность с непослушанием человека. Сатан, по воззрениям иудеев - это отчужденный от Бога гнев Божий. Это то, что в христианстве отнесено к "духам злобы поднебесной".
Мы же чаще имеем дело с "шедим", а не с ангелами противления. С собственной внутренней тенью, а не с наружным воздействием.
Как вирусы не могут существовать вне живого организма, так и
шедим обязательно должны прицепиться к какому-нибудь существу. Поэтому их называют еще
диббуким, от слова "диббук" ("приклеивающийся", "прицепляющийся"). От этого же корня и слово "нидбак" ("заразиться").
шедим ед. ч. шед - духовная субстанция, которая находится рядом с огрубленной, животной частью души и оказывает на нее определенное влияние; в переводе с иврита - демоны.
Шедим сотворены в конце шестого дня сотворения мира, после того, как был создан человек.